Либертарианство, или охота в смартфоне

Алексей Исаев

Август, 2019 год

Охотничья страсть, управляемая строгими рамками совершенного закона, должна и может быть удовлетворена высоким уровнем ведения охотничьего хозяйства.

Очередной раз взявшись за перо, вначале хотел написать статью под названием «Охота наизнанку». Но вовремя остановился: уж слишком много негатива пришлось бы выложить, раскрывая эту тему. Тогда пришлось бы писать либо под псевдонимом, либо изображать увиденное на какой-нибудь планете Х. Но очень не хочется говорить плохо об охоте и, тем более, давать повод ее противникам для очередных нападок. К тому же вовсе и не охота виновата, что ее изнаночная сторона (согласитесь, она есть) превалирует сегодня в Украине.

А на вопрос, почему такое название, я бы ответил, как в том анекдоте: «Ну, во-первых, это красиво!», а главное, по-современному. А если серьезно, то озвученные президентом и его командой постулаты новой идеологии наводят на определенные мысли, и мне интересно рассматривать происходящее в нашей стране применительно к той сфере, где я что-то понимаю. Но я не буду умничать и говорить о либертарианстве. Просто хочется привлечь внимание и поговорить о наших проблемах, об отклонениях от нормы и здравого смысла, о том, что в значительной степени огорчает нашу жизнь. Пусть простит меня внимательный читатель, который следит за публикациями и замечает, что мне приходится повторяться в некоторых суждениях. Да, это так. Но ведь проблемы не только не решаются, они прирастают. И я готов вновь и вновь говорить о причинах проблем, дабы найти им оптимальные решения. При этом утверждаю то, в чем имею твердые убеждения, опираясь на свой долгий опыт работы в охотничьем хозяйстве Украины.

Нанотехнологии, искусственный интеллект, «страна в смартфоне» и многие другие современные реалии говорят о том, что человеческий мозг перегружен, и сегодня как никогда ему нужен отдых. Кто-то идет в театр или кино, кто-то в лес за грибами или на рыбалку, кто-то просто на дачу, поближе к земле. Да мало ли где и как можно отдохнуть от суеты мирской. Но есть особое занятие, страстное увлечение, которому отдают предпочтение миллионы людей на земле, готовые тратить на него свое свободное время и часть семейного бюджета. Конечно же, это охота! Мы планируем ее заранее и с нетерпением ждем день выезда. Уже сам выезд на охоту для нас праздник! Мне с детства запали в душу слова моего отца, страстного охотника и большого любителя утиной охоты. «Вот залезу, – говорил он, - на своей резиновой латаной-перелатанной лодчонке поглубже в камыши, выберу плёсо покрасивее, разбросаю чучела, замаскируюсь… и забываю обо всем на свете». И действительно, на охоте, на настоящей, правильной охоте мы хоть на короткое время забываем о проблемах и житейских трудностях, наш мозг не только отдыхает, он очищается от негатива и заполняется новыми светлыми мыслями.

Однако украинские современные реалии имеют свою специфику, при которой наш мозг не просто перегружен, он в любой момент может взорваться. А все потому, что в охоте нелады. Где они, правильные охоты? Наш мозг просто не успевает очищаться. Ладно, если это мозг холопа, чего ему очищаться! А если это мозг – того, кого надо мозг! Ну, вы понимаете! Вот тогда беда! Тогда и «томос», и «мова», и «зрада». Это – для всех. А специально для этих чокнутых охотников – нате вам лося в Красную книгу! А не успокоитесь, мы и волка туда занесем, чтобы лосю там скучно не было!

Интересная получается картина маслом. Давайте попробуем рассмотреть ее в деталях. Итак, существует уникальное явление – охота. Человечество его не придумало, человечество на нем выросло и сформировалось. Это, если хотите, наши корни. На протяжении веков охота как явление трансформировалась в достойное занятие определенной группы людей – охотников, сохранив при этом вековую страсть и обретя рамки цивилизованного отношения к природе. Охота несет в себе глубинный смысл, зарожденный в древности и передаваемый нам от предков, от отца к сыну. Этот глубинный смысл невозможно выразить сухим определением в законе, его вообще сложно выразить словами. Многие из нас знают, что такое любовь, но кто-нибудь может сказать, что это такое? Ни одно словесное определение любви, равно как и охотничьей страсти, не будет полным и совершенным. Эти человеческие понятия можно только восхвалять и воспевать.

Есть охотники, которые также являются уникальной в своём роде частью общества. Их уникальность состоит в том, что они, одержимые страстью заветного выстрела, готовы на любые жертвы и лишения с одной лишь целью – чтобы дичи было больше. Они не скрывают своих намерений добыть объект охоты, они хотят стрелять много, и в подавляющем своем большинстве хотят охотиться законно. Право на охоту – их главная мотивация, без которой мы просто не найдем желающих проводить биотехнические мероприятия, охранять угодья от браконьеров, уничтожать вредных животных, добиваться правильных методов работы сельхозмашин, бороться с бесхозяйственностью в применении ядохимикатов и проведении других промышленных работ, внедрять в охотхозяйственное производство все то передовое и прогрессивное, что накоплено опытом работы лучших отечественных и зарубежных охотничьих хозяйств. И так далее. Охота – это заключительный этап цикла «охрана – воспроизводство – рациональная эксплуатация». А добытый трофей – это лишь вознаграждение охотнику, апогей удовлетворения охотничьей страсти.

Есть отрасль под названием «охотничье хозяйство». Надо подчеркнуть, что современная организованная охота, помимо всего прочего, превратилась в сферу услуг, а охотники в большинстве своем превратились в потребителей этих услуг. Поэтому основные работы по биотехнии и воспроизводству поголовья охотничьей фауны взяли на себя отраслевые структурные единицы – пользователи охотничьих угодий – охотничьи хозяйства и организации, которым дано право вести охотничье хозяйство в определенных границах охотничьих угодий. Они – производители охотничьих услуг. И как любое производство охотничья отрасль нуждается в создании рабочих мест, подготовке специалистов, техническом оснащении, производственной инфраструктуре, научном и правовом обеспечении, а значит – в заботе государства.

И, наконец, есть государство Украина, которое обладает такими природно-климатическими условиями, которым позавидует любая европейская страна. В наших угодьях может обитать в десятки и даже в сотни раз больше полезной фауны, нежели мы имеем ее сейчас. И мы могли бы вести успешное охотничье хозяйство и удовлетворять охотничьи потребности не только своих граждан, но и многочисленную армию зарубежных охотников. Охотничий туризм, да и в целом охотничье хозяйство могли бы вносить существенный вклад в экономику державы, в укрепление международного престижа и внутреннего здоровья общества. От государства требуется лишь одно: задать рамки и создать условия, при которых природный ресурс будет рационально использоваться и возобновляться, а охотничья отрасль будет активно развиваться и процветать. Но, видимо, нашему государству этого не нужно, а усилия власти направлены не на созидание, а на разрушение.

В связи с этим, как бы мы этого не хотели, не получится говорить только об охоте. Наивно полагать, что можно решить проблемы отдельно взятого сегмента общественных отношений, если не видеть, что мы находимся в окружающей токсичной среде несовершенного государственного устройства. Эта среда, порожденная коррупцией, невежеством и безнравственностью, замешанная (особенно в последние пять лет) на ненависти, токсична для нормальной части общества, во всяком случае для 73% населения, а для власть имущих она вполне благоприятна. И что, кто-то полагает, что в этой среде охотничье хозяйство (как, впрочем, и любая другая отрасль) может процветать?

Следует отметить, что в последние годы нападки на охоту ее противников многократно возросли. Причем в стане противников охоты не только так называемые «зоозащитники», «псевдоэкологи» и прочие «зеленые», но и само государство, которое подменило свои регулятивные функции репрессивными. Своими невежественными антинаучными действиями или бездействием в решении насущных проблем охотничьей отрасли современная Украина лишь увеличивает завалы из этих проблем на развалинах советской системы природопользования. Положение настолько серьезное, что даже в среде охотничьего сообщества потеряны такие понятия, как «правильная охота», «культура охоты», «этика охоты», «грамотный охотник» и т.д. В качестве теста каждый из нас может поставить себе вопрос: были ли у вас случаи на охоте, когда бы вы боялись (или вам запрещали) сфотографироваться с добытым трофеем или опубликовать свое фото с трофеем? И если да, то с этой охотой не все в порядке.

Конечно, это плохо, когда охота происходит с нарушением закона. Но еще хуже, когда сам этот закон нарушает принципы природопользования и создает такие условия, при которых любая охота происходит с нарушениями. Охотники и охотпользователи стали заложниками несовершенного законодательства. Речь идет не только о Законе Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», а обо всей нормативно-правовой базе в области ведения охотничьего хозяйства, которая в целом носит не столько регулятивный, сколько запретительный характер. Прежде всего, это несвоевременное утверждение лимитов и необоснованный перенос сроков охоты. Здесь важно понимать, что охотничьим хозяйством в Украине управляет кто угодно, но только не охотоведы. А потому в подавляющем большинстве случаев запреты и решения в области охоты не обоснованы ни с научной точки зрения, ни с точки зрения здравого смысла, и кроме вреда, ничего не несут. При этом страдает и природа, и экономика, и морально-нравственная атмосфера в обществе.

За примерами далеко ходить не надо. Так, запрет весенней охоты не способствует охране и увеличению численности гусей и уток, вальдшнепа или тетерева. Более того, он не позволяет пользователям укрепить свою экономику за счет правильно организованной охоты. Он не позволяет воспитать молодого охотника, привить ему чувство грамотного и бережного отношения к добытому трофею и поведения на природе. То же самое можно сказать и на примере с лосем. Его краснокнижный статус, который лишает организованное охотничье хозяйство всякой мотивации и возможности вести хозяйство по лосю, вряд ли будет способствовать увеличению его поголовья. И что более важно, введенный запрет автоматически многократно увеличивает армию браконьеров.

Вообще логику антиохотников понять сложно. Мне кажется, эти люди, окончательно утратившие связь с природой, а значит, и с действительностью, лишенные охотничьей страсти, немного обижены судьбой. В охотнике они видят убийцу, но сами, уверен, не вегетарианцы. И отнюдь не любовь к природе движет ими в яростных нападках на охоту. Согласитесь, прослойка антиохотников значительно меньше армии охотников, и мы могли бы защитить охоту от всякого рода бореек. Они хоть и агрессивное, но меньшинство. Но ведь беда в том, что их представители – семераки – сегодня во власти. И потому уповать на государство, увы, не приходится.

В этой связи, может, либертарианство – это действительно то, что нам нужно? Это когда минимум роли государства и максимум свободы действий? Но тогда возникает вопрос, а кто будет устанавливать правила и рамки в том бедламе, в каком сегодня оказалось наше охотничье хозяйство? А может, каждый пользователь охотничьих угодий или каждый охотник будут устанавливать свои правила? Вот если б у нас был совершенный закон об охоте, а все угодья были справедливо и грамотно распределены, если б во всех хозяйствах работали квалифицированные охотоведы и егеря, а все охотники были бы культурными и образованными, если б сельское хозяйство не наносило такой огромный ущерб фауне и среде обитания, если б… Тогда действительно, зачем нам вмешательство государства?

Отношение к охоте – это лакмусовая бумажка уровня цивилизованности нашего народа, морали и нравственности. И как видим, здесь у нас не все в порядке. А вот роль охоты в обществе явно недооценена. Охота может защитить нас от полной деградации и морального обнищания, от бескультурья и хамства, от слабоумия в политике, от утраты духовности. Но сегодня охота сама нуждается в защите, и прежде всего, от невежества и чиновничьего произвола. Защищая охоту таким образом, мы защищаем государство, укрепляем его.

Но главная защита охоты – это правильная охота, в которой есть все: забота государства и совершенные правила, мастерство специалистов и высокая культура охотника, обилие дичи и результативность самой охоты. Хочется верить, что когда наша страна будет в смартфоне, там найдется место и охоте.

Алексей Исаев, биолог-охотовед