Как Красная книга Украины охраняет тетерева

В. Урсул

Август, 2019 год

Многие наши охотники, особенно из таких регионов, как Полесье и Карпаты, в охотничьих угодьях могли наблюдать или слышать тетерева. Обитает эта птица в лесной или лесостепной зонах. На протяжении более двухсот лет многие авторы в своих работах воспевали эту птицу. Л.П. Сабанеев в своем труде «Тетерев-косач (охотничья монография)» упоминает одиннадцать таких авторов ХVІІІ-ХІХ веков. А материалы, изданные о тетереве и охоте на него уже в ХХ веке, составляют объемную библиотеку. Все это свидетельствует о большом интересе в среде охотников к тетереву.

Почти пять десятков лет тому во Львове молодым лейтенантом срочной службы я стал членом КВО №1 ВОО. Тогда-то я впервые и услышал о нашем украинском тетереве. Моему коллеге по коллективу эта птица случайно попала под выстрел в угодьях Гороховского охотхозяйства, что в Волынской области. Такой же случай произошел у меня на глазах в охотхозяйстве ВОО «Дубрава Ленинская» в конце 1970-х годов. В первой половине 1980-х годов частые пребывания на территории Тетеревского охотничьего хозяйства часто дарили неожиданные встречи с этой птицей. Интересный контакт с тетеревами мне предоставила судьба в сентябре 1986 года. Во время сбора грибов на территории Львовского учебного центра (Яворивского полигона), в лесу возле Инженерного озера неоднократно поднимали этих осторожных, но в тишине леса очень шумных при подъеме на крыло птиц.

Ареал распространения тетерева в настоящее время – это лесная и лесостепная зоны Европы и Азии. Встречается он от Скандинавии до Приамурья. В Восточной Европе северная граница распространения тетерева доходит до середины Кольского полуострова. А дальше на восток тянется почти по Полярному кругу. К востоку от реки Енисей севернее широты 65 эта птица не встречается. Южная граница ареала тетерева совпадает с лесостепной зоной. Тетерев присутствует в Альпах, Карпатах, на Балканах, а также на севере Монголии, Кореи и в Северо-Восточном Китае. Распространен он в Норвегии, Швеции, Финляндии, Шотландии, в горных лесах и на вересковых пустошах Центральной и Западной Европы. Но в этих местах зоны обитания тетерева представляют собой четко определенный островной характер.

У нас в стране этот оседлый вид пернатых, который становится все более редким, в настоящее время обитает в Карпатах, на Полесье, в Расточье (холмистая гряда, заросшая лесами, которая протянулась от Львова в северо-западном направлении, и переходит на территорию Польши). В Украине тетерев ниже северной части лесостепной зоны не встречается. Но в прошлом все было несколько иначе. У многих авторов можно прочитать, что 120-150 лет назад тетерев обитал и был объектом охоты даже у берегов Черного и Азовского морей, а также в предгорьях Кавказского хребта.

Если поднять уже современную статистику, основанную на данных таксационных учетов, то мы увидим следующее. В начале 1970-х годов в Украине присутствовало около 66,6 тыс. тетеревов. Несмотря на введенный в 1958 году запрет охоты на все виды боровых пернатых, численность тетеревов, начиная с 1975 года, постоянно снижалась. Это привело к тому, что в 2007 году в Украине их осталось только 13,3 тыс. особей, при этом наибольшая по плотности популяция относится к Житомирскому Полесью. По данным 2007 года, там существовало 3426 особей этой птицы.

В настоящее время тетерев занесен в Красную книгу Украины. Но цифры статистических данных в отношении снижения поголовья тетерева в дикой природе нашей страны наглядно свидетельствуют о том, что охрана любого вида с помощью только занесения его в Красную книгу Украины действенных результатов не приносит, а совсем наоборот, приводит к снижению охраняемых таким способом видов. Разве это неизвестно специалистам биологам и охотоведам? В настоящее время подобное происходит и с лосем. Его то включают в перечень охраняемых Красной книгой животных, то выводят из него, то вновь вносят в Красную книгу. Исходя из этого, можно предположить, что скоро и лось станет редким копытным в наших лесах. Реалии нашей действительности доказывают, что охрана некоторых представителей дикой фауны только с помощью бумаги или, иначе, юридических актов государства в отношении охраны некоторых видов фауны практической пользы не принесет никогда. Поэтому удивляет вредительская деятельность в отношении сохранения и охраны диких животных всякими «ревностными борцами за природу». На деле получается, что они только мутят воду и формируют абсолютно искривленное общественное мнение. Диванные экологи стараются вложить в мозги людей, далеких от проблем охоты и биологии диких животных, принципы своей псевдонауки, ничего общего не имеющей с биологией и охотоведением.

Но вернемся к тетеревам. В недалеком прошлом эти птицы прекрасно себя чувствовали в южных регионах Украины. Это Луганская, Харьковская, Запорожская области. Но уже в ХІХ веке специалисты отмечали сокращение ареала этих птиц. Его южная граница получила тенденцию смещаться в северном направлении. Что происходило под действием антропогенного влияния на дикую природу. Об этом детально еще в ХІХ веке известный всем нашим рыболовам и охотникам Л.П. Сабанеев в своей упомянутой выше работе писал следующее: «Но это последнее явление так же, как и нахождение тетеревов в краснолесье севера и смешанных лесах с преобладанием ели, есть явление ненормальное. В первом случае вытесняет тетерева человек, не оставляющий ему ни клочка земли для приюта, во втором — причина движения на север и в хвойные леса находится в самой птице, сильно размножившейся и не находящей себе достаточной пищи. Однако это расселение тетерева в степях Южной России, лишенных даже кустарников, начавшееся с того времени, как густое население южных частей Киевской, Полтавской, Курской и Харьковской губ. истребило свои леса и не оставило почти ни одного клочка земли не тронутым плугом, теперь уже давно прекратилось. Девственные степи заселились в свою очередь; распашка их в последнее десятилетие шла так быстро, что теперь настоящая степь встречается уже небольшими клочками и имеет особое значение, так как служит для пастьбы тысяч голов овец, крупного скота и лошадей. Двадцать и тридцать лет назад Кесслер и Нордманн сообщают мне в письме, что в Херсонской губернии тетерева исчезли еще в сороковых годах. А. К-в даже пишет, что в южной части Александровского уезда и в северных уездах Таврической губ. он никогда и не слыхал про тетеревов. То же самое (именно относительно Бахмутского, Славяносербского у., близлежащей части Старобельского у. (Харьковской губ.) и Земли Войска Донского), говорит И.А. Д-ий., еще упоминали о нахождении тетеревов на юге России — в совершенно безлесных степях, вовсе лишенных даже кустарников, где они держались круглый год и вели оседлую жизнь. Теперь, без сомнения, это уже сделалось анахронизмом: степные оазисы уменьшаются с каждым годом, вытаптываются и вытравляются скотом, а на раз вспаханной степи тетерев уже никогда не выводит…

По свидетельству Недолина, автора очень хорошей статьи «Заметки южнорусского охотника» («Журн. охоты и коннозаводства», 1872 г., стр. 327), «на всем протяжении Подольской губерн., отделяющим Волынскую губ. от Бессарабии, нет тетеревей». Надо полагать, однако, что они еще уцелели у границ Галиции и в горах северных уездов. Однако в Староконстантиновском у. Волынской губ., как сообщают мне, их нет вовсе…

В Харьковской губ., по свидетельству Черная, тетерева водятся в Волчанском уезде (в статье г. Селастенникова «Охота в Богодуховском уезде» о тетереве не говорится ни cлова. Однако, по свидетельству Г. И-о, тетерева водятся в Ахтырском у. — в Тростинецких дачах князя А.В. Голицына, отданных теперь на сруб, также в Гадячском у., неподалеку Лохвицкого у. (в Полтавск. г.)».

То же подтверждал в ХХ веке и известный украинский орнитолог М.А. Воиственский. Он свидетельствовал, что уменьшению площади ареала тетерева способствуют рубки лесов и кустарников, интенсивная, неконтролируемая в ХІХ веке охота на эту дичь в степной зоне, что тетерев, коренной обитатель лесостепной зоны, отступил в лесную зону из-за антропогенного вмешательства в дикую природу. Но Воиственский отметил, что при уменьшении площади лесных массивов заметен частый вылет птиц на поля. Например, на севере Волынской области в 1960-х годах массовое токование тетеревов происходило на полях. Там эти птицы гнездились в кустарниках, обрамляющих посевы.

Но еще ранее этих двух указанных авторов, в середине ХІХ века, о моменте активного влияния человека на сокращение ареала тетерева отметил С.Т. Аксаков следующими словами: «Тетерева водятся везде: и в большом, и малом, и в красном, и в черном лесу, в перелесках, в редколесье и даже в местах безлесных, если только не распахана вся степь, ибо тетеревиная самка никогда не совьет гнезда на земле, тронутой сохою. В губерниях, не тесно населенных, привольных хлебом и особенно лесом, тетерева живут в великом множестве…».

Тому, что тетерев полностью не исчез из дикой природы Украины, мы обязаны пластичности этого вида нашей пернатой фауны. Объектом охоты в Украине тетерев мог бы оставаться и в наши дни, но при правильном подходе к охране его популяций, ведению необходимых биотехнических мероприятий, четкому контролю его поголовья. Вспомните его родственника из отряда курообразных – фазана. Именно благодаря охотникам эти пернатые стали у нас охотничьим видом фауны. Пожилые охотники помнят времена, как полвека тому с помощью целенаправленной работы, основанной на научном подходе, происходило расселение этих птиц в новые регионы, была налажена и их охрана. Теперь охота на фазана в Украине – обычное дело, приносящее неплохие доходы охотничьей отрасли.

Все это применимо и к тетереву. О возможности увеличения численности его популяций в Украине в работе «Наука охотничьему хозяйству» (Институт зоологии АН УССР, 1971, Вестник зоологии, №5) М.А. Воиственский писал: «Следующей не менее важной проблемой является проблема дичеразведения. Природа нашей республики очень богата и разнообразна. Однако, как мы уже говорили, с каждым годом воздействие на нее со стороны человека усиливается. Наиболее серьезные изменения происходят на громадных территориях сельскохозяйственных угодий. Здесь ежегодно меняется характер использования земли, в результате различных процессов обработки несколько раз в год резко изменяется растительный покров. Естественно, что все эти весьма значительные изменения среды обитания не могут не сказываться на видовом составе и численности животных, и в первую очередь охотничье-промысловых. На протяжении минувших десятилетий, особенно в послевоенные годы, мы наблюдаем заметные изменения в видовом составе, размещении и численности охотничьих животных на территории УССР. Если численность крупных копытных животных – лосей, оленей, косуль, диких свиней – благодаря охране и проведению охотбиотехнических мероприятий сохраняется и даже увеличивается, особенно в последние годы, то количество зайцев, куропаток, водоплавающих птиц и некоторых других видов во многих районах уменьшается, что же касается таких видов, как глухарь, дрофа, выдра, куропатка, то происходит не только снижение их численности, но и сокращение общей площади ареалов…

Глухарь, тетерев, рябчик, дрофа уже давно стали в Украине редкими видами, и поэтому охота на них запрещена. Всех этих птиц в разное время и в разных местах пробовали разводить, причем получены вполне обнадеживающие результаты. Как известно, глухаря успешно разводят в вольерах в Дарвиновском заповеднике, и накоплен уже многолетний опыт разведения этой чудесной птицы. Польские охотоведы имеют опыт искусственного разведения рябчика. Дрофу успешно приручал и выращивал из яиц симферопольский любитель природы П.Г. Болтоусов. Его питомцев мы видели на выставке живых птиц во время всемирного Конгресса по птицеводству в Киеве в 1966 г. В 1960 г. сотрудник аппарата президиума УООР М.А. Сафронов провел небольшой опыт по выращиванию из яиц птенцов тетерева. Выращенные птицы были выпущены осенью в охотничьем хозяйстве «Даневка» (Черниговская обл. – прим. авт.), где весной 1961 г. уже наблюдали небольшой ток тетеревов…».

Как видим, приложив некоторые усилия, есть возможность и у нас в Украине представителя дикой пернатой фауны – тетерева (а также и других пернатых) сделать охотничьим видом, на который будет возможно производить охоту согласно выданным лицензиям, как это сейчас происходит с фазаном.

Но в настоящее время у власть имущих в нашей стране руки не доходят не только до такого простого вопроса, как сохранение тетерева. Они не в состоянии обратить свой взгляд и на наведение порядка в охотничьей отрасли страны, наведение порядка в охране дикой природы и ее обитателей. При таком отношении наша природа вполне может потерять многих своих представителей, которые останутся только в воспоминаниях старших поколений, в специальной литературе прошлых лет.

Господа, найдутся ли в нашей стране энтузиасты среди специалистов охотоведения, ученых биологов, которые смогут обратить внимание руководителей охотничьей отрасли, охотничьих хозяйств лесной и лесостепной зон на тетерева? Разве кто-то из охотников будет против включения этого представителя пернатых в охотничий вид? Наши соседи белорусы имеют возможность не только сами охотиться на эту дичь, но предоставлять это зарубежным гостям.

Давайте постараемся не дать исчезнуть нашему тетереву, а, наоборот, размножиться и занять лидирующее место среди боровой дичи наших угодий.