Китайcкое качество

Евгений Гридько

Октябрь, 2019 год

Прислушайтесь к себе. Какие мысли у вас возникли при прочтении заголовка?.. А ведь это далеко не так. Сегодня Китай имеет ядерное оружие, запускает космические корабли в космос, производит 90% мобильных телефонов в мире. И воюет с США. Правда, пока экономически.

Впрочем, недавно прочел о том, что торговая война США и Китая, анонсированная Трампом, – лишь видимая часть айсберга. На самом деле два лидера мировой экономики вступили в борьбу за мировое господство. Краеугольный камень этой борьбы – искусственный интеллект. Как считают эксперты-футурологи, та страна, которая окажется наиболее продвинутой в этой области, получит мировое господство, а остальные окажутся в роли безнадежных аутсайдеров. Именно Китай, обладающий второй после США экономикой в мире, делает сейчас очень серьезные шаги для того, чтобы обогнать лидера. Если ничего не поменяется – так и произойдет, китайцы уже сегодня совершенно спокойно не только производят, но и разрабатывают процессоры, скупают любые необходимые технологии («Мотор Січ» - недавнее тому подтверждение) и вообще развиваются быстрее США. Но искусственный интеллект, по мнению аналитиков, способен переломить нынешнюю тенденцию, на что и надеются американцы.

Если у китайцев все хорошо обстоит с разработкой, то с техническими вопросами, будь то продажа, логистика или производство (копирование) и подавно. Китайцы сейчас, без преувеличения, способны создать или воспроизвести почти любой товар. И товары для рыбалки – не исключение. Если говорить о рыболовных снастях, то в последние пять лет в Поднебесной построены огромные мощности по производству рыболовных колец, бланков удилищ, катушкодержателей, ручек, плетеных шнуров… В полном соответствии с законами конкуренции сейчас все это стоит баснословно дешево даже по сравнению с эпохой двух-трехлетней давности. Естественно, напрямую в Китае даже в розницу все это великолепие покупать значительно дешевле, чем у украинских рыболовных брендов, которые в 90% случаев заказывают производство продукции под своей ТМ в Китае. Единственное, что спасает пока украинских производителей, – это специфика запросов и требований украинских рыболовов.

Например, у нас не принято мухлевать с количеством подшипников в катушке. Если производитель указывает число подшипников, не соответствующее действительности, это серьезно сказывается на лояльности к нему потребителя. Помимо этого, на украинском рынке, допустим, рыболовных катушек есть понимание, что, например, 3-4 подшипника плюс моментальный антиреверс – это минимальный минимум уважающего себя рыболова. Причем самое интересное то, что в действительности указанное количество подшипников не является каким-то критическим. Строго говоря, это не более чем миф. Хотя, конечно же, катушка на подшипниках, как правило, долговечнее, а ход у нее более легкий и плавный, хотя вес несколько больше, чем у катушки почти без подшипников.

На этом фоне китайцы, которые подтянули дизайн катушек, качество изготовления деталей, давным-давно научились делать шестеренки внутри катушки из металла и т.д., искренне не могут понять, почему нельзя писать на катушке 9 ВВ, а по факту устанавливать один подшипник. По факту, они нередко так и делают.

Самое смешное, что подшипники в Китае стоят порядка 10-20 центов штука, и установка, к примеру, пяти удорожила бы катушку максимум на доллар (по факту меньше). Вполне приличная катушка на крупнейшем китайском интернет-маркете «Алиэкспресс» стоит порядка $11 с бесплатной доставкой. Если бы кто-то догадался предложить китайцам заменить пластмассовые втулки в целом приличных катушок с гордой надписью 9 (10,11) ВВ – хотя бы половину на реальные «болл беаринг», уверен, украинские бренды потеряли бы четверть покупателей точно. Потому что приличную катушку за 300 грн сейчас не купить, да и за 500 проблематично.

То же касается и спиннингов. Правда, тут есть некоторое отличие от предыдущего предмета. Состоит оно в том, что в Китае построено несколько огромных предприятий, которые производят, например, только вставки к рыболовным кольцам, рыболовные кольца, бланки, ручки. Затем около двух десятков предприятий, которые удилища собирают (изготавливают). С последними есть тенденция в сторону сокращения, поскольку большие предприятия позволяют автоматизировать целый ряд операций, увеличив производительность и снизив стоимость сборки, что немаловажно для победы в конкурентной борьбе на очень насыщенном товарами, услугами и инвестициями рынке Китая.

Среди предприятий несколько просто огромных, на которых свободно размещают свои заказы десяток брендов – китайских, европейско-китайских, украинских, российских, польских и еще каких-то. А почему бы и нет? Цены – приемлемые, качество – тоже. Догадываетесь, к чему это приводит? А если нет, то я вам расскажу.

Трое из ларца

Год назад принесли мне на тестирование и с просьбой написать текст для диктора к рекламному ролику несколько спиннинговых удилищ достаточно известной, популярной и уважаемой (!) в Украине китайской торговой марки, где ни одного слова не сказано, что она китайская, поэтому я отнесу ее к китайско-европейским. Какие-то удилища мне понравились, какие-то не очень, но в целом это были качественные изделия на качественных бланках и качественно же изготовленные. Особенно запомнилось одно из удилищ – не столько характеристиками, сколько камуфлированной рукоятью из неопрена, который у нас почему-то любят называть по-химически – этилвинилацетат, или сокращенно ЭВА. Цена на изделия была сравнительно невысокая, качество, как я уже сказал, хорошее, и я в целом позитивно отозвался о новых удилищах под этой ТМ, предрекая им неплохое будущее.

Спустя примерно восемь месяцев на меня вышел другой мой хороший знакомый с просьбой написать честный обзор новых удилищ их, уже украинской, торговой марки с экстрабюджетной ценой. Получив удилища, меня не покидала мысль: «Где-то я это уже видел…». За аутентичность бланка я не ручаюсь, но кольца, рукоятка, качество сборки были очень знакомы. Только цена была на 200 грн ниже, чем на «папередника».

Ну, я и раньше знал, что компания, где работает мой знакомый, специализируется на недорогих, но качественных снастях и работает под девизом «больше спиннинга за те же деньги».

И, наконец, два месяца назад с другим моим приятелем рассчиталась по бартеру рыболовными снастями крупная оптовая компания. И… да, вы уже догадались, я в третий раз увидел своего старого знакомого, только на этот раз и бланк, и катушкодержатель были небесно-голубого цвета, а по синей эмали струилась надпись английскими буквами, но по-китайски. Озвученная (оптовая) цена переходила уже все границы реального. Спиннинг стоил очень дешево, при этом, как я уже говорил, был весьма приемлемым и по качеству изготовления, и по строю, и по внешнему виду.

При этом данный случай не исключение, продавцы – не благотворители. Изготовить, как мы уже говорили, китайцы могут все. При этом по-прежнему дешево и уже качественно, а конечная цена зависит от жадности посредника. Напрямую китайцы продают снасти также дешево. На том же «Алиэкспрессе» мною было обнаружено огромное количество спиннингов по цене $10-12 и с бесплатной(!) доставкой. В рознице в Украине таких цен нет и близко.

Естественно, я почитал отзывы и посмотрел фото. Они говорили о том, что качество у спиннингов приемлемое, и, скорее всего, сделаны они на том же заводе, что и вышеупомянутая троица. Единственное, что мешает украинским рыболовам прямо сейчас броситься в едином порыве к экранам мониторов и отовариться в интернет-магазине, - специфика конкретного рынка, украинского, о котором китайцы пока не знают. Ибо удилища были типично американского стиля – с длиной 1,8, при этом со средним тестом.

Чтобы китайцы выпустили что-то подходящее для нашего рынка к тем удилищам, к которым привыкли наши рыболовы, надо, чтобы кто-то рассказал китайцам о них. Собственно, вот такая «нестандартная» линейка удилищ здорово защищает сейчас отечественных вендоров снастей от ухода клиентов в китайские интернет-просторы. Не исключено – единственное, что защищает, учитывая описанную мной схожесть удилищ. Если товар аналогичный, а цена в несколько раз ниже, ничто не может уберечь от ухода несознательных покупателей.

Сколь веревочке не виться…

Так, например, происходит дело со шнурами. Примерно три года назад на «Алиэкспресс» пропали некачественные шнуры. А зайдя в этот магазин год назад, я был удивлен очередным падением цен. 135 м шнура стоило около 90 грн. «Чепуха какая-то» – подумал я. Но почитав 1000+ отзывов, подумал, что, возможно, на рынке шнуров произошли изменения. Но и это был не конец, когда не так давно пришло время менять шнур, я купил 300 м шнура примерно за 125 грн…

Утверждаю, что качество – вполне на уровне бюджетных шнуров на отечественном рынке. Служат они по нескольку лет. Единственное – китайцы часто врут с диаметром (указывают заниженный).

Шнуры – не спиннинговые удилища, отличительных признаков у них меньше. Но я могу утверждать, что как минимум две отечественные компании лет пять назад сделали неплохой бизнес именно на размотке китайского шнура в Украине. Сейчас они пропали, и немудрено, данная бюджетная ниша перестала приносить прибыль, поскольку ее заняли прямые продажи из Китая. Потому что, в отличие от спиннингов, требования по качеству к рыболовным шнурам, видимо, во всем мире одинаковы. Пока китайцы не хватают звезд с неба, например, восьмижильные и ПЕ-шнуры появились у них максимум полгода назад. Но зная китайскую хватку (если дело пошло, вкладываться в расширение), уверен, что спустя максимум год у них появятся шнуры-аналоги среднего сегмента, только по цене в три раза ниже…

Немного о лодочных моторах

Лодочные моторы из Поднебесной – тема, на которой сломано, пожалуй, наибольшее число копий. Оптимистов убеждает цена и позитивный опыт эксплуатации девайсов без поломок, нередко полная схожесть конструкции с моделями именитых брендов. Пессимистов – поломки, связанные с некачественными запчастями и еще немного – имидж «страшного Китая». Ну и опять-таки украинский менталитет предполагает, что купить бренд – это ок, а не бренд – это не есть гуд. При том, что на самом деле этот бренд – только надпись ценой в 10 центов, никого не останавливает. В общем, случайно я окунулся в данную тему. Знакомый, возивший те самые китаемоторы, рассказал мне принципы организации производства лодочных моторов в Китае. Рассказанное им выглядит весьма вероятным с моей точки зрения инженера, поэтому привожу его здесь.

Итак, все или почти все китайские производители лодочных моторов – малосилок берут запчасти на стороне. При этом блок цилиндров, поршни и т.д. выпускают 2-3 производителя, детали поменьше – до десятка. Как правило, производитель основных запчастей не заморачивается производством моторов. На практике это означает, что любой желающий может в Китае организовать производство лодочных моторов, просто собирая их из запасных частей. Но именно здесь начинаются нюансы, связанные с организацией механического сборочного производства.

Важнейшая вещь, связанная напрямую с качеством продукции, – контроль качества входящих деталей. Она же – аргумент, стимулирующий знающих негоциантов к заключению дилерского соглашения. Организуется или выглядит она элементарно: в комнате находится девушка (юноша), которая поочередно накручивает/проводит детали, приходящие для сборки двигателей, через «калибр». Смысл этого вот в чем. Организовать собственный контроль качества намного дешевле и надежнее, чем покупать якобы проверенные детали от производителя, но чуть ли не в два раза дороже. Отбраковка составляет максимум 10%, при этом вы уверены в качестве деталей, поступающих на сборку. А на выходе имеем стабильное качество моторов.

Правда, догадываются данный контроль организовать лишь предприниматели, понимающие нюансы механического сборочного производства. Прочие стараются сэкономить, обойдясь без входного контроля. В итоге некоторое количество китайских брендов (Парсун, Калон Глория, возможно, еще какие-то) имеет качество, особо не уступающее японскому (а чего ему, собственно, уступать, если детали скопированы с японских моделей лодочных моторов, и имеется контроль качества не только входной, но и готовых изделий), а другие – представляют из себя образ знаменитой рулетки и девиза «авось», что совершенно закономерно, учитывая, что 10% китайских деталей составляет отбраковка. Без входного контроля совершенно непонятно, кому попадет брак и в какой конфигурации.

Выходной контроль (те самые двигатели, работающие в воде, которые вы имеете счастье видеть на большинстве фото китайских моторостроителей) присутствует почти всегда. Потому что даже человеку, далекому от нюансов механического производства, интересно – будет ли работать девайс, собранный под его началом, на который он только что дал гарантию. Но снова-таки, лишь входной, а лучше и послеоперационный контроль может гарантировать качество в абсолютном большинстве случаев.

Кстати, аннулирование данного звена технологической цепочки спустя несколько лет после удачного начала производства, когда ТМ уже снискала кое-какую репутацию, как нельзя лучше иллюстрирует «неровное» качество, которое нередко сопровождает достаточно известные (если это можно сказать о китайцах) бренды спустя 2-3 года после выхода на рынок.

Итак, брать или не брать китаемотор? Наверное, все-таки брать. Невыносимо чувствовать себя зависящим от воли случая, если вдруг откажет мотор, но еще невыносимее чувствовать себя околпаченным, вдвое переплатив, фактически, за надпись на капоте и весьма относительную гарантию качества…