Охотнику на чиновника или охрана природы в «законе»

Сергей Гладкевич

Ноябрь, 2019 год

В нашей стране неисчислимое множество заповедных объектов. Заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники разного уровня… И было бы это действительно хорошо, если бы природа в них действительно охранялась. К огромному сожалению, у нас с заповедными территориями все «немного» иначе, чем во всем цивилизованном мире.

Сегодня уже многие смогут рассказать, что, когда появляется идея создания территории национального природного или регионального ландшафтного парка, местному населению что только не обещают - «золотые горы» и «молочные реки» как минимум. Но вот потом, когда заповедная территория уже оформляется, эти обещания куда-то исчезают, эти молочные реки контролирует всего лишь несколько человек, и что там, собственно, происходит, понять трудно. Получается, что местному населению преподносят красивую обертку с часто весьма мутным содержанием внутри. Но охота, рыбалка и даже сбор грибов-ягод уже под большим вопросом или вообще запрещены, вне закона. Во всяком случае, для широкой общественности, не для избранных или тех же охранников «золотых гор». А это неправильно, несправедливо.

Что ж, давайте рассмотрим, как можно не только узнать, что происходит на самом деле в национальных природных парках, но и повлиять на это. Для этого существует несколько механизмов. «Закон о доступе к публичной информации». Этот закон «определяет порядок осуществления и обеспечения права каждого на доступ к информации, находящейся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим законом, и информации, представляющей общественный интерес». Здесь нам нужно обратить внимание на общественный интерес. Это важно, потому как национальный природный парк – это не частная лавочка его директора, а общественный объект! Существует механизм получения необходимой информации путем направления запросов. При этом нужно обратить внимание на следующее: Статья 19. Оформление запросов на информацию.

1. Запрос на информацию – это просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении.

2. Запрашивающий вправе обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса.

3. Запрос на информацию может быть индивидуальным или коллективным. Запросы могут подаваться в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте) на выбор запрашивающего.

Здесь следует подчеркнуть, вы можете подавать запрос на информацию без объяснения причин. Отправлять его нужно только по почте, рекомендованным письмом с уведомлением о вручении по смс. Это самый оптимальный вариант. По электронной почте запрос лучше вообще не отправлять. Как правило, на него часто отвечают.

Стоит обратить особое внимание на правильность его оформления. Ничего сложного в этом нет, но неправильно оформленный запрос дает чиновнику возможность НЕ отвечать на него.

Смотрим закон дальше.

4. Письменный запрос подается в произвольной форме.

5. Запрос на информацию должен содержать:

1) имя (наименование) запрашивающего, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой имеется;

2) общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, относительно которого сделан запрос, если запрашивающему это известно;

3) подпись и дату при условии подачи запроса в письменной форме.

Сроки рассмотрения. Это время, когда у чиновника есть возможность вспомнить, что он человек. И за это время он должен подготовить вам ответ. Как правило, особенно в первые разы подачи информации, в ответах вам будут просто отписки. Но чем конкретнее заданные вопросы, тем сложнее на них отвечать. Например. Если мы спросим, каким образом происходит охрана территории национального природного парка, то вам просто ответят, что есть служба государственной охраны, которая выполняет свои функции. А если задать вопрос конкретно по ситуации на территории, например, почему автомобили ездят там, где они не должны ездить, наличие охранных зон вокруг мест обитания редких видов животных или, скажем, каким образом охраняется лось? То это уже весьма конкретно и уйти от прямого ответа здесь намного сложнее. Поскольку, если вам придет ответ, что лося охраняют днем и ночью, то сразу возникают следующие вопросы. А где же лось? Почему лоси не живут на таких замечательно охраняемых территориях?

Времени на ответ у чиновников немного. Ст. 20 обуславливает срок рассмотрения запросов на информацию:

1. Распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос на информацию не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.

2. В случае, если запрос на информацию касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, относительно состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, ответ должен быть предоставлен не позднее 48 часов со дня получения запроса.

3. Ходатайство о срочной обработке запроса должно быть обоснованным.

4. В случае, если запрос касается предоставления большого объема информации или требует поиска информации среди значительного количества данных, распорядитель информации может продлить срок рассмотрения запроса до 20 рабочих дней с обоснованием такого продления. О продлении срока распорядитель информации сообщает запрашивающего в письменной форме не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Здесь нам нужно подчеркнуть относительно состояния окружающей среды и 48 часов на ответ вам. То есть если вы спросите: «Почему леса сохнут?» или любой другой вопрос по окружающей среде, у чиновника есть 48 часов на ответ вам.

Важный момент. В своем запросе на информацию необходимо указать, что ответ нужно прислать на ваш электронный адрес. Этим вы экономите время, поскольку по обычной почте он будет идти дольше, и деньги, поскольку законом предусмотрено, что «в случае, если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более 10 страниц, запрашивающий обязан возместить фактические расходы на копирование и печать».

А вам печатать не нужно, пускай шлют в электронном виде. Такая информация предоставляется бесплатно.

Важный момент: за несвоевременную или неполно поданную информацию предусмотрена ответственность – дисциплинарная, административная и уголовная.

А теперь рассмотрим некоторые конкретные примеры. Например, нам нужно узнать, как охраняется все тот же многострадальный лось на определенной территории. Для этого мы пишем запрос на информацию, в котором указываем то, что нас интересует. Получаем ответ. Естественно, отписку. Вам напишут, что проводятся рейды, работает служба охраны и вообще под каждым кустом сидит «охранник лося». А вот теперь целесообразно написать следующий запрос, в котором нужно попросить предоставить копии оплат за горючее, ведь рейды по охране лося проводятся на транспорте. И вдруг окажется, что транспорт есть, а горючего-то на этот транспорт и нет... Такие вот странные рейды. Вот именно тогда будет правильным собрать все эти отписки и ответы и написать заявление в прокуратуру по возбуждению уголовного дела по ст. 367 «служебная халатность», поскольку охрана животного мира - одна из первейших задач национальных природных парков и заповедников. А вот вам и пример из жизни: на директора РЛП «Нежинский» уже возбуждено уголовное дело по ст. 367 «службова недбалість» по факту распахивания и уничтожения растений, занесенных в Красную книгу Украины.

Очень хорошо пользоваться картографическими материалами. Их тоже можно запросить у администрации. Вот пример регионального ландшафтного парка «Нежинский», который создавался для восстановления торфяного болотного массива Смолянка (см. карту). Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, как далека его идея до реального воплощения. А внимательное рассмотрение поданной экспликации сразу все покажет.

Очень хорошо запросить протоколы заседания научно-технического совета парка. На нем как раз и решается, что и когда будет происходить в парке. Не лишним будет знать, что все работы проводятся согласно проекту организации территории. Его вы тоже можете запросить для ознакомления. И увидеть много интересного. А интересуют нас не всякие описания и разглагольствования про охрану природы, а конкретика, то, что они должны делать. Называется это «Пятилетний план мероприятий». Читаете то, что им там понаписали проектанты, и задаете соответствующий вопрос. На практике это выглядит так. Если в проекте организации территории написано: «Установить специальные правила рыболовства для территории РЛП», то, соответственно, пускай покажут эти «специальные правила», которых, разумеется, нет и в помине. А это уже повод обратиться в вышестоящие инстанции и правоохранительные органы.

Безусловно, добиться справедливости в нашей реальности не так просто. Однако благодаря только запросам на информацию вы будете держать администрацию в рабочем тонусе, а кроме того, постепенно сможете не только влиять на ситуацию, но и заставить парк выполнять свои прямые обязанности, для которых он и существует.

Для особо «непробиваемых» чиновников можно посоветовать почитать Конституцию Украины. Всего три статьи:

Статья 13. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.

Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу.

Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом.

Статья 50. Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда.

Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Статья 56. Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

Обратите внимание на ст. 56 Конституции Украины. Охоту в ПЗФ запретили, а диких животных там на самом деле нет, они отсутствуют. Конечно, случаев применения ст. 56 в Украине не было, наверное. А если вдруг будут?.. И это на самом деле зависит от нас с вами.