Снаряжение пулевых патронов

Игорь Наконечный, биолог-охотовед, доктор биологических наук, профессор

Ноябрь, 2019 год

Самостоятельно снаряженные (индивидуальные) пулевые патроны, в отличии от фабричных, уже являются изменяемыми объектами, которые в таком случае сами подбираются под неизменное ружье. В плане первичного выбора пули ориентируются на калибр и массу ружья, его состояние, степень износа и другие характеристики оружия, под которые и выбирают несколько видов приемлемых для этих параметров пуль. Их первичный выбор достаточно сложен всегда, он требует определенного опыта и четкого понимания сущности процессов выстрела пулей. Сам процесс пристрелочного испытания подобранного тандема «пуля-ружье» должен быть предельно упрощенным и сконцентрированным исключительно на охотничьи задачи.

Но есть охотники, которые путем упорства и множества экспериментов достигают виртуозного владения снарядкой пулевых патронов почти любым образцом пули. На основе большого опыта успешного «усмирения» разных видов пуль и их адаптации под марку пороха и под конкретное ружье они действительно добиваются в этом деле больших успехов. Точность боя их патронами с их же ружей намного превышает обычные показатели стандартных патронов, тогда как на других ружьях такого высокого качества выстрела не получается. Это еще раз указывает на то, что пуля любого типа требует пристрелочной адаптации в определенному ружью, а также на то, что тщательность индивидуального снаряжения патрона с определенным выбором пороха и его навесок имеет огромное значение. Естественно, этот пример показывает, что выбор пули для апробации нужно начинать с наиболее распространенных типов пулевого снаряда, предпочитая их редкостным и кустарным моделям.

Пристрелка самостоятельно снаряженных пулевых патронов преследует те же оценки, что и пристрелочная проба фабричных, но в отличие от последних позволяет производить значительные вариации в отношении компонентов патрона – начиная от гильз и капсюлей и заканчивая типом заделки дульца. Любая вариация этих компонентов сразу сказывается на качестве боя пулевого патрона. Исходя с этих предпосылок, действительно можно почти любую пулю адаптировать под конкретный ствол, но это требует иногда очень значительных усилий, многих проб и экспериментов. Лучше в таком случае просто сменить пулю и попытаться ее апробировать с учетом предыдущего опыта.

Уже на первом этапе пристрелки пулевых патронов на точность прицеливания по результатам даже трех выстрелов сразу можно сделать ключевые выводы в плане его оценки. Хотя при этом опираются преимущественно на субъективные показатели, в комплексе они все же вполне реально отражают ситуацию. Так, первым делом нужно оценить силу отдачи выстрела испытуемым патроном, которая может быть очень разной. Понятно, что усиленный или превышенный заряд пороха в первую очередь соотносится не столько с массой пули, как с индивидуальными особенностями ружья, поэтому один и тоже патрон на разных ружьях будет отличаться по силе отдачи. Наиболее чувствительной она будет на легких ружьях. Частично скрывают и гасят отдачу полуавтоматы и тяжелые по массе ружья. На тяжелых полуавтоматах косвенным показателем превышения порохового заряда служит не только отдача, но и характер работы автоматики, а также дальность выброса отработанной гильзы. Превышение этих показателей над их обычным уровнем прямо указывает на несоответствие порохового заряда данному снаряду.

При этом оценка отдачи важна не столько по переносимости самой отдачи, сколько в плане условий выстрела – при сильной отдаче ружье кидает вверх и это сопровождается превышением на мишени точек попадания пуль, расположенных выше точки прицеливания, а также приводит к их большому разбросу. Соответственно, уменьшая и нормализируя заряд пороха, что будет субъективно ощущаться стрелком по уменьшению силе отдачи, можно нормализовать точку попадания и существенно уменьшить разброс пуль. То есть эта ситуация полностью аналогична общеизвестным принципам снаряжения дробовых патронов – превышение порохового заряда ведет к росту скорости снаряда при падении кучности и прицельности, а уменьшение – к увеличению кучности и прицельности на фоне падения скорости (резкости боя). Поэтому в случае хорошей кучности боя пулей, но при заниженной точке попадания от точки прицеливания вывод будет закономерно простым – заряд пороха недостаточен и требует усиления, но очень небольшого.

Возможным вариантом исправления этой же ситуации может быть замена обтюратора и пыжей на более жесткие и плотные, что сразу дает прирост первичного давления и подъем точки попаданий на мишени. Наоборот, при сильной отдаче и низкой кучности пулевых выстрелов с полуавтоматов Магнум бывает очень удачной замена стандартной гильзы на длинные 76 мм гильзы, в которые при прежнем заряде пороха можно вместить больше пыжей и смягчить этим первичный толчок нарастания давлений. Уровень же рабочего давления в стволе при этом остается почти прежним, что обеспечит первично высокую резкость боя пулей, но главная причина жесткости отдачи и ухудшения точности попаданий будет устранена амортизацией пыжей.

Особенно частым явлением преимущественного преследования прицельности и кучности пулевых патронов в ущерб их скоростных параметров страдают заводские патроны, что в целом выгодно производителю за счет сопутствующей этому самостраховки от претензий охотников на высокую отдачу и предельность давлений. Изменить эти параметры охотнику невозможно, но в отношении самостоятельной отработки оптимальности заряда пулевого патрона самым лучшим вариантом его качественной пристрелки является использование специальных приборов для замера скорости полета пули. Знание скорости, точности прицела и кучности боя позволяют четко оптимизировать главные качества снаряжаемого пулевого патрона, подведя их практически к максимально возможному пределу.

Также следует помнить, что при разной температуре среды пулевые патроны на одном и том же заряде будут давать отличные между собой, иногда очень даже разные показатели боя по скорости, прицельности и кучности. В связи с этим часто возникают рассказы о том, что на холоде пули летят как хотят, но, по правде, имеющиеся температурные отклонения в точности пуль важны лишь на предельных дистанциях. Так что все эти особенности не должны столь смущать охотников и вносить в их душу подозрения о плохом качестве пулевого патрона – все его параметры определяются пристрелкой. Если же главные параметры первичной пристрелки не устраняются наиболее известными способами, то нужно отказаться от испытуемой пули и забыть ее навсегда, невзирая на самые лучшие рекомендации других охотников.

Первыми и наиболее сложными вопросами самостоятельной снарядки пулевых патронов являются выбор пороха и подбор порохового заряда под конкретную пулю. Его подбирают с учетом скорости горения пороха, отдавая всяческое предпочтение относительно медленно горящим порохам типа Cheddit Drago, Baschieri-Pellagri M92S, «Нобель Спорт 01SP», «Нобель Спорт 06SP», «Нобель Спорт А0», «Сунар 42-Магнум», а также «Соколу», «Сильверу А», двухосновному пороху «Ирбис М». Преимущество медленных порохов под пулю связано с необходимостью ее разгона по всей длине ствола и предохранением снаряда от первичного скоростного удара за счет замедленного разгорания порохового заряда. Такие качества не присущи быстрым и резким спортивным порохам, обладающим крайне высокими скоростями сгорания, что оптимально для скоростного выброса легкого дробового заряда.

Важно помнить также, что уровни давлений, развиваемых в гладких стволах современными медленными порохами, установленные на примере пороха «Сунар-Магнум 42», находятся в районе до 1050 Бар (883 атм/см2), что способны дать разгон тяжелого заряда до скорости 443-455 м/с (в 3 м от дульного среза). Ясно, что только современные ружья с клеймом Магнум способны работать в таких режимах давлений, тогда как советские ружья были все разработаны под рабочее давление 600 атм/см2 и вряд ли приемлемы для подобных порохов и тяжелых образцов пуль.

Подбор заряда современного пороха под пулю всегда производить сложно, эти пороха строго адаптированы к четкой навеске снаряда, но применить их на меньшей по массе пуле не всегда возможно. Так, все медленные пороха созданы для скоростного метания тяжелых и супертяжелых зарядов (в пределах 37-40-50 г в 12 калибре), поэтому пригодность их для легких пуль в 28-30-32 г проблемная и опасная. Такая возможность должна быть оговорена, испытана, допустима и рекомендована фирмой-производителем пороха. Если этого нет, то и пробы этого пороха с пулями нельзя проводить в любом виде!

Для пуль с массой, близкой по массе нормальному дробовому заряду данного калибра, вполне применимы соответствующие пороха в стандартной навеске. Например, «Нобель Спорт Д20» или Тахо отлично подходят под пули весом от 30 до 32 г. Четкие рекомендации по навеске пороха, типу пули и компонентам патрона для этих порохов наведены в рекомендациях фирмы-производителя и есть в свободном доступе в интернете. Их нужно очень строго придерживаться, а если и допускать адаптационные отклонения по результатам пристрелки, то в очень незначительных вариациях (± 3-5%).

Также нужно быть крайне скептичным в отношении обычных рекомендаций об усилении порохового заряда под пулю. Это не всегда оправданно, не для всякого пороха это нужно и не под всякий температурный режим предложено, поэтому попытки усиления заряда обычно приводят к резким приростам начального давления пороховых газов, который возрастает намного быстрее, чем растет инициированная им скорость снаряда. Результат этого хорошо понятен – взрывной скачок первичного давления, деформация снаряда и резкое снижение точности боя. Борьба с этим также понятна – нормализация заряда пороха или усиление амортизирующих свойств пыжей.

Особое внимание заряжающих патроны охотников необходимо обратить на соответствие применяемых капсюлей марке и типу пороха. Последнее особо важно для современных порохов, которым обязательно нужны определенные мощности капсюля-воспламенителя! В этом плане также имеется ряд закономерностей, которые нужно знать – под медленные пороха нужны слабые (Cheddite CX-50) или в крайнем случае средние по мощности капсюли (Cheddite CX-100). Они сами по себе дают относительно низкое давление (от 25 до 35-50 кг/см2), но их факела вполне достаточно для нормального воспламенения и правильного поэтапного сгорания медленных порохов (Maxam CSB2, Nobelsport A1 SP, Cheddit AQUILA L, Baschieri-Pellagri M92S, Nobelsport A0). Вся суть их как раз и состоит в адекватности горения и нарастания первичного давления, а соответственно и постепенного увеличения скорости разгона снаряда. Подобная динамика позволяет устранить угрозы ударного перехода (супербыстрого ускорения) снаряда (пули) из состояния покоя в состояние движения. Важно, что с порохами средней скорости горения (прогрессивности) под снарядами, которые тяжелее калиберного номинала, также стремятся применять маломощные капсюли CX50.

Средние по скорости пороха (Cheddit AQUILA, Cheddit DRAGO, Cheddit GRANULAR, Baschieri-Pellagri F2 X 32, «Нобель Спорт Д20») для нормальных по массе зарядов данного калибра соотносятся со средними по мощности капсюлями - Nobel Sport 686 DFS (самый ходовой для стандартной навески), Cheddite CX 1000, Fiocchi 615 DFS, КВ 209 (чуть выше средней мощности), все типы «Жевело» (-М,-H,-NG), КВ21, КВ22, КВ209, КЗ-21/97. Развиваемое давление от вспышки этих капсюлей в патроне 12 калибра составляет от 40 до 55 кг/см2.

Мощные капсюли, такие как Cheddite CX-200, NobelSport 688 DFS, Fiocchi DFS 616, Fiocchi DFS 615 наоборот, изначально предназначены для резких быстрогорящих спортивных порохов с навесками 24 и 28 г в 12 калибре. Сами капсюли дают давление от 60 до 100 кг/см2 в 12 калибре. Благодаря мощному импульсу вспышки капсюля и созданному им высокому давлению эти пороха должны мигом вспыхнуть всем своим объёмом и реализовать основную часть энергии в энергию импульса еще на первых отрезках ствола, практически на фазе патронника. Следует всегда помнить, что резкие спортивные пороха (Baschieri-Pellagri F2 X 24, Cheddit AQUILA SV, «Нобель спорт 206V» и 206SV) для навесок в 28 г и тем более в 24 г под пулю любого веса применять нельзя категорически!!!

Кроме указанных закономерностей снарядки пулевых патронов, очень важно учитывать и нормализировать амортизацию пыжей с длиной гильзы, что особо важно для 76 мм патронников. Для последних короткая 70 мм гильза под пулю вообще нежелательна. Дело в том, что пуля, покинув стандартную 70 мм гильзу в 76 мм патроннике, не может сразу войти в снарядный вход (отделяющий патронник от ствола) и должна преодолеть как минимум 6 мм в пространстве патронника, диаметр которого на 1-1,3 мм больше диаметра тела пули и пороховых пыжей. Это приводит к двухразовой перестройке геометрии последних, прорыву газов к пуле, непредсказуемому удару снаряда о края снарядного входа и существенному ухудшению боя в целом.

Подобных негативных процессов в длинной 76 мм гильзе, находящейся в 76 мм патроннике, не происходит, и пуля напрямую с гильзы сразу подается в снарядный вход. Кроме этого, в длинной гильзе помещается высокий столбик пыжей, что само по себе успешно амортизирует первичный сдвиг пули и одновременно способствует перекрытию дульца гильзы и снарядного входа до начала собственно ствола (обычно этот конус занимает от 3 до 5 мм в длину).

Подобрав марку и рассчитав ориентировочную навеску пороха под конкретную пулю, а также еще раз удостоверившись в наличии подобных рекомендаций фирмы для данного пороха, начинают снаряжение патрона, придерживаясь тех же фирменных наставлений. Обычно на порох ставят пластиковый прочный обтюратор, затем пыжи или их полиэтиленовые аналоги и уже потом пулю. Поверх пули никаких прокладок-хрустиков и войлочных перекрытий не ставят – они могут заклинить пулю в стволе или в чоке. Наиболее часто пулю просто закатывают, но иногда и закрывают звездой. Последнее все же более приемлемо и дает гарантированную герметизацию патрона.