Кто поддерживает порядок в охотничьих угодьях

Владимир Нижник

Декабрь, 2019 год

Из предыдущих статей на тему борьбы с браконьерством («Как мы боремся с браконьерством», «ОиР» №3,2019 и «Права и возможности егерской службы», «ОиР» №10,2019) многие почему-то сделали вывод, что, дескать, зачем нам тратиться на егерскую службу охотничьих хозяйств, если государственные районные охотоведы так эффективно борются с браконьерством?..

Напомню вновь присоединившимся к дискуссии некоторые красноречивые показатели по количеству составленных протоколов различными службами (по уточненным данным, представленным Агентством лесных ресурсов Украины). Итак, в 2018 году работниками лесного хозяйства составлено 2670 (72,4%) протоколов из общей цифры по Украине – 3688, из них районными государственными охотоведами (316 человек) - 1783 протокола, а всей егерской службой УООР вместе с директорами и охотоведами, а это 3056 человек, – 519 протоколов (14,1%), всей егерской службой «других пользователей» (2422 человека) - 173 (4,7%) протокола.

Как для специалиста, цифры – просто шокирующие, районные государственные охотоведы каждый в среднем за год составляют протоколов в 20-50 раз больше, чем егерская служба уооровских и частных охотхозяйств! А если оценить показатели по областям, то они еще более фееричные. Но как может такое быть, чтобы егерские службы частных охотхозяйств Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Тернопольской, Херсонской, Черновицкой областей не составили за 2018 год ни единого протокола?! Что, у них с браконьерством покончено? В таком случае, где и на каких браконьеров умудрились составить протоколы другие службы и те же районные охотоведы? К примеру, в Закарпатской области всеми егерями охотхозяйств составлено аж 2 протокола, а районными охотоведами – 30! Всеми егерями УООР по Киевской области составлено аж 15 протоколов, а районными охотоведами – 253! По какой причине частные охотхозяйства Киевской и Черниговской областей дали соответственно 41 и 30 протоколов, а в Николаевской области – 0? И это при том, что в той же Николаевской области государственные районные охотоведы составили 44 протокола.

Я могу понять, что в Донецкой и Луганской областях практически не работают «другие пользователи», не закреплены угодья, а потому отсутствуют протоколы. Но в Николаевской области подавляющая часть угодий закреплена именно за «другими пользователями», и уооровских угодий практически нет! Можно было бы предположить, что николаевские районные охотоведы составляют протоколы в каких-то других угодьях, как то проявляется в других областях. Но каких других, если уооровских угодий нет, а вокруг только «другие пользователи»? Чтобы уточнить тему, связываюсь с коллегами из Николаевского областного управления лесного и охотничьего хозяйства и действительно, они подтверждают, что все вместе взятые «другие пользователи» в своих угодьях в 2018 году не составили ни единого протокола. Почему? Что, может, опыта нет?.. Неправда, в упомянутых охотхозяйствах Николаевской области больше половины работают директорами, охотоведами и егерями специалисты с 10-летним стажем и более. Что они делают, отловив в угодьях браконьеров, как наказывают?.. А ответ до смешного прост – вызывают районных охотоведов, а те составляют протоколы и получают «ордена». И эта позорная практика имеет место практически по всей Украине.

Я ни в коем случае не хочу обидеть государственных охотоведов, не все они чужими руками жар загребают, не все протоколы они «получили в подарок» от егерей охотхозяйств. Более того, многие принципиальные районные охотоведы, и я таких знаю немало, не дружат или даже остро конфликтуют с егерской службой охотхозяйств, расположенных на подведомственной территории, из-за беспринципности последних, а потому их протоколы по-настоящему трудовые и лично сработанные.

Думаю, читатель уловил красную нить этой статьи – главный показатель борьбы с браконьерством – количество составленных за год протоколов на нарушителей правил охоты и их качество (уровень раскрытого правонарушения), может быть никак не показательным. Подчеркиваю, речь в данной статье идет не об охране угодий. Никакие посторонние, государственные, контролирующие, сверхоснащенные, сверхуполномоченные службы не будут так вам охранять угодья от браконьеров, как это способна делать егерская служба пользователя угодьями! Почему? Да все просто, ни один полицейский не будет так беспокоиться за сохранность овощей на вашем огороде, как вы сами. Ему от ваших овощей ни холодно, ни жарко. Точно так же и районному охотоведу, тем более – областному государственному экологическому инспектору, количество косуль или зайцев в вашем охотхозяйстве не строит погоды в его личном благополучии. А потому оценка качества охраны угодий - это тема отдельной статьи, а мы возвращаемся к главному показателю по борьбе с браконьерством – количество составленных за год протоколов той или иной службой, тем или иным охотхозяйством. И понимаем, что показатель этот очень скользкий и зачастую не отображает действительных усилий пользователей угодьями.

Пример из моей работы. Полицейские всегда любили приезжать в рейды на открытие охоты «по перу» в хозяйства, где мне доводилось работать. И понятно почему. Организация рейда правильная, дурной езды по угодьям практически нет, и браконьерчик будет отловлен, а может, и незаконное ружье изъято (а это не последний показатель в работе полиции), и прием правильный (голодными не уедут). Зачастую полицейские (милиционеры) приезжали в рейды в чистенькой форме и в ботиночках, и это на рейды по болотам и озерам. Нередко они даже из машины не выходили, егеря им браконьеров сами находили и выволакивали из камышей и корчей. В совместных рейдах с государственными экологическими инспекторами, в коих мне доводилось принимать участие не единожды, похожая история. Егеря охотхозяйства порой месяцами выслеживают и вынюхивают браконьеров, готовят рейд, до мелочей рассчитывают все действия – подъезды, расстановка засады, наиболее вероятное время появления браконьеров, варианты захвата, возможные варианты развития ситуации и прочее. Ну, а экологические инспекторы приезжают уже на готовенькое и, конечно же, им достается право составления протокола. А с районными охотоведами и того проще, их вызывают, когда бракоша уже задержан егерями для составления протокола, когда браконьер уже угомонился, его ружье и добыча у егерей, и он тихо ждет решения своей судьбы. То есть сработали одни, а слава и почести достаются другим.

Из личной биографии, за свою трудовую деятельность на данном поприще мне довелось составить порядка 200 протоколов на различных нарушителей правил природопользования и еще порядка 400 протоколов было составлено при моем непосредственном участии в задержании правонарушителей, но другими лицами, как правило, руководившими совместными рейдами по борьбе с браконьерством.

Может сложиться впечатление, что данной публикацией я хочу восстановить справедливость – восстановить доброе имя егерской службы охотхозяйств по теме борьбы с браконьерством и несколько посрамить некоторых государственных инспекторов и охотоведов, не стесняющихся «чужими руками жар загребать» - получать награды за работу других. Ни в коем разе, это не так. Во-первых, государственные охотоведы сами не напрашиваются, а тем более – не запрещают егерям и директорам охотхозяйств самим составлять протоколы на задержанных ими браконьеров. Егеря сами хотят облегчить себе судьбу – не морочиться с протоколами, не ездить в лесхоз, а то и в областное управление на «разбор полетов». И главная тому причина, что у нас не стимулируется эта работа самими охотпользователями. В очень редких, как правило, лучших прогрессивных частных охотхозяйствах сегодня выплачиваются премии за составленные егерями протоколы на браконьеров. Но в большинстве охотхозяйств егеря получают большое спасибо, если вообще их работу как-то отмечают похвалой. А вот для государственных районных охотоведов количество составленных на браконьеров протоколов – первейший показатель в их работе, вот они и гонятся за этими показателями. А егерям – пофиг, есть протоколы или нет.

В результате, что мы имеем по охотничьей отрасли от подобной практики? Государственные охотоведы «в масле», с лаврами на головах и похвалой от начальства, а показатели борьбы с браконьерством за последние 10 лет катастрофически ухудшились. Да, еще 10 лет тому по отрасли ежегодно составлялось порядка 8-10 тысяч протоколов на нарушителей правил охоты, при том, что егеря составляли в среднем 1 протокол за год. А в последние годы по отрасли – в целом менее 4 тысяч составленных протоколов. В 2018 году егерями УООР и «других пользователей» совместно составлено аж 692 протокола на 5478 человек (в среднем 0,13 протокола на егеря в год), а районными охотоведами - 5,6 протокола на каждого, при том, что браконьерство в Украине на убыль никак не пошло. Позор! Даже если принять во внимание приведенные мной выше доводы и предположить, что егеря в 2018 году «подарили» районным охотоведам в общем порядка 1 тысячи протоколов, разделив на показатель 5,5 тысяч егерей, мы выйдем на показатель 0,3 протокола на 1 егеря в год. Позор! В стране повсеместного браконьерства три егеря за год не способны составить 1 протокол!

Но, районные охотоведы, не сильно хвастайтесь, показатель 5,6 протоколов на 1 государственного охотоведа в год – это показатель такой же низкий. Так почему же никто не замечает такой низкой эффективности борьбы с браконьерством в Украине, почему не предпринимают меры государственные контролирующие службы? С егерской службой охотхозяйств все просто – у государства на них нет рычагов воздействия. А районные охотоведы с показателем 1 протокол в 2 месяца, что, на качество их работы государство не может повлиять? А в этом случае все преподносится в сравнении. Напомню, сегодня районные охотоведы в 20-50 раз больше составляют протоколов на браконьеров, чем егерская служба охотхозяйств – убойный аргумент, чтобы районные охотоведы восседали на лаврах. Но это лавры по сравнению с почти не работающей егерской службой, но никак не удовлетворительные показатели в стране повального браконьерства.

Так что же можно посоветовать в сложившейся ситуации, прежде всего – пользователям угодий? Всем без исключения пользователям охотничьих угодий ввести и задействовать всевозможные рычаги стимулирования егерей по составленным на браконьеров протоколов, запретить егерям практику передачи права составлять протоколы на нарушителей, задержанных егерями, районным охотоведам. В результате, на первом этапе поползут вверх показатели составления протоколов егерской службой, уменьшится число «подарочных» протоколов, заерзают в креслах районные охотоведы, потому что у них будет показатель против егерей не 1:50 (как ныне), а уже 1:3, и они вынуждены будут самостоятельно рыскать по угодьям и подтягивать свои показатели. Не составил районный охотовед 12 протоколов за год - лишить его зарплаты или как минимум премии, вот тогда они и зашевелятся.

Кто-то заметит, ну и бюрократ этот Нижник, бумажки и показатели у него на первом месте. А как прикажете оценивать работу отрасли, как отличить работу настоящих профессионалов от балаболов, по каким показателям выписывать егерям зарплату? По тому, как егеря хорошо организовывают охоту или играют на гармошке перед шефами? Ну что же, и это нужное дело. Но ведь эта статья на тему оценки эффективности борьбы с браконьерством и как эту эффективность повысить.