Украинские охотничьи пороха

Игорь Наконечный, биолог-охотовед, доктор биологических наук, профессор

Январь, 2020 год

С начала 90-х годов прошлого века в городе Шостка были запущены линии производства охотничьих порохов «Сильвер» и «Крук». До настоящего времени пороха «Сильвер А» и «Сильвер Б» вместе со сферическим «Круком» в целом обеспечивают почти все потребности охотников.

Также с 2015 года на основе спортивных пистолетных порохов группы СП сконструированы и выпускаются украинские крупнозернистые охотничьи пороха «СП-утка», «СП-кабан» и «СП-заяц». Пока что практика их эксплуатации достаточно небольшая, но в целом пороха группы СП показывают хорошие и отличные результаты выстрела при снаряжении полнокалиберных зарядов. Единственное нарекание к некоторой нестабильности боя патронов на СП-порохах в зимнее время, что указывает на их неуравновешенность по температурно-динамическим параметрам сгорания. Вероятно, эта проблема связана с неравномерностью размера пороховых зерен, характерных именно для порохов марок СП.

Все же необходимо ответственно сказать, что все современные украинские охотничьи пороха являются отличными и позволяют реализовать любые задачи, необходимые в практике охотничьего выстрела. При этом разные формы и шквалы критики, обрушенные на эти пороха, преимущественно носят ярко выраженный дилетантский характер, подтверждая этим истину, что нет плохих порохов, а есть неподготовленные охотники. Да, украинские пороха не идеальны по ряду отдельных характеристик, но, вероятно, что таких идеальных порохов, обеспечивающих всевозможные запросы охотников и спортсменов, не существует вообще. Да и эпоха дымного пороха и «Сокола», прощающих незнание, шаблонность и многие промахи в снарядке патронов, прошла давным-давно. Поэтому консервативный отказ многих охотников старшего поколения от современных как украинских, так и импортных порохов носит характер устоявшейся привычки, защищающей от необходимости освоения новых марок. Несомненно, что люди, привыкшие успешно эксплуатировать классические марки пороха, вероятно, и не должны от них отказываться в угоду новым, более совершенным порохам, но отличающихся своим «норовом» и требующих более глубоких знаний.

Так, первые после «Сокола» пробы «Сильвера» не имели никаких проблем и не вызывали шквала критики, без которой сегодня не обходится ни один охотничий форум. Это вполне понятно, так как людям в начале 90-х годов не было с чем сравнивать «Сильвер», кроме как с традиционным «Соколом», и оба пороха демонстрировали почти идентичные параметры. Далее появление уже двух марок «Сильвера» – А и Б – расширило возможности подбора пороха под потребности ружья и выстрела. При внешней схожести эти две марки «Сильвер» являются совершенно разными порохами, один из которых обычный пироксилиновый типа «Сокола» и другой – двухосновный, быстрогорящий.

«Сильвер» марка А (красная крышка банки) – это двухосновный нитроглицериновый пластинчатый порох, первично разработанный под полный и даже усиленный заряд дроби в пределах 35-40 г. Это очень резкий и достаточно быстрый порох с небольшим дульным давлением, хорошо работающий как летом, так и зимой до температур -25 °С. Он более резок, чем «Сокол», и так же, как и «Барс», не допускает вольностей в отклонениях массы заряда. Он очень плохо реагирует на осаленные войлочные пыжи, получить на которых стабильность боя снаряженных патронов почти не удается. Наоборот, хорошо отзывчив на калиберные пластиковые пыж-контейнеры, пробковые пыжи и пластиковые гильзы, закрытые «звездой». Не очень хорош в латунной гильзе, в которой при плотной снарядке пыжами увеличенного диаметра дает сильную отдачу и сильно разбрасывает заряд дроби.

Порох «Сильвер» марка Б (синяя крышка банки) – это, по сути, украинский одноосновный аналог «Сокола», поэтому он менее резок, чем марка А, что имеет преимущества при его снаряжении в патроны мелких калибров и под пулю. Оптимален для 16-20 калибров. Он практически повторяет нрав «Сокола» – в пластиковой гильзе требует сильного капсюля, плотных пыжей и полного заряда дроби, но при этом более резок, чем «Сокол», и также не прощает вольностей с превышением массы заряда. Даже при слабом капсуле «Центробой» в металлических гильзах, но с плотной снарядкой, хорошо и даже отлично работает в любом сезоне. Плотные картонные прокладки толщиной 3 мм и высокие войлочные пыжи увеличенного диаметра в металлической гильзе обеспечивают такой уровень уплотнения заряда «Сильвер» Б, что создают оптимальные условия для его полноценного горения. Поэтому хорошо собранный в металлической гильзе патрон на этом порохе дает такие параметры боя, которые почти недостижимы при аналогичной сборке в пластиковой гильзе.

Обе марки «Сильвера» благодаря своей повышенной резкости крайне чувствительны к низкому сопротивлению снаряда и не переносят легких, да еще и осаленных пыжей, что ведет к неполному сгоранию пороха и засорению ствола его несгоревшими частицами. Нарекания отдельных охотников на случаи искрения с затвора и сильное загрязнение ствола в газоотводных полуавтоматах как раз и связаны с отсутствием нужного давления форсирования и горением пороха в стволе. Если попробовать сделать выстрел с этого же полуавтомата патроном на «Сильвере», но снаряженным в металлическую гильзу под плотными пыжами или контейнерами, качество выстрела и характеристики боя будут просто разительными.

В отличие от пластинчатых «Сильверов» сферические пороха «Крук» очень непростые, что требует большого внимания к ним и стабильности в однообразии компонентов снаряжения патронов. В целом «Крук» рассчитан под полный снаряд массой 35 г в 12 калибре, но имеет весьма небольшой клиренс (±0,15 г) по массе оптимального заряда, поэтому крайне чувствителен к особенностям снаряжения. Наилучшие условия для полноценного горения «Крука» в пластиковых гильзах имеют место при использовании жестких высоких полуконтейнеров или пыж-контейнеров для скитовских патронов с высокой и стойкой под сжатием базисной частью.

По своим свойствам порох «Крук» действительно грубоват, но по резкости он не уступает самым быстрым импортным порохам, удерживая ее даже в зимний период. Поэтому «Крук», вероятно, самый зимостойкий из числа современных быстрых порохов. Главная его проблема – излишняя резкость выстрела, ухудшающая кучность. Управлять резкостью боя патронов на «Круке» сложно, он требует жестких плотных пыж-контейнеров или применения плотных и толстых пороховых прокладок, перекрытых не менее плотной сборкой обтюрирующих пыжей. В роли последних наилучшими выступают древесно-волокнистые и пробковые пыжи, тогда как войлочные уступают им в этом отношении. Понятно, что такой капризный и резкий порох очень зависим от плотности сжатия заряда. Малейшие отклонения по плотности сжатия и удержания в этом режиме порохового заряда сразу же сильно проявляются в динамике давлений. Чуть слабее сжатие – и порох сгорает неполностью, ограничивая скорость полета дроби, чуть сильнее пережатие – выстрел срывается в сторону резкости и сопровождается повышенным дульным давлением при жесткой отдаче, что сильно ухудшает кучность.

Несмотря на сильную капризность «Крука», многие охотники путем его пристрелки достигают феноменальных результатов. Так, в начале этого сезона по фазану пришлось видеть уникальную стрельбу с инерционного полуавтомата 12 калибра патронами, снаряженными 2,0 г «Крука», плотным, жестким и высоким пыж-контейнером для скитовских патронов при массе дробового заряда 24 г. Стрелок был действительно сильный, и такими патронами с дробью №7 успешно поражал фазана на обычных охотничьих дистанциях, не подвергаясь при этом жесткой отдаче.

Аналогичным образом в этом же охотколлективе с газоотводного полуавтомата применяют патроны с зарядом массой 28 г при 1,9 г пороха «Крук» и высоким, жестким пластиковым пыж-контейнером. Этими зарядами с дробью №9 настолько успешно поражали фазана на дистанциях 10-30 м, что практически не было подранков. Осматривая после стрельбы этими патронами стволы и затворы ружей, признаков несгоревших крупинок пороха обнаружено не было, но нагара все же больше, чем при стрельбе «нобелями». Также был испытан закрытый «звездой» патрон в пластиковой гильзе с 2,3 г пороха «Крук» на плотном войлочном пыже и с полным зарядом дроби №3 массой 35 г, помещенной в пластиковый стаканчик. Выстрел с газоотводного полуавтомата «Хатсан-эскорт» был резкий, с отличными параметрами дальнего боя, но отличался весьма ощутимой отдачей. Вероятно, при охоте с небольшой частотой стрельбы такие заряды весьма приемлемы, но на летних и осенних охотах по голубю, утке, куропатке и фазану беспроблемно вынести хотя бы 20-25 выстрелов с жесткой отдачей, проявляющейся даже на газоотводном полуавтомате, будет нелегко как охотнику, так и ружью.

Сложно в настоящее время что-то определенно сказать о шосткинских порохах СП. Связано это с ограниченным пока опытом их использования, но в целом это вполне современные бездымные пороха с относительно низким уровнем дульного давления. Это позволяет ожидать отличного качества боя патронов на этом порохе, но требует определенного периода времени на освоение его капризов.

Все эти примеры показывают, насколько успешными бывают пристрелочные испытания разнообразных украинских порохов, позволяющие охотнику успешно собрать и эффективно эксплуатировать охотничьи патроны, соответствующие его целям и задачам. Нужно для этого лишь внимание, понимание процесса выстрела и здравый рассудок, защищающий от полубезумных рекомендаций отдельных экспериментаторов, которых всегда хватает.

В общем плане еще раз нужно подчеркнуть главные ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются охотники, пытающиеся освоить украинские пороха:

1.    Работа пороха в патроне, применяемом в двустволке и в полуавтоматах, резко отличается. Полуавтоматы всегда требуют более мощного заряда пороха и наилучше проявляют себя при полновесных калиберных зарядах дроби. Понятно, что такие заряды неуместны при охоте по перепелу и на летних охотах на голубя, где приходится часто стрелять;

2.    Все украинские пороха не имеют такой однозначной привязки в отношении массы заряда дроби, как «нобели» или сунары. Это позволяет в определенной мере варьировать массу снаряда в сторону его уменьшения от полнокалиберного стандарта, соответственно снижая и массу пороха. Но играть в глупые игры с самопальными вариантами подборки магнум-зарядов, которые предусматривают увеличение массы снаряда, очень опасно. Да и не нужны они для подавляющего большинства наших охот;

3.    Современные украинские пороха все очень резкие и тяжело «укрощаются» в этом отношении, но и малейшее облегчение плотности снарядки патрона или уменьшение заряда дроби сразу же стимулируют резкость при уменьшении кучности. Вероятно, что при стрельбе накоротке это и неплохо, но для дальних выстрелов падение кучности имеет однозначно негативное влияние;

4.    Обладая высокой резкостью, украинские охотничьи пороха все очень зависимы от плотности пыжевания и типа используемых пыжей. Это особенно ярко проявляется при их снаряжении в металлические гильзы, которые жестко закрывают прокладками и пыжами увеличенного диаметра. Выстрел с таким патроном при его тщательной и аккуратной снарядке даже при маломощном капсюле «Центробой» всегда более резок и дает скорости полета дроби, заметно превышающие скорости при выстреле этим же зарядом с пластиковых гильз. К удивлению, и сильно осаленные войлочные пыжи, но плотно зажатые в металлической гильзе между утолщенными прокладками также хорошо работают с резкими порохами. Но в пластиковой гильзе осаленные калиберные войлочные пыжи, сохраняя свои отличные амортизирующие и обтюрирующие газы свойства, практически не создают нужного сопротивления и приводят к частично ослабленным выстрелам из-за слабого давления форсирования. К сожалению, достичь в пластике такой плотной, как в металлических гильзах, обтюрации пыжей невозможно;

5.    Относительно высокая резкость украинских порохов несомненно требует для оптимальных условий горения самых мощных капсюлей-воспламенителей, применяемых преимущественно для быстрых спортивных порохов. В этом отношении нужно отдать первенство Winchester Primer-209, Cheddite CX2000, Nobel Sport U-688 и Fiocchi DFS 616. Зависимость от мощных воспламенителей в пластиковой гильзе вовсе не отрицает успешного использования этих порохов с капсюлем «Центробой» в металлической гильзе, предельная плотность снаряжения которой нивелирует слабость капсюля;

6.    Все резкие пороха весьма чувствительны к типу заделки дульца гильзы, которые обуславливают заметную разницу в уровнях давления форсирования, а также в конечных режимах давления газов и соответственных им скоростях полета дроби. Утверждается, что разница давлений при выстреле патроном, закрытым «звездой», обычно на 100-150 кг/см2 выше, чем при закрытии его закаткой. Насколько реальны указанные отличия сказать без достоверных результатов замера давлений сложно, но при фиксации скорости дроби на хронографе действительно «звезда» дает на +10-15 м/с более высокие скорости и обычно намного лучшую кучность. Подобные различия в заделке дульца отмечаются также во всех наставлениях к импортным порохам, указывая на необходимость уменьшения заряда пороха в случае закрытия патрона «звездой» или его увеличения при закатке.

7.    Наилучшие результаты в пластиковых гильзах в тандеме с украинскими порохами дают крайне жесткие пыж-контейнеры или полуконтейнеры, способные в полусжатом состоянии проявлять достаточное амортизирующее противодействие при сохранении хороших обтюрационных характеристик. Любой другой калиберный пыж не способен в закрытой пластиковой гильзе стабильно и долго держать заданный режим первичного сжатия, передавая его на порох. Отсутствие такого поджатия приводит к замедлению сгорания пороха и ухудшению динамики возрастания давления, смещая его конечные фазы за пределы патронника в ствол;

8.    Украинские «Сильверы» и «Крук» достаточно стойки к перепадам температур среды, что нужно учитывать при подборе зимних зарядов и не превышать в этом случае оптимальных режимов выстрела. Разница между летними и зимними зарядами имеется, но она не настолько большая, как у порохов других марок. При этом весьма ощутимые различия в характеристиках выстрела имеют место при переходе с 12 калибра на более мелкие, требующие замедления скоростей горения пороха по мере уменьшения диаметра ствола. Регуляция условия для подобных режимов горения достигается подбором уровня сжатия заряда пороха в гильзе и жесткостью пыжей. В целом украинские пороха успешно работают даже в 28 калибре, проявляя позитивную зависимость от плотности посадки пыжа в металлической гильзе;

9.    Практика свидетельствует о реально высокой гигроскопичности украинских порохов, а также об их выраженной чувствительности к остаткам горения при снарядке патронов в стреляные гильзы. Профилактика этих недостатков проста – не держать и не использовать прошлогодних патронов, собранных в стрелянной гильзе, и стремиться при снаряжении патронов добиваться их максимальной герметичности.