Современное итальянское ружье

Вячеслав Артеменко

Февраль, 2020 год

Современное ружье в равной мере является продуктом технологий, дизайна, маркетинга. А в Брешии – также и семейных связей…

Начнем с технологий. Первый станок с ЧПУ, еще с перфокартой, был установлен на «Беретте» в 1978 г. Система автоматического проектирования была введена в 1986 г., а лазерная гравировка – в 1996 г. Это изменило производство оружия, так как стало возможно изготавливать детали по любым спецификациям. Важно только обеспечить производительность.

Современные станки дороги, «Перацци» имеет 10 станков с ЧПУ, каждый из которых обошелся не менее чем в $1 млн. Чтобы окупиться, такие станки, как и на «Беретте», должны работать максимально интенсивно. Для этого есть несколько путей. На «Перацци» при 70 занятых (из которых 15 граверов), изготовляли около 1500 ружей в год (2017), в среднем 7 ружей в день. Обычный срок исполнения заказа – 4 месяца. Все ружья в той или иной мере изготовлены по спецификации заказчика. Заказы поставляют дилеры, преимущественно из США (10 представителей). Основной объем квалифицированного ручного труда заложен в изготовление блока стволов, сборку и отделку ружей. Все детали производит «Перацци». Это дороже, чем покупать у субподрядчиков, но загружает машины.

Производственные помещения «Беретты» (800 занятых) сопоставимы по площади – 11 000 м2 с «Перацци» - 9000 м2. Но в сутки «Беретта» производит 1500 ед. оружия, что требует строго согласования поставок от субподрядчиков – далеко не все в «Беретте» сделано на ее фабрике… Ручная сборка ружей серий SO, 687 EELL, Sparviere, Giubileo, 486 производится в «премиум дивизион». Ценой высокотехнологичного производства для «Беретты» стал отказ от производства партий ружей на заказ для оптовиков. Прежде, до начала 2000-х гг., так изготавливали модели 686, 687.

Еще одним путем остается производство ружей под различными брендами из комплектующих субподрядчиков. В большинстве случаев вам придется иметь дело с оружием, изготовленным семьёй Риццини. Это почти библейская история: три брата Риццини – Баттиста, Исидоро, Эмилия – породили двоюродных братьев, племянников, племянниц… Сегодня Риццини стоят за такими брендами, как FAIR, Fausti, B. Rizzini, Filli Rizzini, Guerini, Ferlib. Комплектующие всей этой массы оружия часто имеют одно происхождение. Тайна «четверного замка Риццини» (Rizzini four locks) состоит не в его особом качестве… В сущности, это все тот же «Браунинг». Просто Риццини обеспечивают частями всех «своих»… Сборка ружей и стандартных комплектующих позволяет снизить их цену. При средней цене итальянского ружья для рынка США в $2500 одни и те же комплектующие имеются в ружьях ценой от 1500 до 6000. Остальное – сборка, гравировка, бренд. То, что «Беретта» предлагает за 5000, а «Браунинг» - за 2,9 тыс., у FAIR можно найти от $1600. FAIR производит ружья на заказ, также – с индивидуальной гравировкой.

Как сегодня проверяют ружья? Контроль качества сборки ручной, например, у «Перацци» два контролера. В FAIR - это новое предприятие Риццини, поставляющее ружья среднего класса на рынок США, - качество сборки проверяют у половины ружей, отстреливают – четверть.

Современное брешианское ружье, особенно от небольших производителей, так же типично, как некогда испанский «Браунинг»: разделенный крюк, нижняя планка запирания, стволы на цапфах, спиральные пружины, односпусковой УСМ, стволы от одних и тех же поставщиков. «Дифференциация продукции производится по качеству сборки и эстетике». Зачем платить за одно ружье больше, чем за другое, если они почти одинаковые. В этом и суть успешного маркетинга. «Беретта» продает образ жизни.

PS Зверніть увагу на деталі УСМ на фото. Цілком очевидно, що вони ніколи не бачили рук збройового майстра, це лише "машинний" продукт