На лисиц нагоном

Евгений Ковалевский

Март, 2020 год

Конец января. Закончился сезон охоты на пушного зверя, но отстрел лисиц еще идет. Небольшой бригадой едем в Марьины сосны попытать счастья нагоном.

К охотничьей избушке в центре леса прибыли, когда на востоке затеплилась бледно-малиновая зоря, а вверху начала рассеиваться серая муть. Снесли в домик рюкзаки, затопили печку. Оговорили порядок проведения охоты, избрали старшего охоты. Раз бригада небольшая, четверо будут стоять на номерах, а трое идут в загон. Загон идет медленно, без лишнего шума, с легоньким свистом, тщательно обследуя крепкие места.

В первом загоне мне выпало стоять на номере. Лес я знаю хорошо и веду товарищей на стрелковую линию. Идем по дороге, разделяющей старые, гладкие сосны и вырубку, поросшую высоким, густым кустарником. Ночью выпала пороша. Она пуховой пеленой укрыла снег со старыми следами, облепила кроны сосен, кусты пышными кружевами жемчужных навесов. Видно, вот здесь кормилась лосиная семья. По свежему снегу лоси вытоптали плотные тропинки. Они сходились, расходились и образовывали петли.

Легкий морозец. Под ногами мягко оседает и мурлычет свежий снежок. В бледной синеве начинающегося зимнего дня, в белом безмолвии лес кажется каким-то призрачным, зачарованно-прекрасным. День обещает быть ярким и солнечным. Все это наполняет душу такими милыми и дорогими охотнику ощущениями, от которых поднимается настроение, становится радостно и весело.

Номера расставлены. Я стою предпоследним на правом фланге стрелковой линии, за мной, на опушке, Толя Устинов. Кустарник пересекает еле заметная тропа – лисьи переходы. Она переходит дорогу и ведет вглубь соснового леса. Отступаю на пару шагов от дороги, прислоняюсь спиной к шершавой коре толстой сосны и заряжаю ружье.

Лес пробуждался. Невдалеке слышится писк синиц, над вершинами деревьев прошумел ворон. На соседнюю сосну уселась голубокрылая сойка. Хищным глазом воровато заглядывает под навесы снежных козырьков. Загона еще не слышно, да оно и понятно – идут же тихо. Вдруг боковым зрением замечаю какое-то мелькание слева. По дороге неторопливо скачет заяц, смешно вскидывая задние ноги. Прошел в двух шагах от меня, направляясь в Толину сторону, к полю. Провожаю его взглядом, а когда снова посмотрел на тропу, то только и успел заметить метнувшуюся с нее в правую сторону лисицу. Ружье автоматически взлетает к плечу, но лисы уже нет. Эх, досада! И где взялся этот заяц, она была от меня в двадцати шагах. Ну, ничего, зато Толе наверняка повезет…

Жду выстрела товарища, но его не слышно. Зорко смотрю на тропу – если она по каким-то причинам повернет назад, то обязательно ее пересечет. Так оно и вышло, но выстрелить я снова не успел - уж очень быстро она мелькнула.

Ну, теперь дело за двумя оставшимися слева номерами. Деваться рыжей больше некуда - со стороны загона уже доносится легкий свист. Сейчас грохнет выстрел, и кто-то из двоих - мой отец или Миша Савченко - будет с первым трофеем. Но странная вещь – проходит минута, вторая, но они молчат. Неужели ухитрилась выйти из оклада незамеченной?

Смотрю в левую сторону, и вдруг на моих глазах, шагах в тридцати, из кустов вытыкается темная мордочка, белеет манишка горла. Лиса стоит, осторожно поводя головой по сторонам. Она ближе к моему отцу, но ружье уже у плеча, и мушка уперлась в белое пятно. Отец лису так и не заметил, и я ударил ее по боку в броске через дорогу. Мой трофей оказался небольшой самкой охристого окраса.

Следующий загон мы вели втроем. Гнали по кустарнику с глубокими бороздами и высокой сухой травой. Пересекли свежие кабаньи следы, множество козьих, подняли три зайца. И вот с номеров доносится торопливый дуплет. Скорее всего, это промах. Прошли еще сотню шагов. Гремит один выстрел, а спустя несколько секунд второй. А вот это уже похоже на удачу…

Выходим на стрелков. Оказывается, первым стрелял Смелянский и промазал, правда, при плохой видимости по мелькавшей в густой траве лисице, и она благополучно ушла. Отличился Толя Устинов, полный тезка моего друга. Первым выстрелом он ранил вышедшего прямо на его номер приличного лисовина, а вторым добрал его. На стрелков вышли также кабан и табунок косуль.

Я снова на номере. Стрелки стоят на дороге. Сзади у нас средневозрастной березняк с подростом, впереди кустарники. За дорогой, под кустами, тянется канава. Солнце уже поднялось высоко над лесом. Девственно белая пелена снега переливается тысячами блесток. Лучи утреннего солнца розовым отблеском играют на белоствольных березах, сверкающими искрами вспыхивают в ажурной путанице заиндевевших веток.

Над головой раздалась четкая ровная дробь дятла. Любуюсь его пестрой «рубашкой» и красивым малиновым пятном на темени. Он так близко, что слышно шуршание его лапок по стволу березы. Слежу, как он аккуратно обследует ствол дерева, прислушиваясь к звуку своих ударов, будто осмотрщик вагонов к ударам своего молотка по ободу колеса.

В кустах послышался отдаленный треск. Он все ближе и ближе. На дорогу вышел и остановился большой комолый лось. За ним стоят в кустах лосиха и лосенок. Глава семейства чутко попрядал ушами и, не обнаружив опасности, спокойно пересек дорогу и углубился в березняк. Мамаша с сыном также спокойно последовали за ним. Я повернулся и, любуясь, смотрю, как между белыми стволами берез неторопливо шествуют шоколадные, в светлых «чулках», красавцы.

Вот густые кусты скрыли их от моего взора, и я уже хотел занять исходную позицию, как вдруг заметил, что из тыла, прямо на Савченко, стоящего левофланговым, движется лисица. Это был крупный зверь ржаво-красного цвета. Ее лапы, делая небольшие шажки, быстро мелькают, семеня, спина же не шелохнется - туловище словно плывет. Она то и дело опускает голову к снегу - принюхивается. Поравнялась с деревом, остановилась, не то глядя вперед, не то стараясь уловить запахи. Снова поплыла.

Как предупредить Мишу? Посмотрел на то место, где он должен стоять - нет его. Потом оказалось, что он сдвинулся немного назад, встав у подножья небольшого холмика. Ну что ж, посмотрим, какая у друга фортуна…

Лису я уже потерял из вида, но зато неотрывно смотрю на дорогу перед его номером. И вот на моих глазах происходит захватывающее зрелище. Через дорогу в длинном прыжке метнулась лисица и, сраженная на лету, валится в канаву. Тут же выбегает Миша и, схватив ее за задние ноги, восторженно трясет над головой.

В последующих двух загонах мы взяли еще одну лису. Отличился наш уважаемый охотовед. Отличный результат - четыре лисы на семерых охотников. Незабываемая охота!