Опыт эксплуатации импортных порохов

Игорь Наконечный, биолог-охотовед, доктор биологических наук, профессор

Май, 2020 год

Начало в предыдущем номере

Для наиболее ходового в 12 калибре охотничьего патрона с 32-граммовой навеской дроби нужно отдавать предпочтение маркам порохов Нобель, которые четко дифференцированы именно под 32 г. К ним относятся Nobel Sport Vectan A1 и Nobel Sport С7. Эта пара действительно в совершенстве отработана под заряды в 32 г, которые в комплексе с плотным жестким пыж-контейнером и средними по мощности капсюлями дают наилучший бой при вполне мягкой отдаче.

Рабочие давления этих порохов заявлены в пределах 640-650 бар (631,5-641,5 кг/см2) и, судя по дальности выброса стреляной гильзы с газоотводного полуавтомата, такие уровни давлений действительно имеют место. Замеренные хронографом скорости дроби при стрельбе патронами в пластиковой гильзе с рекомендованными навесками пороха, капсюлем СХ1000 и зарядом 32 г дроби в контейнере составляли 370-390 м/с при температуре +5 °С. Проба стандартных навесок Nobel Sport Vectan A1 и Nobel Sport С7 в металлической гильзе под войлочными пыжами 10 калибра показала их срыв в чрезмерную резкость и сильную потерю кучности. Этот удивительный результат указывает на предельную адаптацию 32-граммовых «нобелей» именно к условиям пластиковой гильзы с пластиковым пыж-контейнером, где порох работает на пределе оптимума, выход за которые при расширенных плотных пыжах уже вызывает скачкообразный рост давления.

Уже первые пробы снаряжения Nobel Sport С7 в пластиковой гильзе с калиберной пороховой прокладкой-шашечкой и пыжом Диана, перекрытым сверху пробковым пыжом с картонной прокладкой и последующим закрытием патрона «звездой», оказались очень успешны зимой, обеспечивая отличные дальние выстрелы по зайцу. Аналогичная снарядка патронов с Nobel Sport Vectan A1 также показала неплохой результат с мягкой отдачей на полуавтомате, но давала срыв в сторону значительного усиления резкости при стрельбе с ТОЗ-34. При +11 °С отдача была вполне нормальная, но равномерность осыпи и кучность просто отсутствовали, а замеренная хронографом скорость дроби находилась в пределах 403 м/с, что указывает на запредельные давления в стволе. Закатка патрона при тех же параметрах заряда и сборки давала 390 м/с, что указывает на незначительную роль «звезды» на фоне пережима рабочих давлений плотным пыжом Диана.

Пробы этих же порохов на войлочных пыжах в ружьях 16 и 20 калибра показали отличный результат при значительно более спокойной и мягкой, чем при D20, отдаче. В отношении пределов термостойкости и устойчивости при хранении в заряженном патроне о свойствах Nobel Sport Vectan A1 и Nobel Sport С7 ничего определенного сказать нельзя из-за ограниченного лишь зимним сезоном опыта. Но несомненно, что в плане снаряжения патронов 12 калибра с 32 г дроби пороха Nobel Sport Vectan A1 и Nobel Sport С7 пока не имеют альтернативы. Главное, что работать с ними в отношении подбора оптимального патрона под конкретное ружье намного проще, чем с более резкими и более капризными порохами Nobel Sport 206V и D20.

Всем, кто охотится в компании охотников старших поколений, хорошо известна их любимая версия о глупости 32-граммового заряда дроби в 12 калибре и сетования на нынешний дефицит полнокалиберных патронов с 35-граммовым зарядом. Большинство старших охотников не изменяет полнокалиберным навескам, объясняя максимальную эффективность охотничьего выстрела только полновесным зарядом. Такое мнение иногда вполне оправданно при охоте на осеннюю утку и гуся, зимнего зайца и лисицу. Вероятно, что большой заряд частично нивелирует ошибки в прицеливании, что закономерно не может не понравиться стрелкам в возрасте.

Из числа современных «нобелей» для полного заряда в 35 г практикуют порох Nobel Sport 206S, первично дифференцированный под заряд на 34-35 г. Порох этот отличный и менее капризный, чем резкие марки под облегченные заряды дроби. Он отзывчив на усиление плотности поджима, на плотные пыжи и удерживает при этом приемлемые параметры кучности при нормальной равномерности осыпи, но плохо проявляет себя в условиях повышенной резкости боя. Особенно вредно превышение резкости при стрельбе пулей, что бывает с 206S при очень тяжелой пуле. Правда, и легкая пуля не набирает нужной скорости на этом порохе, но она хотя бы удерживает прицельность.

В целом стрелять полными калиберными (в 12 калибре) зарядами в последние годы приходится лишь изредка, преимущественно на охотах, где нужен предельно дальний и кучный бой. Обычно такие случаи характерны для позднеосенних и зимних охот, которые требуют некоторого превышения рекомендуемых нормативов массы пороха и отказа от пластиковых пыж-контейнеров. Но практика применения современных войлочных пыжей, отличающихся крайне низким качеством, с порохом 206S дает отвратительные результаты, что обусловлено плохой обтюрацией пороховых газов. Пыж-контейнеры также показывают себя зимой не лучшим образом. Их лечат разрезом поперек ребер жесткости и помещением между ними войлочного пыжа.

Оптимальный результат в зимних патронах с 206S показывают пыжовые комплексы на основе калиберной прокладки-шашечки, пыжа Диана, пробкового пыжа и толстой картонной прокладки на дробь. К сожалению, в обычной гильзе с 35 г дроби для размещения указанного комплекса пыжей уже места не хватает и закрыть такой патрон «звездой» не удается. Не всегда хватает места и для их закатки. Выходом является применение длинной 76 мм магнум-гильзы, но в отношении ружей с обычным 70 мм патронником такой вариант неприемлем, и приходится изгаляться с подбором компонентов обычного патрона. В результате ограниченности пыжового пространства качество боя патронов в стандартной 70 мм гильзе на порохе 206S при полном заряде 35 г дроби часто показывает недостаточную резкость, особо заметную на предельных дистанциях. Также во многих случаях заметна первичная деформация крупной дроби, выстрелянной с короткого патрона при сильном заряде 206S, что указывает на недостаточность пыжей, вернее на отсутствие у них нужных амортизационных свойств.

В общем, практика охотничьего применения пороха Nobel Sport 206S вполне успешна для полновесных патронов, эксплуатируемых в двустволке, но не в полуавтоматах. Понятно, что для обычного ружья 12 калибра 35-граммовый заряд дроби является предельным, тогда как для современных полуавтоматических магнумов он всего лишь один из средних вариантов. Тем не менее и для них порох Nobel Sport 206S оказался одним из наилучших, но лишь при снаряжении патронов с 33 г дроби. Именно в этой навеске снаряда он оказался самым универсальным и оптимальным по качеству боя порохом для осенне-зимних патронов, работающим как в полуавтоматах, так и двуствольных ружьях. Аналогичные оценки правомерны в отношении пороха Nobel Sport 206S в патронах 16 калибра с 30 г дроби, дающих качественный бой на зимних охотах по пушному зверю. По 20 калибру достаточной информации у меня пока нет.

При сравнительной оценке качества боя патронов на разных порохах Nobel Sport с промежуточной массой снаряда (33 г) нужно прямо признать, что порох 206S, также как и D20, оптимально работает именно на нижних пределах рекомендуемых навесок. Поэтому и заряд 33 г дроби в большинстве современных ружей 12 калибра (или 30 г в 16 калибре) является самым универсальным в отношении осенне-зимней охотничьей практики на территории Украины. Патроны с такой массой снаряда, снаряженные на порохе Nobel Sport 206S, очень хороши в пластиковых гильзах с капсюлями средней мощности, принимая как войлочные, так и пластиковые пыжи. Замеры хронографом скорости дроби при стрельбе патронами с 206S и зарядами дроби №1 массой 33 г из полуавтомата «Бенелли-Франчи» показывают 385-395 м/с при температуре в районе -6° С, что позволяет твердо надеяться на успешность дальнего выстрела.

Специально для тяжелых полных зарядов дроби с массой на верхнем пределе калиберных навесок (35-37 г) в семействе современных «нобелей» есть порох Nobel Sport С7L. Он рассчитан на заряд массой 36±1,0 г в 12 калибре. Интересный, достаточно непростой порох, отлично работающий в полных зарядах, но требующий плотного заряжания и жесткого плотного контейнера с хорошими амортизирующими свойствами. Собрать их вместе с большой по массе и объёму навеской дроби в обычной 70 мм гильзе да еще и закрыть ее «звездой» не выйдет, что приводит к вынужденному применению чересчур тонких пыжей или плохо амортизирующих пыж-контейнеров. Результатом является недостаточная амортизация сжатия, значительная толчковая деформация дробин и, соответственно, ухудшение кучности боя при сильной отдаче выстрела. Указанные особенности однозначно требуют применения 76 мм магнум-гильзы, в которой хорошо помещаются достаточной высоты основные пыжи и дробовые заряды массой 35-40 г, оставляя возможность для закрытия дульца «звездой». Поэтому нужно прямо сказать, что порох Nobel Sport С7L наиболее оптимален в ружьях с 76 мм патронником, принимающих 76 мм гильзу. Снарядка этим порохом стандартной 70 мм гильзы с 36-37 г дроби в 12-м (32 г в 16-м и 28 г в 20-м) калибре всегда дает лишь относительно результативные параметры боя с не полностью раскрытым потенциалом порохового заряда. Вероятно, при специальном пыж-контейнере, конструктивно созданном под 36 г дроби в 70 мм гильзе (и плюс пересыпка заряда дроби крахмалом), параметры боя такого патрона будут отличными и не хуже, чем с высокой магнум-гильзой. Но стрельба с обычного ружья такими тяжелыми зарядами довольно проблематична и лучше от нее отказаться вообще. Поэтому в практике охоты применение пороха Nobel Sport С7L для самостоятельного снаряжения патронов с предельно полновесным зарядом дроби (35-36-37 г) несомненно эффективно лишь с 76 мм магнум-гильзой.

Кроме всего этого, нужно напомнить, что Nobel Sport С7L относится к группе порохов с частично замедленной скоростью горения, которые требуют средних и слабых капсюлей, особенно в мелких калибрах. Слишком сильный капсюль хорошо воспламеняет частички пороха, но своим высоким давлением выкидывает порох за пределы зоны первичного возгорания раньше, чем это возгорание произойдет.

Несколько раз приходилось слышать нарекания охотников о падении резкости боя патронов на Nobel Sport С7L при низких и очень низких температурах. Сложно что-то сказать об этом, своего опыта стрельбы патронами с порохом С7L при температурах ниже -5 °С нет. Но вполне возможно, что при низких температурах проявляется не проблема пороха, а влияние комплекс факторов, в числе которых падение упругости газов, холодовая утрата пластичности пыж-контейнера с ухудшением обтюрации и общая реакция системы «патрон-оружие» на охлаждение. Так как тяжелыми зарядами обычно стреляют именно на зимних охотах, то снаряжение патронов с порохом С7L изначально нужно делать с усилением массы навески, прогнозируя ее работу в условиях низкой температуры.

Отдельные пробы патронов, собранных с порохом Nobel Sport Vectan A0 с зарядами дроби массой 35-36 г, выполненные на газоотводных турецких полуавтоматах 12 калибра, также продемонстрировали отличный результат боя по резкости и кучности. Но за своими параметрами Nobel Sport Vectan A0 относится к медленным порохам и четко предназначен для снаряжения патронов магнум с зарядом дроби массой 40-50 г в 12 калибре.

Медленные пороха требуют тяжелой нагрузки или мелких калибров, а также тяготеют к слабым капсюлям. Тем не менее, применение A0 при зарядах 35-36 г дроби в обычной 70 мм пластиковой гильзе в паре с низким пыж-контейнером или с пыжом Диана дает отличный бой полуавтомата. Скоростные свойства таких патронов позволяют успешно поражать зайца или зимнего гуся на предельных дистанциях в 40-45 м. Очень хорошо проявляет себя этот же вариант снаряжения патрона с картечью.

Как-то испытывать порох A0 в двустволках и в металлической гильзе не хватило смелости, но главное все же понятно – полуавтоматы магнумы очень отзывчивы на патроны в 76 мм гильзах, собранные как на С7L, так и на порохе А0 с зарядами дроби массой 35-36 г. При этом почти нет никакой зависимости от типа заделки дульца гильзы - пороха С7L и А0 требуют только полноценного пыжового, хорошо амортизирующего комплекса на основе войлочных и корковых калиберных пыжей или жесткого пыж-контейнера. Последние в паре с большим объёмом дроби и фиксацией нужного поджатия патрона «звездой» возможны лишь в магнум-гильзе.

Подводя итог этим обобщениям, нужно сказать, что пороха семейства Nobel Sport и Nobel Sport Vectan являются очень качественными и специфичными порохами с выраженной дифференциацией по массе снаряда, но, как и любой другой порох, они не могут быть универсальными или идеальными в охотничьем отношении. Действительно, в ряде случаев отдельным маркам «нобелей» нет конкуренции, но в практике охоты многие другие, как импортные, так и украинские пороха, служат ничем не хуже. Главным условием их применения является тщательность снарядки патронов в полном соответствии с рекомендациями производителя.

Какие общие тенденции в охотничьем применении основных импортных марок пороха прослеживаются к настоящему времени? Ответ на этот вопрос неоднозначен, но в целом можно все же выделить несколько закономерностей:

1. Большинство охотничьих патронов нынешние охотники собирают на современных порохах с помощью специализированных станков разного уровня сложности. Это, несомненно, позитивный факт, позволяющий получать стабильно качественные патроны с заданными характеристиками боя, что в значительной мере ограничивает бездумное сжигание патронов с недостаточными или попросту плохими свойствами.

2. Главной проблемой низкокачественного выстрела является невозможность обеспечения в собранном патроне таких плотностей пороха, которые наиболее оптимальны для его полноценного горения на фазе первичного форсирования давления. Проблема эта связана с дефицитом или высокой стоимостью соответствующих пыж-контейнеров и качественных пыжей вообще. Наиболее оптимальны в настоящее время сборки патронов в пластиковых гильзах на специальных пыж-контейнерах, отвечающих рекомендациям фирм-производителей порохов. Для зимних патронов все так же актуальными остаются пыжовые комплексы смешанной природы – соединяющие пластиковые прокладки на порох, пыжи Диана (или корковые пыжи) и в качестве дополнительных – войлочные или древесно-волокнистые пыжи.

3. Современные пороха в значительной мере не оценены в плане их потребности в сильном сжатии заряда при сохранении способности основных пыжей к амортизации первичного толчка на дробь. Актуальность последнего прямо пропорциональна резкости конкретной марки пороха и наиболее выражена при крупных номерах дроби. Необеспеченность сжатости заряда пороха и амортизации толчка дроби противоположно обусловлены, но в одинаковой мере нивелируют потенциал пороха и ухудшают качество выстрела. Единственный путь преодоления этой проблемы – это переход на 76 мм гильзу, в которой есть все необходимые условия для качественной сборки зимних патронов с плотными войлочными или корковыми пыжами и закрытия дульца «звездой». В отношении же стандартных 70 мм гильз подобный маневр компонентами ограничен их объёмом и проявляется лишь в выборе оптимального по высоте и жесткости пыж-контейнера под соответствующую массу дробового заряда.

4. Охотничьи свойства патронов, собранных на импортных порохах семейства «Нобель-Спорт», наиболее полно раскрываются лишь в комплексе «ружье-патрон», что требует неоднократных пристрелочных испытаний патронов разных партий, но как раз подобные испытания в тире большинством охотников и не проводятся. Все это показывает необходимость более обширной информации о специфике тех или иных порохов, которая должна быть доступной каждому охотнику.

Кроме этого, уже подходит время полной дифференциации патронов для одно- и многозарядных ружей. Уже сейчас они достаточно обособленны, в т.ч. по специфике применяемых порохов, что позволяет их разделить на группы боеприпасов, соответствующих ружьям разных конструкционных типов. Главное отличие последних – разное рабочее давление и разный по скорости горения порох. Да и, скорее всего, эпоха унифицированного патрона со свинцовой дробью для охотничьего гладкоствольного ружья уже заканчивается и вскоре всем нам предстоит стать свидетелями перехода на ружья под стальную дробь, которые работают на совершенно других порохах и патронах.

В отношении современных импортных порохов и их результативности в охотничьих патронах также прослеживается общая тенденция зависимости от предельной спецификации последних. С одной стороны, это явление весьма позитивное, но и утрата унифицированных качеств патрона все же несет ряд проблемных моментов, к преодолению которых основная масса сегодняшних охотников не готова. Так, до 25-30% украинских охотников не имеют желания переходить на фабричные патроны и упорно стараются освоить имеющиеся возможности их самостоятельной сборки. Множество разнотипного гладкоствольного оружия, накопившегося за более чем столетие, также требует специфики патронов, которая возможна лишь при их самостоятельной сборке.