Снова о «Бекасе»

Вальтер Вольф

Июль, 2020 год

О полуавтомате «Бекас Авто» я уже много раз рассказывал, и неудивительно, ведь он был частым гостем у меня в оружейной мастерской. Правда, был период, когда я с ним долго не встречался, и вот опять.

Владелец принес его на ремонт с диагнозом, что ружье не перезаряжается. Гильзу стреляную выбрасывает, а новый патрон в патронник не подает. Такая себе «одностволочка» получается. Я осмотрел ружье и спросил хозяина, кто и по какой причине уже «покопался» в механизме? Тут я должен заметить, что наши охотники очень часто не могут правильно и четко объяснить неисправность ружья. К тому же, как это сказать помягче, очень сильно фантазируют на эту тему, практически никогда не признаваясь, что пытались сами ремонтировать механизм. В крайнем случае заявляя, что «лишь поменял возвратную пружину». А то, что при этой замене было потеряно две детали – пружину лотка-подавателя и его упор - «так этого не может быть, их там не было…»

В итоге взялся я отремонтировать ружье. Нужно было переделать механизм подачи патронов, хоть владелец и утверждал, что раньше механизм работал. «С перебоями, но работал». Но как он может работать при полностью усаженной пружине лотка-подавателя, я не знаю. Но прежде всего нужно было отладить механизм подачи патронов, а для этого изготовить на фрезерном станке опорный вкладыш, шарик вращения и выточить новый стержень для пружины подачи. Все детали должны быть съемными. Также нужно было подобрать длину и усилие новой пружины, отладить положение стержня и пружины вверху и внизу, согласовать с затвором.

Когда все было готово, и механизм ружья в ручном режиме заработал, поехали мы с владельцем на стрельбище проверять работоспособность полуавтомата в боевых условиях – стрельбой патронами. Тут следует сказать, что работа механизма от руки может сильно отличаться от его боевого применения, от руки все может прекрасно работать, а вот с патронами начинают вылезать разные недоработки и поломки. Так случилось и в этот раз, ружье стреляло и перезаряжалось, но… при перезарядке из магазина выпадал вниз еще один патрон. Это указывало на неисправность останова патронов в магазине. К тому же владелец стал выдвигать в мой адрес претензии на «не такую, как раньше» работу ружья – затвор, дескать, раньше взводился легче, и почему, когда курок спущен, а ружье на предохранителе, затвор взвести невозможно? Хоть это и элементарные вещи, но пришлось растолковывать дотошному клиенту, что затвор взводился легче, потому что раньше не была задействована в его работу пружина лотка-подавателя. А затвор не взводится, потому что у курка круглое отверстие оси. Это в МЦ21 и в «Браунинге Авто 5» они овальные, и такая конструкция позволяет взводить и на предохранителе.

Приехав домой, стал разбираться с причиной выпадения патрона при перезарядке. Оказалось, в магазине стоял очень длинный колпачок-толкатель патронов, который перекрывал останов патронов, вызывая их выпадение. Пришлось точить новый колпачок. В ручном режиме затвор отводили полностью назад, и автоматика работала безукоризненно, а в боевом режиме затвор отходил назад только наполовину, выбрасывая при этом гильзу, но не включая второй останов. Метод работы автоматики «Бекаса» основан на принципе короткого импульса поршня, что совсем не рационально для гладкоствольного оружия. Вообще, чаще всего применяют два принципа работы автоматики в газоотводном оружии – короткий импульс и длинный. При коротком импульсе газовый поршень только сдвигает боевой упор, выводя его из зацепления с хвостовиком ствола. После этого затвор, будучи уже незапертым, остаточным давлением пороховых газов отбрасывается назад. При длинном импульсе (ходе) поршня происходит следующее: под действием пороховых газов поршень, жестко связанный с платформой и подвижными частями затвора, отходит назад на всю длину, сколько отходит затвор. Работа автоматики в этой системе, как правило, сбоев не дает, в отличие от короткой системы, где очень многое зависит от патрона, обтюрации и т.д. В короткой системе автоматики лучше работают патроны с увеличенной навеской – патроны Магнум. Но ведь «Бекас» изготавливают с патронником 70 мм, для которого патроны Магнум не подходят – они длиннее. Ну, подробно о принципах работы автоматики в оружии, коротком и длинном, мы поговорим в отдельном материале, вернемся к нашему «больному» и процессу его лечения.

Итак, ружье не перезаряжалось. Я несколько раз перебирал и переставлял детали газового двигателя, зная, что именно от него многое зависит. Глядя на двигатель «Бекаса», для оружейника абсолютно очевидно, насколько бездарно и глупо он придуман. Укороченный трубчатый магазин на три патрона, в торец которого вставлен длинный стержень с резьбой на конце. На трубку магазина надет газовый цилиндр, а на стержень - газовый поршень, напоминающий толстую шайбу с отверстиями по кругу. Центральное отверстие в шайбе огромное, и для центровки сюда навтыкали разных муфточек с фланцами и без, а на торце разместили толстую отбойную пружину, которая совершенно никаких ударов не смягчает. И совершенно здесь не нужна.

Повозившись с этим «передовым» творением конструкторской мысли, я пришел к выводу, что легче здесь будет переделать систему с коротким импульсом на длинный, чем пытаться ее оживить. Заодно запланировал поменять и магазин, он все равно короткий и для длинного импульса не сгодится.

С МЦ21 магазин подошел и по резьбе, и по наружному диаметру, но газовая камера на торце имела сужение, которое в моей новой системе нужно было удалять. Пришлось отказаться от этой затеи, хотя идея была превосходной, к тому же увеличивала емкость магазина.

Конечно, можно и заменить газовую камеру, ведь у «Бекаса» она съемная и держится на пазах «ласточкин хвост», но тогда пришлось бы растачивать торец цевья и менять торцевой колпачок, поставив новый от того же МЦ, но владелец был категорически против моих новшеств.

Мне нужно было отремонтировать с минимальной переделкой так, чтобы она совсем не бросалась в глаза. Прежде всего, нужно было добавить импульса движению поршня в цилиндре. Для этого я заказал у токаря новый поршень, который должен быть единым целым с цилиндром. Вот только проблемы были с газовыми отверстиями в стволе. Дело в том, что на всех нормальных полуавтоматах газовые отверстия сверлят в торцевой части газовой камеры с таким расчетом, чтобы пороховые газы давили на торец газового поршня, а не сбоку, по скользящей, как здесь, в результате чего толчок газов на поршень будет невелик. Также нужно было проверить диаметр газовых отверстий, ведь при их малом диаметре импульса также может не хватать. На мою удачу, газовая камера очень легко снялась со своих пазов, и это значительно облегчило мне замеры, значение которых составляло 2,6 мм. Я увеличил размер отверстий на 0,1 мм, но после испытаний стрельбой стало очевидно, что это не дало ничего положительного, нужно было дальше искать пути решения проблемы.

Разобрав после стрельбы ружье, я отметил, что часть газов теряется через щель между стволом и газовой камерой, это было видно по следам копоти на стволе. Ну, не паять же газовую камеру оловянным припоем, в самом деле! Еще я обнаружил, что рукоятка заряжания не доходит до конца своего паза при перезарядке. А это значит, что боевой упор не полностью заходит в окно хвостовика ствола, выходит, затвор во время стрельбы недозакрыт... А сделано это для скорейшего его открывания. Но ведь это небезопасно для стрелка!

Полностью разобрав затвор, я сделал вывод, что его конструкция неудачная, непродуманная и вылечить всю систему можно лишь переделкой на длинный импульс. Для этого надо было усилить давление в газовой камере. Но магазин в автомате короткий, он оканчивается длинным стержнем с резьбой. «А что, если на этот стержень надеть удлинитель магазина?..» – подумал я. Правда, нужно было выточить еще один поршень с фланцем на конце.

Я заказал сделать эти детали токарю из нержавейки, но тут вмешался владелец «Бекаса». Он передумал менять конструкцию и хочет вернуть все назад, чтобы в ружье все было, как в заводской конструкции. Но ведь в таком виде оно снова не будет работать, к тому же патроны из его магазина будут выпадать! Но он был неумолим и забрал ружье, поставив на место родные комплектующие. Что ж, хозяин-барин, но мне было не столько жаль вложенного мною в ружье кропотливого труда, сколько нереализованной идеи переделки конструкции. Что ж, буду надеяться, что это ненадолго.

Я уже, как отмечалось выше, неоднократно говорил о «Бекасе», но повторю это опять. Может, хоть для кого-то это станет предостережением. Конструкция этого ружья чрезвычайно неудачная. Алюминиевая ствольная коробка, угловатая внизу, что мешает при стрельбе; неудачной конструкции затвор; съемная и «дырявая» газовая камера; неудачный газовый двигатель; большой вес ружья; постоянные проблемы с подачей патронов; часто откручивается магазин, а сильно затянуть его нельзя – можно сорвать очень мелкую резьбу; приклад – грубая доска без дизайна. Оно вам, вот это все, надо?