Полевая августовская дичь сезона 2020

Игорь Наконечный, биолог-охотовед, доктор биологических наук, профессор

Сентябрь, 2020 год

Летняя полевая дичь сейчас не та, что ранее, а в нынешней посушливой местности юга Украины бекаса скоро в Красную книгу внесут вперед ногами, поэтому для охоты, кроме голубя да перепела, особо и нет достойных объектов. Коростель, правда, есть, но как-то и охот по нему что-то не проводят, в каком он у нас статусе – непонятно. Перепел и ранее, и теперь является самым типичным объектом летней охоты в поле, и многие охотники степных областей открытие сезона охоты в августе предпочитают проводить именно по этой дичи.

Под словом «многие» кроются некоторые обобщения, понятно, что именно яростные перепелятники составляют самую небольшую и обособленную часть охотников, способную стойко переносить летний зной, пыль и дальние переходы в полях. Обычно это все владельцы легавых собак, преимущественно островных пород, а также пойнтеров, для натасчиков которых перепел является самым вожделенным трофеем, особенно добытый из-под успешно поставленной и первопольно работающей собаки.

Кроме этой элиты охотничьей, есть многие охотники, преимущественно молодые, полные энтузиазма и энергии, которым претит спокойная утиная-голубиная охота с засады на вечерней заре, поэтому они отдают предпочтение ходовой охоте и поиску перепела в полях. Обычно такие молодцы собираются в группы из 5-7 человек и, построившись цепью, прочесывают поросшие зеленью поля под стерней зерновых, стерней рапса или заброшенные поля под падаличными зеленями. Это очень тяжелая в физическом плане охота на жаре, требующая большой самодисциплины в цепи и выдержки при стрельбе по вылетающим из-под ног выводкам перепела. К счастью для охотников, такие охоты мало результативны, и после нескольких загонов первыми ломаются самые быстрые ходоки, да и все остальные также находят причины бросить это дело. Но бывают и стойкие охотники, их хорошо знают местные пастухи и со скуки скармливают им множество историй, поддерживая высокий охотничий азарт и дух молодых стрелков.

Ранее такие активно бродящие по полям безсобачные охотники активно практиковали метод поволоки, состоящий в том, что 2-3 охотника привязывали к поясу шнур метров 30 длиной с грузиками и бубенцами, и таким образом таская этот груз, прочесывали участки полей с наиболее вероятным присутствием перепела, уповая на то, что перепел их боится. Вспоминая свой опыт, нельзя не сказать о некотором оттенке глупости и романтизма, присущем этому методу охоты, но воспоминания юности и буйного азарта несомненно скрашивают его недостатки. Кроме этого, в отдельные годы, например в 1998, 2003, 2008, 2010, 2012, в северо-западном Причерноморье перепела бывало огромное множество и его добыча путем загоном цепью, в том числе с такими грузами-поволоками, бывала очень успешной. И обычны были объемы добычи в 50-60 перепелов на группу охотников, начинающих с утра охоту в местах их кормежки в поле, а затем следующих за массой перемещающихся птиц в поросшие травой балки, лесополосы и кустарники на склонах речных долин.

Вопреки известному мнению, что перепел боится шнура-поволоки с бубенцами и обязательно взлетит, в реальности взлетает лишь 10-15% птиц, остальные шустро бегут перед цепью с поволокой или затаиваются и пропускают ее поверх травы. Поэтому приобретя небольшой опыт, при охоте с поволокой по заросшей зеленями стерне или бурьянам, охотники формируют сложную дислокацию – ставят стрелков по краю поля, которые перекрывают дорогу убегающим птицам. При этом стрелки должны стоять с шумом и голосом, обозначая свое присутствие для птиц, которые, поджимаемые цепью загона, должны взлетать и попадать под выстрел. С другой стороны, в 25-30 м позади загонщиков, которые тянут шнур по земле, ставят другую цепь подвижных стрелков, стреляющих в угон птиц, взлетающих в противоположную сторону после прохождения шнура. Оптимальные условия для успеха загонной охоты по перепелу возникают после обильной росы утром или после летнего дождика, после которых птица практически не перемещается из-за прилипания к ногам грунта и предпочитает взлетать, а не убегать.

Сообразуясь с рельефом и местной спецификой поля, выставляют также и подвижных фланговых стрелков, отстреливающих вылетающих в стороны от загона перепелов. Если по одной стороне поля расположена балка, участок бурьяна, поле кукурузы, подсолнуха или лесополоса, то нужно усилить именно этот фланг подвижными стрелками, расположив их с большим опережением загонной цепи и расставляя стрелков более густо. Нужно помнить, что первыми убегают или вылетают под загоном с поволокой молодые птицы и выводки мелкого перепела, едва поднявшегося на крыло, тогда как старые опытные особи сидят до упора даже под поиском нескольких легавых.

Сначала кажется, что при подобном построении 15-20 охотников на небольшом, в 20-25 га, поле, поверхность которого проходит обкатку поволокой, будут выбраны все птицы и шансов уцелеть у них нет. Но много раз проходя с легавыми сразу после загонщиков, удается поднять еще много птиц, что говорит о сильном затаивании зажиревшего перепела, всегда предпочитающего пересидеть тревогу. А еще больше перепела убегает в лесополосы или балки, которые после загонных охот в соседних полях представляют собой чуть ли не наилучшие угодья, насыщенные птицей. Затаивание взрослой закормленной птицы в поле настолько сильно выражено, что много их можно обнаружить просто визуально и даже удается подойти к ним почти вплотную. Поэтому перепела в типично перепелиных полях – покрытых валками соломы, валками скошенных на свал зерновых или поросших зеленой травой по стерне, поднять на крыло очень и очень сложно, а иногда просто невозможно.

Замечено, что в годы, обильные перепелом, почти всегда имеют место катастрофические разливы Днестра, при которых река затапливает пойменные и припойменные участки – от Хотина и до села Маяки в устье реки. Это показывает, насколько большое значение имеет для западно-украинских субпопуляций перепела долина Днестра, совмещающая в себе качества основных стаций для воспроизводства, стациальной зоны интенсивного передмиграцинного закорма, являясь при этом и мощной миграционной магистралью. С другой стороны, сложно соединить такую зависимость численности местного перепела от гидрологического режима долины Днестра, а также с длительными периодами токовой активности вида, характерными в годы обилия перепела. Позднее токование в эти годы не является вариантом ложной активности, это настоящее токование, так как при этом постоянно попадаются самки, содержащие в яйцеводах сформированные оплодотворенные яйца, а выводки мелких и шустрых циплят-порхунцов встречаются до конца октября.

Понятно, что в годы обилия перепела имеется комплекс условий среды, оптимальных для размножения этих птиц с начала мая и до 20 чисел сентября. При этом несомненно наличие нескольких кладок и выводков, в том числе и за счет самок поточного года рождения, которые в августе-сентябре уже активно участвуют в размножении. Но сложно что-то внятно сказать об этих условиях, которые до сегодняшнего дня остаются почти неизвестными даже для ученных – специалистов по перепелу. Также и многие высказываемые охотниками наблюдения не находят своего подтверждения. Да что там говорить о столь сложном деле, как комплекс факторов среды, если и сегодня никто внятно не может сказать, является ли перепел моногамом или полигамом! Все охотничьи авторы пересказывают один за другим, что перепел полигам и не формирует выводковых пар. Авторы-биологи все помалкивают в этом отношении или глубокомысленно заявляют, что да, могут быть местные вариации и т.д. Но любой охотник может вспомнить, что при подъёме на крыло осенних птиц характерно их парное наличие, а при выводках всегда присутствует пара взрослых.

Для степной зоны в период длительной сухой погоды всегда важным условием для возникновения местной концентрации перепела является наличие мелких водопоев, вокруг которых наблюдается стойкое преобладание птиц, в сравнении с местностями, в которых водопои отсутствуют. Хотя, судя по опыту охоты крайне засушливого и жаркого сезона 2007 года, когда на юге Украины большинство высохших полей под зерновыми были просто запаханы, обилие перепела ну никак не коррелирует с хорошими климатическими условиями среды. В этот же сезон и в сезон не менее жарких 2012-го и 2017 годов при обилии перепела также было много голубя-горлинки. Стаи горлинки и выводки вяхиря упорно кормились и держались в лесополосах вокруг полей высохшего и почерневшего на солнце подсолнуха до 9-15 сентября и в это же время на заре ежедневно отмечали очень сильную токовую активность перепела. Токование на полях низкого подсолнечника и в соседних балках было настолько активным, что с одного места подслуха четко фиксировали не менее 9-12 токующих самцов. Нахождение перепела имело место и в самом подсолнухе, в лесополосах, немного в балках, но преимущественно в забурьяненных полях возле плантаций подсолнуха. Последний во второй половине ХХ века приобрел для перепела настолько важное значение, что даже на полях с посевами спелого проса их в разы меньше.

На фоне сезонов, обильных перепелом, бываю годы, когда птиц очень мало, обычно в такие сезоны почти нет и заметного пролета – редко когда можно обнаружить несколько высыпок. Это угнетает охотников, и они просто перестают искать перепела, хотя волны пролета могут быть смещены к октябрю и позволяют иногда отлично отохотиться в полях по зажиревшему мигранту, которым всегда беспроблемно тешатся охотники Средиземноморья.

Высокая численность перепела бывает и в сезоны с высокой влажностью, совпадающие обычно с високосными годами. Этот факт еще больше усложняет прогнозы, показывая, что и охотнику, и ученому еще много остается загадок живой непредсказуемой природы, которую многие комнатные специалисты поспешили объявить изученной и понятной. К счастью, это не так. Так что большинство прогнозов старых и очень важных перепелятников обычно не подтверждаются, просто нужно чаще ходить по полям, и рано или поздно перепел, вернее места его скопления, будут взяты упорством и удачей, а не прогнозом.

Редко, но иногда встречаются и успешные мастера-перепелятники без собак и без больших компаний, которые приспособились к разным местным условиям и способны успешно добывать перепела даже без помощи четвероногих помощников. Подобные мастера встречаются обычно в селах поблизости морских побережий – от Крыма до устья Дуная, где они ежегодно стремятся использовать так называемые высыпки, представляющие собой предмиграционные концентрации перемещающихся вдоль морских берегов птиц. В отличие от вышеописанной общеполевой или региональной динамики численности перепела, сильно варьирующей по годам, миграционные и предмиграционные скопления-высыпки относятся к совсем другой категории явлений системного характера. Высыпки перепела на юге Херсонской, Николаевской и Одесской областей несомненно имеют ежегодный, явно региональный характер, обусловленный миграционными условиями местности.

Это вполне понятное и закономерное явление для приморских степей, в которых оканчивается поток мигрирующих с севера птиц, готовящихся к прыжку через море – в Турцию и Балканы. В этой местности имеет место их кратковременная остановка и отдых, длительность которого диктуется ветровыми потоками над морем и местными запасами кормов. Поэтому при длительных южных ветрах, противоположных фронту перелета перепела, все птицы скапливаются вдоль берегов и пережидают смену ветра. Характерно, что мигрирующие особи в скоплениях, отличаясь предельным накоплением жировых запасов, почти не кормятся, не активны и даже редко посещают водопои. Местный перепел в это время не имеет столько жировых запасов, он активно кормится и даже продолжает размножаться, что всегда позволяет его отличить от пролетного.

Почти весь перепел украинских популяций идет в перелет двумя основными потоками – первый сходится к горам и южному берегу Крыма, от которого к турецкому побережью 530 км, второй - к Днепровско-Днестровскому междуречью. Естественно, что наиболее плотные и мощные высыпки-скопления перепела традиционны для Крыма, где на узко ограниченной площади его береговой полосы при южном ветре бывает до 40-80 птиц на 1 га.

Южноукраинские скопления перепела менее многочисленны, но более динамичны – если основной пролет через Крым проходит за 10-18 дней, то в междуречье Южного Буга-Днестра он начинается с 10-х чисел августа, набирает пика в 5-10-х числах сентября и далее уже совсем понемногу продолжается до первых чисел ноября. Наиболее крупные особи перепела замечаются в парах именно в конце октября, но их почти не опромышляют. Специальной охоты по перепелу в конце октября уже нет и лишь при загонной охоте на копытных в сухую осень всегда подымают перепелов. Их успешно провожают взглядом и комментариями, так как за их стрельбу в загоне по кабану можно крупно пострадать и отмазки о научном любопытстве обычно не принимаются.

В последние годы в Украине появилась и набирает распространение особая загонная охота на местного перепела, которая обычно проводится в первые 2-3 недели после открытия сезона охоты. Суть ее состоит в том, что в типичном перепелином месте, обычно в поле с высокой хорошо продуваемой стерней, поросшей зеленью амброзии, полевого вьюнка и других бурьянов, ставят на ночь электронные манки, а на утро проводят охоту загоном, стараясь застать период росы. Вокруг расположения манка в радиусе до 100 м плотность перепела бывает очень приличной, и группе из 5-10 человек, перемещающейся челноком вокруг расположения манка, всегда удается поднять с полсотни птиц. Часто вместе с перепелом в полях вдоль Южного Буга и Днестра поднимается и коростель, находящийся в предельном состоянии жирности. Если оставить электронные манки на следующую ночь, то добиться подобного эффекта уже не удается, что требует постоянного перемещения манков и охот на разные поля.

Сложно оценить охотничье качество такой охоты, но в ней несомненно есть много интересного, да и сама охота требует очень сложной стрельбы накоротке при условии крайне быстрой реакции стрелка. Несколько перепелятников, привыкших к спокойной стрельбе из-под легавой, жаловались мне после загонной охоты на манках, что не успевали сделать ни одного выстрела, так как их соседи в загонной цепи не давали им такой возможности, мигом сбивая взлетающих птиц. Кроме этого, такая стрельба требует сильной самодисциплины, так как вылет птицы с под-ног всегда горячит охотника, тычущего стволом во все стороны света.

Стрельба перепела в общем-то простая, птица или птицы после подрыва на крыло летят прямолинейно и поразить их просто – нужно всего лишь закрыть стволом летящего в любом направлении перепела, и он обречен. Но горячка – больше дело, вылет перепела прямо из-под ног или от рядом идущего загонщика дает стрелку такой выброс адреналина, что он не может удержаться и стреляет с 3-5 метров как попало и естественно дает промах. Поэтому горячим охотникам вообще не нужно и пытаться ходить в цепи, им лучше пристроиться к легашатнику, вокруг которого 3 человека стрелков вполне приемлемы – стрельба там более спокойна.

Кроме всего этого, нужно прямо сказать, что техника стрельбы прямо зависит от ружья. Наилучшие для охоты по перепелу не хваленые двустволки 20 и 16 калибра с английской ложей, а обычные современные полуавтоматы 12 калибра с цилиндрическим сменным чоком. Они тяжеловаты для среднего охотника в поле, что приводит к его быстрой утомляемости и вся цепь начинает ходить более спокойно и равномерно, руководителю охоты лишь как-то нужно внушить стрелкам мысль о том, что заряженный двумя патронами полуавтомат всегда более легкий и управляемый.

Правда, предлагаемые охотничьей литературой легкие ружья 16 и 20 калибра для перепела прекрасны, но только в руках сильных стрелков, да и те должны отпускать летящего перепела минимум метров на 25. Ружья в мелких калибрах всегда более кучны, и любые ухищрения с патроном для получения широкой осыпи для этих калибров удаются только в книгах. Но действительно, на 20-25 м с этих ружей стрелять летящего по струне перепела очень хорошо и радостно, тогда как большинство городских охотников средней подготовки и без опыта частой стрельбы перепела почти всегда стреляют мимо. Так что рассказы стрелков, что они столь опытны и хладнокровны и могут стрелять перепела с любого ружья и любой дробью, лишь отпуская его подальше, теоретически верны, но в большинстве случаев фантастичны и следовать им не нужно. Тут работает простая зависимость – чем мельче дробь – тем выше успех выстрела накоротке и тем выше вероятность взятия близко упавшей птицы.

Ружья 12 калибра со стендовыми патронами с дробью №9 при навеске 24 г, а еще лучше 28 г дроби всегда дают более широкую и плотную осыпь накоротке, позволяя уверенно стрелять перепела на 7-10 метрах. Еще лучший эффект дают патроны с разкучнителями боя. Заряд дроби в 32 или 35 г в таком случае по перепелу просто смешон, кто не попадает спортивным патроном, тому и магнум не в помощь. Да и в случае попадания от перепела ничего не останется. Главное здесь – не применять дробь №7, она очень крупна для перепела и сильно рвет тушку. Оптимальная дробь, вне всяких сомнений, - №10. Это самая отличная летняя дробь для перепела, бекаса и горлицы, позволяющая их легко накрывать осыпью на дистанции до 25 м, а далее и стрелять-то не следует, так как найти в траве сбитого перепела в 30 м почти невозможно. Много лет охотясь по перепелу с ружьем 16 калибра с легавыми и без, сто раз убеждался, что дробь №10 – оптимальна летом по пернатой мелочи вообще, а вот уже №11 слабовата – поразить удается почти 100%, но 90% - уйдут подранком. Хороша десятка и по дикой горлинке, налетающей на стрелка, спрятавшегося в полях подсолнуха – стрельба здесь накоротке и очень важно наличие широкой плотной осыпи. По более крупной кольчатой горлице, которая живет в населенных пунктах, но часто кормится в соседних полях и попадает под выстрел охотников, заменяя им диких собратьев, дробь №10 на 30 м уже слабовата.

В обычной практике стрелять перепела летом из ружей 12 калибра лучше всего спортивным патроном с дробью №9 при стендовых навесках, но все же №10 – лучше. Обычная на юге практика применения в качестве самой ходовой дроби летом - №7 для перепела, как уже сказано, неприемлема, уж сильно крупновата она для столь мелкой птички. Вероятно, иногда для охот по разным видам полевой дичи имеет смысл прислушаться к советам опытных охотников, которые просто все лето и в сентябре охотятся с патронами, снаряженными дробью лишь одного номера, отдавая предпочтение дроби №8 при 28-20 г в 12 калибре и собранных на порохе Нобель-Спорт Д20. Этим патроном бьют как утку, так и чирка, голубя, перепела, получая везде отличный результат, ну, может, кроме вечерней стрельбы утки на перелетах.

Что можно сказать о перепеле в сезоне 2020? Сезон этот явно не из лучших, весной тепло запоздало, в мае-июне часто проходили дожди и грозы – одним словом активного токования летом не было, так что перепела и горлицы не очень. К началу сезона еще и подсолнечник везде неспелый, посевы проса и гречихи редкостны, но все ж местный перепел немного есть. Стреляли его и на открытие, и 15-16 августа преимущественно охотники южных районов Николаевской и Одесской области и только при использовании электронного манка. Так, на открытие сезона в полях на террасах Южного Буга и возле лиманов в Березанском районе было достаточно перепела, но успешной охота была лишь в бригадах, где заранее выставляли манки в полях. Попытки загонной охоты просто наобум по полям, а также охоты с легавыми были почти безрезультатны. На сильной жаре (37-39°С) и при порывчатом юго-восточном ветре собаки даже утром найти и хорошо сработать перепела не могли.

Вероятно, стоит ожидать прихода нескольких волн мигрирующего перепела не ранее 10-х чисел сентября, так что и охотники северных районов также могут по разу-другому попасть на пролет и поохотиться. В любом случае, пролетный перепел немного будет, кормиться он же где-то должен, и кто ищет, тот его всегда найдет.