Наше Полесье снова хотят убить

О. Булатович

Октябрь, 2020 год

Смерть для украинского Полесья - проект соединения Балтийского и Черного морей водным транспортным путем под кодовым названием Е40 начали нелегально реализовывать.

Украина делает первые шаги для строительства водного пути Е40, нарушая национальное законодательство и игнорируя радиационные риски для миллионов людей. Обеспокоенные представители природоохранных организаций из разных стран отправили Владимиру Зеленскому письмо с просьбой прекратить углубление дна Припяти.

Поскольку украинская часть Припяти не имеет большого значения в качестве внутреннего водного пути, углубление дна на ней можно рассматривать исключительно как реализацию глобального плана по строительству международного водного пути E40. Поэтому украинская сторона может ожидать соответствующих шагов от Польши и Беларуси. Мы понимаем, что происходит в украинской части Припяти.

Украина уже строит опасный водный путь E40. Там они начали углублять дно Припяти на восьми участках. Четыре из восьми площадок расположены всего в нескольких километрах от печальноизвестного Чернобыльского реактора №4. После крупнейшей в мире ядерной катастрофы радионуклиды осели на дне реки. Ни детальных исследований, ни полного анализа уровня радиации для дноуглубительных работ не проводили, хотя это требовало украинское законодательство.

Река Припять и Киевское водохранилище будут постоянными источниками радиоактивного загрязнения, поскольку эксплуатация водного пути Е40 ежегодно будет требовать углубления дна. Согласно независимым научным исследованиям французской организации ACRO, в итоге 28 млн людей, живущих по течению, могут подвергаться повышенному радиационному риску: 8 млн человек, включая население Киева, могут получить загрязненную радионуклидами воду из-под крана, а еще 20 млн украинцев могут попасть в группу риска, поскольку являются потребителями сельскохозяйственной продукции, поступающей с полей, политых загрязненной водой, куда будет добавлен загрязненный ил.

Более того, углубление Припяти станет очередной катастрофой для полесской природы, для флоры и фауны, для жителей сел и поселков, которые из-за проведенной здесь преступной мелиорации уже страдают от нехватки воды. Это звучит невероятно, но с недавних пор летом в полесских селах в колодцах стала исчезать вода! И все это печальные последствия преступной мелиорации. Какой апокалипсис принесет Полесью вырытая по Припяти канава, можно только прогнозировать. Но предостережения ученых о недопустимости нового обезвоживания Полесья никто не хочет слушать.

Ариэль Брунер, руководитель отдела Европы и Центральной Азии глобальной экологической организации Birdlife International, предупреждает, что «выкапывать радиоактивный ил и доставлять его вниз по реке в густонаселенные районы безответственно. Весь проект E40 является непродуманным и потенциально разрушительным. Его пропагандируют путем полного игнорирования законодательства о СЕО и АУН (оценка влияния на окружающую среду)».

E40, который хочет соединить Балтийское и Черное моря, является инициативой польского, белорусского и украинского правительств. Его сторонники рассматривают водный путь в качестве нового торгового пути между портами Гданьск (Польша) и Херсон (Украина), который привлечет инвестиции и создаст новые рабочие места. Однако независимые эксперты считают официальное технико-экономическое обоснование строительства Е40 в 2015 году неполным и неточным. Лоббисты E40 не уделяли достаточного внимания изучению альтернативных путей улучшения транспортных связей между Черным и Балтийским морями.

Полесье – самое большое заболоченное место в Европе. Оно охватывает массивные торфяные участки, которые поглощают углерод и тем самым уменьшают парниковый эффект. Здесь есть жизненно важные места для дикой природы Европы.

E40 буквально уничтожит эти природные зоны. Строительство водного пути - это выпрямления рек, их запружение и углубление дна, и все это будет сделано в наиболее чувствительных районах Полесья. Пересыхания рек и изменения природных ландшафтов не только негативно повлияют на живую природу, но и лишат местных жителей средств к существованию.

Территория Полесья имеет огромный экотуристический потенциал и возможности для «зеленого» развития, которые строительство E40 просто вычеркнет. Изменения гидрологического режима региона превратят его в серьезный источник парниковых газов

Для улучшения транспортных связей Украины с другими странами есть лучший вариант, чем водный путь Е40. Строительство E40 будет очень дорогим: только начальные инвестиции составят более €12 млрд, причем основные затраты лягут на Польшу и Беларусь. Учитывая высокие экологические, социальные, технические и правовые риски вполне вероятно, что в этих двух странах финансирование E40 не будет предоставлено, и без этого в украинской части водного пути мало смысла.

Перевозка грузов водным путем E40 будет медленной и дорогой, при этом менее надежной и экологичной, чем электрическая железная дорога. Вместо E40 приоритет следует отдавать инвестициям в имеющуюся железнодорожную сеть, соединяющую Балтийское и Черное моря. Правительствам нужно модернизировать пункты пересечения границы, увеличить пропускную способность и скорость поездов и усовершенствовать логистическую инфраструктуру для управления международной торговлей.

В связи с этими событиями международное сообщество направило письмо президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой прекратить дноуглубления и отказаться от строительства Е40. Письмо подписали представители Глобальной ассоциации природоохранных организаций Birdlife International, Европейской ассоциации глобальных организаций Wetlands International, Всемирного фонда дикой природы (WWF) Центральной и Восточной Европы, Польши и Украины, Франкфуртского зоологического общества, общественной организации «Защита птиц и родины», Национальный экологический центр Украины и 10 других природоохранных организаций Польши и Украины.