Как развивается турецкое ружье

Вячеслав Артеменко

Октябрь, 2020 год

Инсайду о кухне турецкого «ружьестроения» мы обязаны откровениям дилеров – наших и еще больше российских. Ясно, что такие откровения диктуются стремлением рекламировать и продавать свою продукцию. Но знания и заинтересованность источников позволяют им выдавать и значимую техническую информацию. Хотя бы так мы можем получить ответы на давно интересующие многих наших читателей технические вопросы. Сегодня мы вновь говорим о турецких «вертикалках».

Итальянские корни турецких ружей. Это очевидно. Итальянские конструкторы регулярно работают над очередными моделями, свежий (это не о бокфлинтах) пример чему – газоотводный полуавтомат с газовым регулятором под брендом Khan (Khan Arms Group). За основу турецкого бокфлинта была взята итальянская колодка с муфтой-моноблок. Одна из причин этого, помимо преемственности, это то, что турки («Диккинсон») производят части оружия для ряда итальянских брендов (Marocchi, Perugini & Visini). И производитель, и заказчик – солидные бренды.

Производство оружия в Турции, как уже и везде в мире, является коллективным творчеством. Прежде всего производство оружия, особенно смена оборудования, дорого обходится. Так, «Хан» в 2013-2014 гг. вложил в переоснащение мощностей 2 млн евро. Только японское контрольно-измерительное оборудование обошлось в 500 тыс. евро. Даже при больших объемах заказа на оружие расходы на оборудование составляют заметную часть калькуляции его цены. И окупится оно только при огромных для современно рынка заказах. Так, «Моссберг» заказал у «Хана» 300 000 «вертикалок». На мощностях «Хана» это 7-8 лет производства. Здесь при запуске производства важно не допускать конструктивных ошибок.

Не все имеют должный технический опыт для конструирования. Пример чему та же модель ATA SP, даже используя конструкцию «Беретты» сложно избежать косяков, не имея её опыта. Поэтому разработчиком колодки и ствольной муфты для нового бокфлина «Хан» стало предприятие Buyuk Huglu. Считается, что в Турции «Хуглу» имеет наибольший опыт в разработке прочных колодок ружей спортивного типа.

Следует пояснить, что колодка ранних ружей «Хан» той же модели К 200 была сделана под несколько упрощенный затвор Four Locks. Говоря просто – это запирание планкой на два параллельных крюка с шарниром на цапфах. Крюки также входят в вырезы на нижней поверхности колодки. Боковых выступов на колодке, которые входят в боковые же вырезы на муфте ствола, как в «Фаусти», нет. Есть захождения под цапфы. Это хорошая простая конструкция с низкой посадкой стволов в колодке. Использование цапф позволяет обойтись без полной оси шарнира (как в «Браунинге» или ИЖ-27), пригонка которой к переднему крюку требует квалифицированного труда и стоит денег.

При стрельбе, под действием нагрузок, колодка постепенно «растягивается» и возникает шат. Но вопрос долговечности цапф в таком изделии не стоит. Ружье в зависимости от патронов делает от 6 до 10 тыс. выстрелов, что соответствует ресурсу того же ИЖ-27 до расстрела. Основной заказчик турецких ружей в минувшие годы – это американские оптовики и бренды. У «Хана» ружья заказывали «Моссберг», а теперь и другие фирмы (например, «Тристар»). При больших заказах (300 тыс., затем еще 200 тыс.) «Моссберг» желал получить бюджетное ружье. В результате «Моссберг-Мэйверик» в охотничьем исполнении в пластике можно было приобрести долларов за 450.

При штучной сборке оружия этого, первого, поколения существенной экономии в цене можно было достичь только за счет отделки внешних и внутренних поверхностей, также – отладки механизма. Можно сказать, что «отцами» столь критикуемого мною дешевого односпускового УСМ являются американцы. Глядя на черные неполированные «внутренности» УСМ такого бюджетного ружья (К200), мы можем обнаружить (и обнаруживаем) там следы обработки, облой металла (излишки на гранях после обработки), отверстия под оси с отклонениями (неровные оси). Обычной причиной нарушений в работе односпускового УСМ такого умеренного качества, как правило, бывает не переключение УСМ после выстрела из-за несоблюдения размеров и чистоты поверхностей. Также случаются и сколы бойков.

Реакцией производителя на дешевый УСМ стала модификация ружья «Хан» для российского рынка – К202 с двуспусковым УСМ, а дальнейшей модификацией стала модель «Хан» К500. Для увеличения прочности использовали новую сталь – с добавкой молибдена (это модели с индексом N). Стволы стали легче. Также колодка стала выше, шире, с несколько утолщенным щитком – в предупреждение термохимической коррозии. Цапфы в ружье сделали сменными. Но куда более важным стал новый режим термообработки, подобранный специалистами. Термообработка сильно влияет на металл, и обычно ее влияние недооценивают. Но она тоже стоит денег. В механизме была изменена форма селектора и шептал. Уменьшилось количество литых деталей. Над УСМ работал «Буйук Хуглу». «Единственной детской болезнью» К 500 стал все тот же односпусковой УСМ. «Тяга спуска захватывает шептала с разным усилием и площадью сцепления», - пишут пользователи этого ружья. Как следствие – при первом нижнем, верхний ствол часто не стреляет. Понадобился новый селектор.

Проект оказался дорогим. Для его реализации пришлось соединить усилия и возможности ряда фирм: «Хан», «Буйук Хуглу», «Артемис», «Армсан». Конечным результатом стало ружье третьего поколения – с полностью взаимозаменяемыми частями машинной работы, модель Arista.

Новое ружье впечатляет: новая колодка, новая ствольная муфта, новый беленький УСМ, сменные цапфы, регулируемый подствольный крюк цевья, полный отказ от литых (не обработанных) деталей. Сокращение затрат на ручную подгонку частей снизило затраты, но новое качественное ружье оказалось дорогим для нашего рынка. Да, в Европе и США его покупают охотно. Короче – когда турки делают дешево, нас не устраивает качество, когда они делают качественно – нас не устраивает цена.

Теперь о стволах. Сведение стволов и теневые кольца. То, что ранние турецкие ружья сильно «крестили», а стволы выглядели «кривоватыми», было заметно еще по изделиям «Хуглу», которые лет 20 назад ввозил «Бастион». Как давно и насколько широко была распространена практика отстрела ружей на двадцать с небольшим метров, мне неизвестно. Но именно так у турок на заводах делали отстрелы, и это объясняло многое. Сейчас многое изменилось благодаря требованиям российского и украинского рынков.

Подробно этот вопрос выяснился применительно к изделиям под брендом Khan. Требование нашего рынка известно – ружье должно показывать «сострел стволов» пулями на дистанции 34-40 м. Если верить дилеру – добиться этого удалось к 2017 г. Бокфлинты «Хан» показывают отличные результаты – опять-таки, если верить дилеру, в отстрелянном «десятке ружей обе пули ложатся в пределах 5-7 см на 42 м».

Следует пояснить, как турки согласовывают стволы. Посадочные места под ствольные трубки в муфте-моноблок обычно параллельны. Никто не будет рассчитывать и вносить в программу станка ЧПУ угол схождения стволов в таком низком классе оружия. При пайке стволы стягивают в дульной части. Паяют сначала в казне и в дуле. Боковые планки здесь имеют скорее декоративное значение, это совсем не так в известных нам ИЖ-27. Так стянутые стволы хонингуют внутри – снимают видимые следы стягивания металла. В Турции стволы паяют серебром (высокотемпературным припоем) – поэтому стяжки заметны. Особо «глазастые» потребители могут заметить, и замечают, неконцентричность колец. На практике для стрельбы это не является пороком. Кривая прицельная планка – намного хуже…

Разностенность стволов «Хан» невысокая. По утверждению дилера, между 2013–2017 гг. ее удалось уменьшить в среднем с 0,15 мм до 0,08 мм. Это очень хороший результат. Стволы «Хан» считаются очень хорошими. Что касается пайки планок и антабки, то там возможны дефекты. На «Хан» (Akus, Akdas) проволоку-припой вкладывают в пазы, на АТА (Armsan) припой используют в пластинах, он держится на флюсе. Пайка антабок не есть сильное место турецких ружей. Скорее всего причина в том, что американцам (основному заказчику) они не нужны.

Патронник ружей «Хан» долгое время оставался неполированным. Затем по требованию дилеров из европейского рынка, включая российских, его стали хонинговать. Это сугубо декоративное решение, ни экстракцию, ни бой оно не улучшает. Сменный чок, длинный патронник создают в стволе немало «порогов», негативно влияющих на рассеивание. При хорошем чоке начальный диаметр которого согласовывается с диаметром канала ствола, также – при совпадении внутреннего диаметра гильзы с переходным конусом и при правильном снаряжении патрона в стволе без «порогов» можно добиться равномерного рассеивания (хорошего боя) и без концентратора. А самый основной «порог» - это гильза длиной 70 мм в патроннике 76 мм.

Можно ли сказать, что требования нашего (российского и украинского) рынка вызвали заметную модификацию турецкого ружья? Да, можно. С турками плодотворно работают американцы, европейцы, британцы, теперь и мы. На самом деле турки вам сделают все, что закажете, только платите и продавайте много.

Ружьё для Британии заметно отличается от ружья Rusya için (тур. для России). Как отличить ружья третьего-пятого выбора? Проверяйте шат стволов при снятом цевье, если его нет – отлично, если шат есть, но при поставленном цевье исчезает – неплохо. Обратите внимание на относительную концентричность теневых колец в канале ствола. Признаком индивидуальной пригонки (невзаимозаменяемость частей) является дополнительный сборочный номер, обычно трехзначный, для партии ружей. Увы, в магазине посмотреть УСМ вам не дадут. Вся надежда на гарантийное обслуживание. Требуйте!