За налимом

Евгений Гридько

Ноябрь, 2020 год

 

Звонок раздался неожиданно.

- Привет, - сказал голос в трубке. - Чем занимаешься 9-го?..

Серега узнал в трубке голос приятеля Саши, с которым они познакомились несколько лет назад на соревнованиях по рыбной ловле. Теперь Саша снимал кино про рыбалку.

- Да вроде пока ничем, – ответил Серега не слишком радостно.

- Серега, а ты налима когда-нибудь ловил?..

Интонация Саши при это очень напоминала его собственную, когда идет поиск третьего с уооровским билетом на областные соревнования, а до старта остается примерно два дня. Сначала в команду ищут профи, а под конец готовы взять чуть ли не любого, способного держать снасть в руках.

- Да, как-то весной поймал… и осенью, – не очень уверенно проговорил Сергей, вспоминая давешние встречи с пятнистой пресноводной треской.

Как-то налим клюнул весной на червя при ловле плотвы в Пирново. А однажды налимий детеныш попался на силикон на Изумрудке, когда Серый осваивал джиг. Дело было в сентябре. Но чаще всего встречи с налимом происходили летом. Тогда отец время от времени залазил по плечи в воду и принимался обшаривать норы в каменистом берегу Десны. Обычно на 10 раков приходился один угольно-черный налим, неизменно привлекавший внимание детворы и взрослых.

- Поехали на рыбалку – сказал голос в трубке. - Будем ловить налима. Едем на три дня. Рома и Витя едут точно. Дима и Николай подтянутся позже. Может, еще Сумской приедет…

Эти имена Сергею ничего не говорили.

- А жить-то где?

- Будем жить на базе отдыха. Возьми с собой калорифер – домики не отапливаются. Остальное можно, но не обязательно.

- Слушай, а я осенью на донку именно налима не ловил, – Сереге не очень-то хотелось ехать к стылой воде в стылые домики.

- Там ничего сложного нет. Снасти у меня есть. Но на всякий случай возьми фидер. У тебя есть фидер?.. Но это не обязательно.

Серега вспомнил, что сейчас, если верить прочитанной в 12 лет книге про рыбалку, – самое лучшее время для ловли налима, и дал свое согласие, утешаясь тем, что хоть увидит осеннюю Десну. Кроме калорифера, он взял с собой бутылку водки, стоявшую в шкафу уже пару недель. Оковитую он не любил, а эта как-то затесалась.

…Приехали они в провинциальный городок днем. Полная женщина лет сорока – сторож или комендант – отдала им ключи от двух домиков.

- Ну, с дороги стоит перекусить, – сказал Саша, ставя на стол две бутылки водки, когда они, наконец, внесли все вещи. Богдан тем временем, не мешкая, нарезал крупными ломтями колбасу.

- А рыбалка? – робко спросил Серега.

- Рыбачить пойдем вечером. Сейчас 13.30, а налим здесь клюет, предварительно, по темноте. То есть с 17.30, – сказал Саня.

В 17.30 никакой рыбалки, понятно, не состоялось. Все ждали какого-то Сумского. Сумской поминутно перезванивал, спрашивая дорогу, и, наконец, появился с блондинкой примерно Серегиного возраста. Пили они умеренно, как и Сергей, которому уже начали надоедать чад от печенки с картошкой, которые готовились тут же, взамен съеденной яичницы, как и застолье в целом. Все курили и дым стоял коромыслом. Дачный домик спустя пару часов напоминал домик разбойников или доисторическую пещеру. Для выхода чада периодически открывали двери наружу, где стоял совсем не ласковый ноябрь. Внешне все выглядело романтично, но спустя час начинало напрягать.

Кончилось тем, что Серега взял ключи от второго домика и прямо в одежде залез под ледяное одеяло. Воздух в домике был остро-прохладным, но зато в нем не было ни копоти, ни сальных анекдотов. Через пару минут одеяло восприняло наличие под нем тела. Сергей начал согреваться и уснул.

Утро началось со стука в дверь. Серега, прыгая по ледяным половицам, откинул крючок и обнаружил за ней улыбающуюся Сашкину физиономию.

- Вы живы? Не замерзли?.. Прошу к столу, – серьезно и несколько церемонно при этом сказал Саша.

Главный застрельщик нынешнего мероприятия, кроме всего прочего, был душевным человеком.

- Так точно, – в тон ему ответил Сергей.

Возле соседнего домика Сумской упражнялся в нахлысте. Серега вспомнил, что когда-то сам собирался освоить этот благородный и спортивный способ ловли и после чая решил присоединиться к нему. Благо Сумской оказался человеком компанейским.

Тем временем Богдан, высунувшись из домика, позвал всех за стол – перекусить. В этот раз Серега выпил без вопросов – после обеда реально собирались на налима и нужно было унять мандраж, да и чуток согреться, и по дороге к реке начал даже напевать.

Так они дошли до реки и размотали фидеры, а Саша установил на штатив камеру и стал разжигать костер. Предварительно показав, как разрезать рыбу – на длинные узкие полоски поперек туловища.

Собственно, ловить налима на донку оказалось очень просто. Свинцовое грузило произвольной массы снабжалось поводком произвольной длины. И все. Был еще крючок, большой, с длинным цевьем. На Азовском море на таких ловят бычков.

Река спала, казалось, почти летаргическим сном. Посвист ветра, шелест листьев – и не звука больше. Не пискнет мышь, не ухнет сова. В прозрачной, стылой воде – ни движения.

Река спала… и видела сны. Сны о том, как в феврале, во время лютой метели, пролетают подо льдом длинные тени – это плотва. Ничто, кажется, не напоминает о скорой весне, но это только на первый взгляд. Коричневые чешуйки почек краснотала уже готовы лопнуть, обнажив мохнатые, будто меховые, котики. Завтра подует южный ветер, пригреет солнышко февраля-бокогрея и откроются проталины. Потому все живое в феврале не спит, а готовится – к скорой весне, к первому теплу и, конечно, к великому таинству продолжения рода.

Не то сейчас. Река спит, нет ни движения на ее берегах. И все же горит у реки костер, заброшены в воду снасти. Неужели в этой холодной воде кто-то есть?

Они с Инной забросили фидеры в воду, и поклевки не заставили себя долго ждать. Правда, Инна тут же запутала снасть. Серега и сам уже обратил внимание, что ловлю приходится производить как бы по памяти и наощупь – налобный фонарик помогал несильно. Другая часть съемочной группы меж тем мирно попивала водку у костра и как бы тоже что-то ловила.

Сергей, движимый чувством признательности, пару раз подходил к Саше и что-то рассказывал на камеру. Налим, на удивление, ловился хорошо. Был он некрупным, клевал нечетко и сопротивления особого не оказывал, но что-то было в атмосфере этой почти совсем черной ноябрьской ночи.

Ловля производилась на филе карпа. От купленного в магазине живого карпа отрезались тонкие полоски поперек туловища. Потом они насаживались вместе с кожей на крючок. Карп, изрезанный и окровавленный, лежал немного в стороне, под кустом. От нечего делать, и чтобы нож не потерялся, Сережа здоровым ножиком пригвоздил карпушу к земле.

Тут в кустах мелькнуло что-то белое. Сергей, движимый недобрыми предчувствиями, отбросил фидер и рванул следом. Так и есть. Килограммового карпа и след простыл. В кустах, метрах в пяти, валялся нож.

Как голоден должен быть кот, чтобы суметь вырвать крепко воткнутый в землю нож и убежать, не выронив килограммового карпа! Съемочная группа, взбудораженная данным событием, собралась у костра. Наскоро прочесали кусты – понятно, безрезультатно. И отправились на базу, поскольку скот (а иначе кота назвать было нельзя) утащил все запасы наживки.

«Ничего, - говорил Саша. - Завтра приедет Дима, привезет карпа. А утро посвятим рыбацкой кухне. Налима наловили достаточно». В садке и на кукане и вправду ворочалось не менее двух десятков скользких, черных и пятнистых усатых рыбок.

Утром налимов потрошили, коптили и наслаждались неимоверным ароматом и вкусом. К обеду, привлеченные информацией об отличном клеве, подтянулись еще Сашины друзья. Серега решил, что с него хватит ноябрьской Десны и холодных ночевок, и вообще, помыться бы не мешало. Поэтому он воспользовался случаем и уехал с Сумским и Инной.

Спустя месяц после съемок позвонил Саша: «Приезжай на студию, посмотрим фильм. Вчерне он уже смонтирован».

После просмотра Сережа был удивлен. Он и в кадр-то не особо стремился попасть, и не планировал, а в фильме оказывался вдруг в одной из главных ролей…

- Саша, а где же Степан? – спросил он. - У него ж и опыта побольше, да и шутил он в кадре здорово, я помню.

- Степа?.. 90 минут коту под хвост. Видно в кадре, что он пьяный...

- А как вы потом отловились?

- Не поверишь. Как вы уехали, ни одной поклевки.

Фильм потом крутили года четыре подряд по ТВ, и в ноябре ему, как признанному эксперту, регулярно звонили полузнакомые личности с просьбами свозить на «налимье место». Сережа все честно объяснял, но абоненты были неумолимы. Однажды, поддавшись на уговоры знакомых, съездил на место, где ловили когда-то налимов. Но рельеф поменялся, и река молчала.

Великая сила – кино!

P.S. Рассказанная история произошла давно. Когда налим не был ни краснокнижной (2009 г.), ни зеленокнижной рыбой, а вполне себе объектом охоты. И не только…