Динамика численности сурка в Украине и использования его ресурсов

Анатолий Волох, доктор биол. наук, профессор

Декабрь, 2020 год

Динамика численности сурка, как и других диких животных, в Украине относится к не самым исследованным вопросам. В большинстве мест причиной этого является слабая научно-теоретическая и практическая подготовка персонала, а часто и сокрытие правдивых показаний. Не вдаваясь в анализ причин этого явления, отметим, что учет численности сурка на государственном уровне у нас был начат лишь в 1977 году. До этого он имел вид нерегулярных акций, которые проводили с привлечением ученых: в 1915 г. - В.Г. Аверина; в 1923 г. - Е.Э. Зверозомб-Зубовского; в 1928 г. - П. Литвиненко и А.А. Мигулина; в 1936 г. - М.Ю. Селезнева; в 1966-1968 и 1970-1972 гг. - И.И. Сахно; в 1956-1957 гг. - В.М. Самоша; в 1958 - В.И. Абеленцева и В. Модина; в 1974 г. - В.И. Абеленцева. С 1987 гг. к этой важной работе присоединился В.А. Токарский и его коллеги (Авдеев А., Брандлер А., Грубник В., Кривицкий И., Токарская Н., Середнева Т.), а также студенты Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (Ронкин В., Савченко Г.) и другие. Немаловажной представляется работа экспедиции ВНДИЗМ им. проф. Б. Житкова, которая в 1990-1991 гг. под руководством ныне д. биол. наук, проф. В.И. Машкина провела довольно полный учет численности сурка на территории Луганской области.

Динамика численности степного сурка лучше изучена в заповедниках, где его давно тщательно охраняют и где не проводят изъятие животных. В Украине к таким относится территория Стрельцовской степи, которая входит в состав Луганского природного заповедника НАН Украины. Надо отметить, что здесь нерегулярные учеты этого грызуна стали проводиться еще с 1915 г. Это особенно важно, поскольку тогда основные поселения сурка в Луганской области располагались именно на территории Стрельцовской степи.

С 1925-го по 1955 год наблюдалось постепенное уменьшение стрельцовской популяции сурка с 9 до ~ 4 тысяч. В дальнейшем она стала стремительно расти, что сопровождалось интенсивным расселением животных. В 1958 г. здесь было учтено ~ 600, а в соседних угодьях Луганской области - еще более 8 тыс. сурков. Этот процесс совпал с ростом поголовья крупного рогатого скота и развитием овцеводства, на что тогда никто не обратил внимания. В 1966-1968 гг. после тщательного учета было установлено, что на территории области проживает ~ 19 тыс. сурков. До 1970 г. их численность выросла почти в три раза и составила примерно 45 тыс., а с 1971-го по 1973 г. - в 1,6 раза при годовом приросте более 80%. После небольшого снижения в 1974-1980 гг. рост популяции возобновился. В период с 1981-го по 1990 гг. численность сурка в Луганской области, по ведомственным данным, выросла более чем на 55%. В 1991 г. она была оценена на уровне 92,25 тыс. особей и достигла пика в ХХ в. Причем рост популяции происходил на фоне интенсивного, преимущественно негативного воздействия сельскохозяйственного производства, а также изъятия большого количества животных для расселения и незначительного - во время охоты.

Такая динамика фиксировалась и в Харьковской области, где в 1958 г. численность популяции сурка превысила 9,5 тыс., в 1967 г. - 17 тыс., а в 1978-1981 гг. она достигла пикового состояния - более 58 тыс. особей. Несмотря на значительные успехи, в конце ХХ в. на территории обеих областей при незначительном использовании произошло сокращение ресурсов сурка более чем в два раза. Причиной этого специалисты считают ухудшение условий проживания вида, к чему привело пятикратное сокращение поголовья крупного рогатого скота (КРС) - основного потребителя травяных кормов. Еще в начале ХХ в. И.К. Пачоский (1864-1942) - выдающийся ботаник и эколог - обратил внимание на регулирующую роль КРС и овец в функционировании степных экосистем. Он обнаружил, что при избыточной пастбищной нагрузке происходит разрушение природных фитоценозов, однако при его уменьшении или отсутствии целинная степь теряет способность к восстановлению. Поедая растения, копытные поддерживают их естественную динамику, а разбивая копытами старую дернину, способствуют развитию новых побегов. Кроме того, они не только утилизируют растительную массу, но и частично возвращают в биоценоз энергию в виде экскрементов. В результате этого между растениями и животными формируются тесные отношения, которые являются основой для поддержания высокой численности различных копытных, что хорошо видно, например, в африканских саваннах. Это же было подтверждено длительными исследования проф. В.А. Токарского и его учеников между численностью степного сурка и поголовьем скота. Ученые не только выявили наличие тесной зависимости между ними, но и доказали, что при увеличении пастбищной нагрузки, вследствие образования луговых сообществ с доминированием обычного горца, одуванчика, клевера, подорожника, тысячелистника и других растений, происходит улучшение кормовых условий сурка. Последние наиболее полно соответствуют пищевым потребностям животных, позволяют им лучше реализовать репродуктивный потенциал, увеличить численность и территорию распространения. В 80-е годы Т. Середнева установила, что на пастбищах с интенсивным выпасом КРС плотность населения сурков составила 3,1 особей/1 га, а на территории заповедной Стрельцовской степи - 0,8 (рис. 2).

На целине до середины апреля вегетирующие растения в большинстве случаев были покрыты растительным шаром предыдущих лет, что усложнило нормальное питание молодых животных и кормящих самок. В местах, где был полностью прекращен сенокос, появились степные кустарники, что привело к уменьшению плотности населения сурков с 0,22 до 0,13 семьи/1 га и к исчезновению многих семейных участков. В местах, где он проводился спорадически, плотность уменьшилась с 0,30 до 0,28 семьи/1 га, а там, где сенокошение не прекращалось, она осталась достаточно высокой при незначительном колебания: 0,48-0,49 семьи/1 га. В угодьях без влияния скота и заготовки сена произошло уменьшение размеров семейных участков, накопление растительного шара и задержка ранневесенней вегетации. Следствием этого стала гибель детей сурка от голода. Всего в таких местах, по данным В.А. Токарского, есть риск недостаточного накопления жировых запасов, что, впрочем, негативно влияет на выживание животных во время длительной зимней спячки и после выхода из нее. В 2016-2018 гг., несмотря на рекомендации харьковских ученых, были прекращены выпаса КРС и сенокошение на территории Стрельцовской степи. Следствием чего стало катастрофическое сокращение численности сурка из-за выселения части животных за пределы заповедной территории.

 Анализируя численность сурка в охотничьих угодьях Украины (табл. 1), по данным ЦСУ УССР и ДКС Украины «2ТП-Охота», надо отметить, что с 1992-го по 2014 год она уменьшилась более чем в 3,3 раза. Причинами этого стали хорошо известные деструктивные процессы в обществе, экономике и социальной сфере, которые развились после развала СССР. Заметное сокращение (на ~ 70%) произошло в 2013-2017 гг. (рис. 3), одной из причин которого стала оккупация в 2014 г. русскими наемниками части территорий Донецкой и Луганской областей, где было сконцентрировано много колоний сурка.

Еще до этого численность степного сурка в Луганской области колебалась в пределах 20-30 тыс. особей. Давно прекратился рост его группировок и на Харьковщине. Причины этого явления понятны и просты - вид занял большинство пригодных для проживания биотопов, а плотность населения грызунов во многих местах достигла критических величин. Это усилило влияние комплекса регулировочных механизмов, зависящих от нее. При таких условиях особенно заметной стала зависимость численности степного сурка от поголовья КРС, а также от влияния других экологических факторов. По данным Комитета статистики, на территории Луганской и Харьковской областей, где сосредоточено ~ 89% ресурсов указанного грызуна, поголовье КРС сократилось с 2127,2 тыс. голов в 1991 г. до 233,0 в 2018-м, то есть на 89,1%. Коэффициент корреляции между этими показателями составляет 0,72, что свидетельствует о прямой зависимости численности сурка от поголовья КРС. После прекращения выпаса произошло резкое увеличение некормовой фитомассы и уменьшение емкости среды обитания этого грызуна. Это привело к снижению выживаемости молодняка, уменьшению плотности населения популяций и общему сокращению численности. После распаевки колхозных угодий некоторые из целинных балок были распаханы, в процессе чего усилились конфликты между производителями сельскохозяйственной продукции и сурком. Последний охотно заселяет агроценозы, что затрудняет обработку почвы и выращивание урожая.

Со значительным увеличением численности сурка в Украине появилась возможность восстановления охоты на этот вид. Но в нашей стране очень долго медлили с началом охотничьего использования собственноручно созданных ресурсов. Лишь после того, как в 70-е годы на территории соседней с Восточной Украиной Ростовской области (РФ) начали охоту на животных, расселившихся из наших центров, украинские охотничьи организации очень вяло также взялись за дело. Согласно закону Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» (2000), добыча сурка проводится по лицензии с 1 июля по 1 октября в любой день недели. В 2005 г. стоимость лицензии составляла 20, в 2009 г. - 70, а в 2011 г. - 150 грн, что позволяло охотничьим хозяйствам Донецкой, Луганской и Харьковской областей зарабатывать определенные средства и частично использовать их как на зарплату егерям, так и на охрану угодий. С 2003 г. в Ростовской области стали проводить соревнования по вармитингу - это разновидность стрельбы на дальних дистанциях по сурку. И хотя автор не разделяет этого увлечения, охотники московского клуба «Сафари» в Чертковском районе каждое лето в 2008-2012 гг. добывали по 400-500 указанных грызунов или 1600-2000 за четыре года. Кроме определенных эмоций и спортивных результатов, это принесло охотничьим организациям неплохой доход в период, когда охота на большинство зверей была запрещена. Зато в Украине за 22 года (1992-2014) было добыто примерно 5,4 тыс. сурков, что в среднем составило 233,0±50,48 особи или 0,27±0,04% в год. Значительно больше (9942), в среднем 432,3±80,44 животных в год, было отловлено для расселения. Больше всего сурков (1158) у нас было добыто в 1992 г., что при численности почти 150 тыс. особей составило всего 0,77% (рис. 3).

При слабом использовании ресурсов сурка очень возрастает влияние браконьерства. После того, как сурки стали встречаться на многих пастбищах, полях, во дворах и на многих выгонах, для обнищавшего сельского населения они стали важными объектами питания. С исчезновением моды на мех местных животных главной ценностью для людей стали его мясо и жир. Это сильно осложнило охрану поселений сурка. Исследование В.А. Токарского показали, что ресурсы этого вида еще в 1986 г. из-за незаконного изъятия сократились в 5-6 раз по сравнению с 1981 г. Браконьерство является мощным фактором влияния на группировки животных, обитающих в норах, которые хорошо заметны на равнине. Преимущественно из-за него были уничтожены сурки во многих местах их интродукции.

В 2009 г. экспедиция сотрудников Луганской областной организации УООР при руководстве председателя Н.Н. Наумова и моем участии в Беловодском, Марковском, Меловском районах Луганской области обнаружила сверхвысокую плотность сурка. В балках, которые сейчас являются единственными пастбищами для КРС, семейные участки грызунов охватывали всю их площадь, а во многих местах животные поселялись на полях. Нами были установлены случаи добычи животных пастухами и их собаками, а также удачной охоты многочисленных волков и лисиц на детенышей сурков, которые кормили ими молодняк.

Надо сказать, что уменьшение поголовья КРС и овец, которое привело к зарастанию бывших выгонов, привело не только к сокращению численности сурка. Оно также негативно повлияло на группировки обычного хомяка и на европейского, крапчатого и одесского сусликов, которые были внесены в Красную книгу Украины (2009). В соответствующем внимании научной общественности сейчас нуждается малый или серый суслик, которого только в Южной Украине в 1950-1970 гг. добывали как вредителя сельского хозяйства по 1-2 млн особей в год. Несмотря на то, что охоту на сусликов в Украине не проводят, а акции по уничтожению остались в далеком прошлом, их численность сократилась настолько, что в большинстве мест школьники и молодежь с 2000 г. рождения никогда не видела этих животных. С сусликами тесно связаны степной хорек и перевязка, которые также стали объектами строгой охраны.

Не стоит надеяться, что внесение степного сурка в Красную книгу Украины, к чему призывают противники охоты вообще, может улучшить ситуацию. Продолжительность жизни указанного животного в условиях вольеры составляет 11-13, а в природе 8-10 лет, после чего они умирают в норах. От себя скажу, что через некоторое время при отсутствии рационального использования созданных ресурсов численность сурка может сократиться еще больше. Значительную угрозу сейчас для этого животного составляет не охота, а неизбежное развитие рынка земли, что в нашей стране, как и распаевка колхозных угодий, вряд ли пройдет без ошибок и определенных злоупотреблений.

Сейчас мы можем констатировать достижение сурком в Луганской и Харьковской областях экологической плотности, при которой дальнейший рост его группировок невозможен. В дальнейшем должно происходить только сокращение численности, которое будет продолжаться до тех пор, пока плотность населения грызуна достигнет оптимальных величин. Теоретически это произойдет из-за роста уровня смертности и уменьшения рождаемости, баланс между которыми экологи называют репродуктивным потенциалом. По отношению к охотничьим видам обычно используют управление их ресурсами, которое предусматривает регулярное изъятие животных и содержание почти стабильной, без существенных колебаний, плотности их населения на протяжении длительного времени.

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Динамика численности сурка в основных очагах, особей

Области

Годы

1992

1995

1999

2001

2003

2005

 2007

2009

2014

Донецкая

255

465

478

951

1206

1348

2226

4589

10173*

Луганская

90590

50813

29745

23080

23080

24513

23190

26127

   3926*

Полтавская

208

388

1051

1032

1168

1271

1436

1547

  1397

Харьковская

58000

58037

51016

58078

39140

41864

28521

29242

29068

Итого:

149053

109703

82290

83141

64594

68996

55373

61505

44564

Всего в Украине:

149757

110457

83530

87707

65706

69779

56417

62447

45478

 

*Неоккупированные территории