Что с горлицей?

Игорь Наконечный, биолог-охотовед, д.б.н., профессор

Январь, 2021 год

Европейскую популяцию горлицы в 2015-2019 гг. оценивали на грани 3,15-5,9 млн пар, при этом в последних публикациях преобладает мнение о развитии негативной тенденции численности, которая началась еще с 2010-2012 гг. Особенно выраженный спад численности горлицы в последние годы показывают российские исследователи, акцентируя на его критически низком уровне до периода 2012-2017 гг. по их данным, на осень 2016 года российская субпопуляция горлицы была оценена всего в 7-15 тыс. пар, в 100 раз ниже аналогичного показателя конца ХХ века (1,0-2,5 млн пар). Насколько вероятны такие оценки и какова их природа, пока не понятно. Вполне возможно, что спад численности горлицы на северной границе ареала является естественной реакцией вида на изменения местных экосистем при частичной нормализации их аграрной эксплуатации.

Хотя в РФ и большинстве европейских стран современная численность вида стремительно уменьшается, но нынешняя амплитуда колебаний численности европейской популяции в целом не выходит за пределы средне-многолетних параметров. По состоянию на 2017-2018 гг. самая крупная и достаточно стабильна гнездовая численность горлицы присутствует в Испании - 1,37-2,29 млн пар, Франции - 397-481 тыс. пар, Турции - 300-900 тыс. пар, Италии - 150- 300 тыс. пар, Румынии - 120-300 тыс. пар, Венгрии - 64-150 тыс. пар. Численность гнездовой группировки в Украине оценивается в 110-176 тыс. пар, и она имеет тенденцию к уменьшению. По данным учетов пролетной на юге Украины горлицы, среднегодовая численность мигрирующих птиц в 2000-2004 гг. оценивалась в пределах 1,5-1,7 млн ​​особей, а в 2012-2018 гг. оценена в 1,1-1,3 млн. Какая часть из них принадлежит гнездовой группировке украинской территории, оценить трудно, но судя по срокам добычи и уровню упитанности, скорее всего, большинство пролетных птиц, добытых в Северо-Западном Причерноморье, являются украинскими.

Но действительно, суммарно-учетные результаты относительно оценок численности горлицы во время осеннего перелета, выполненные за последние 5 лет в центральных и южных районах Николаевской и Одесской областях, свидетельствуют о заметном уменьшении ее численности.

Опираясь на ретроспективные литературные данные, вероятно, что 60-70-е годы прошлого столетия горлица демонстрировала стабильно высокое количество, закономерное для вида в условиях постоянного улучшения кормовых и защитных условий среды. В дальнейшем, в 80-е годы численность местной и пролетной горлицы в Северо-Западном Причерноморье проявляла стремительные колебания, демонстрируя этим проявление стабилизационной фазы. С 1990-го по 2007 гг., несмотря на ряд социально-экономических и биоклиматических изменений, численность вида в регионе в целом имела стабильный характер, хотя и с определенными колебаниями. Значительная депрессия численности, которая случилась в крайне засушливое лето 2007 года, начала период нестабильности, который после ряда колебаний с 2015 года приобрел явно негативную тенденцию.

Бесспорно, что данные локальных учетов не могут быть репрезентативными для всей украинской популяции, которая вместе с мигрантами из северных частей ареала горлицы демонстрирует более общие тенденции. Кроме этого, наиболее южная локально-учетная численность горлицы прямо зависит от ежегодных изменений внутренне региональных миграционных маршрутов, определенных метеоклиматическими условиями юго-прибрежных районов Северо-Западного Причерноморья. В 2019 году при явном отсутствии на территории южных районов Николаевской и Одесской областей длительных кормовых скоплений горлицы, что закономерно привело к оценке низкой численности птиц, в центральных районах этих же областей численность пролетных птиц была значительной. Именно в конце массового пролета, с 26-27 августа по 3-5 сентября 2019 года, в полях центральных районов Одесской области - от верховья обоих Куяльников до пгт Ивановка и дальше на запад (до Днестра) присутствовали огромные массы пролетной горлицы, оцененные минимум в 0,5-0,7 млн ​​особей. В этой местности практически все линии ЛЭП были плотно покрыты голубями, а в пределах поля площадью 50-60 га под спелым подсолнечником только в течение одного утреннего кормления 29 августа 2019 года было визуально учтено 7,9 тыс. особей горлицы.

По сравнению с этой картиной очень заметным стало малое количество горлицы в августе-сентябре 2020 года, когда в стационарных точках учета в южных районах Николаевской и Одесской областей было зафиксировано на 30-80% меньше местных и пролетных птиц, чем в среднем за последние 5 лет. Хотя и в этом сезоне выраженность показателей ограниченной численности горлицы в Северо-Западном Причерноморье имела достаточно мозаичную картину. Наибольший спад численности закономерно выражен в местностях, которые традиционно всегда были «богатыми» на местную и пролетную горлицу. Самым заметным спад учтенной горлицы в сезоне 2020 года стал в местностях, где ежегодно проходят потоки мигрирующей горлицы из Кропивницкой, частично Днепропетровской, Николаевской и Одесской областей, сужаясь к переддельте Днестра (от города Беляевки до пгт Раздельная). Именно указанная местность осенью обычно является главным миграционным коридором горлицы, поэтому показатели ее численности во время учетов закономерно растут в западном направлении. Очень показательно, что в 2020 году в рамках этого коридора была противоположная тенденция оценки - спада численности учтенных горлиц. Они показывают, что при общенегативной тенденции воспроизведения горлицы в Северо-Западном Причерноморье, в общем оцененной в минус 30-40% от средней многолетней, в августе-сентябре было еще и отсутствие пролетной концентрации птиц в рамках традиционного коридора вследствие засухи. Даже прослеживается картина мощности засухи, которая больше всего поразила центрально-восточные районы Одесской области и значительно меньшей она была в Николаевской области.

Вся эта ситуация четко отражает реакцию западно-степной субпопуляции горлицы на метеоклиматические условия 2020 года, поэтому наряду с приведенными негативными оценками ее численности для этого года нужно указать и закономерное ожидание спада. Так, от Николаева до Верхнего Поднепровья с затяжной сухой весной с длительными заморозками в начале лета и в течение июня, именно в период гнездования горлицы и другой полевой дичи, были холодные грозовые дожди. Неурожай из-за весенней засухи, холодное начало лета и аномально жаркий август-сентябрь привели в Днестровско-Днепровском междуречье к ситуации сплошь засушливой деградации агроландшафта и задержке зрелости посевов подсолнечника. Отсутствие в этой местности к середине августа водопоев и спелого подсолнечника - главной энергетической культуры для предмиграцийного нагула местных и перелетных горлиц - послужили причиной вынужденной транзитной миграции последних из-за засушливой полосы Южной Степи (до низовья Днестра). Этот комплекс условий и привел к общерегиональной картине резкого спада численности горлицы, повсеместно фиксированному во время полевых учетов на юго-западных миграционных путях. Аналогично, в этой же местности летом-осенью 2020 года зафиксирован также и спад численности всей группы полевой дичи - перепела, вяхиря, серой куропатки, фазана и зайца, что указывает на общую метеоклиматическую причинность этого явления.

В то же время надо отметить, что в сезон 2020 года, впервые за последнее двадцатилетие значительные скопления пролетной горлицы были замечены на территории южных районов Херсонской области. Понятно, что сильная засуха, поразившая юго-западные области, пролетная с севера ареала горлица именно в массивах орошаемых земель Херсонщины нашла многочисленные водопои и прекрасные условия для предмиграционного откорма на полях спелого подсолнуха. Это еще раз свидетельствует о явном смещении в 2020 году основных потоков перелетной горлицы из Центрально-Украинского миграционного коридора не в сторону традиционного Юго-Западного потока, а в сторону Крымского Трансчерноморского магистрального потока. Но пользование этим путем требует от птиц мигрантов накопления больших энергетических запасов, и вызвало в августе-сентябре 2020 задержку их перемещения в засушливый Крым и длительное кормление пролетных стай горлицы в полях Херсонской области.

С начала 90-х гг. прошлого столетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в системе землевладения большинство землевладельцев отказались от многолетних планов полевых севооборотов, что привело к резким изменениям структуры посевов. Ведущими культурами Северо-Западного Причерноморья стали подсолнечник и рапс, суммарные площади посевов которых в отдельные годы достигают 60% общей площади пахотных земель. В этих условиях миграционные потоки вылета горлицы практически потеряли ландшафтно-зависимую узкофронтальную специфику и четкую зависимость от сроков спелости посевов подсолнечника. Соответственно, наиболее ранние миграционно-кормовые перемещения мелких стай голубей выше широтной линии Балта - Первомайск - Бобринец - Кривой Рог на юг начинаются уже в первой декаде августа, практически при отсутствии спелых посевов подсолнечника. Питаясь на стерне рапса и зерновых, посевах проса и на созревающем подсолнечнике, горлицы постепенно перемещаются в юго-степные районы региона, параллельно укрупняя стайки до 9-17 особей. Обычно первые перелетные горлицы в начале августа удерживают парную и семейно-групповую организацию, а первые стаи из 9-15-20 особей появляются только 17-22 августа, что является свидетельством появления активно-миграционных птиц. В конце перелета, который иногда длится до середины и даже до конца сентября, большие стаи горлицы тоже отсутствуют. Уже в начале сентября в прибрежных степях Одесской области встречаются только единичные горлицы, отдельные пары и выводки из 3-5 особей, тогда как стаи более чем из 15 особей очень редки.

Средние многолетние сроки массового пролета горлицы на территории Северо-Западного Причерноморья в начале 90-х гг. прошлого столетия четко содержались в пределах одной декады - с 22-25 августа по 3-5 сентября. В большинстве сезонов в течение 1972-1991 гг. массовый пролет горлицы в центральных районах Одесской и Николаевской областей происходил с 19-го по 28 августа, проявляя явную зависимость от ночных температур и увлажненности среды. В то же время хорошо заметная устойчивость горлицы к высоким температурам, которые почти не влияют на кормовую активность птиц, но опосредованно, через сроки спелости подсолнечника, определяют сроки пролета и фазы предмиграционного откорма. Температурный фактор также определяет наличие степных водопоев, при ограниченности которых пролетные стаи голубей проходят через засушливые местности транзитом и массово концентрируются в полях, где рядом находятся источники в балках или небольшие пруды. Но уже при первых ночных туманах стаи пролетных горлиц покидают места откорма в полях Одесской области и направляются на Балканы и в Малую Азию, иногда просто на Босфор.

Используя обширность и мозаичность кормовых стаций, в последние годы перелетная горлица в пределах балканского миграционного коридора даже на пике пролета от Днепра и практически до меридиональной линии Любашевка - Троицкое - Ивановка избегает локальных кормовых скоплений и концентраций вблизи водопоев. Даже единичные случаи беспокойства стай на кормлении или на ночлеге побуждают их покидать эти места и перемещаться дальше на юго-запад, осваивая все новые кормовые стации в виде плантаций подсолнечника в глухих полях. Единственным, четко лимитирующим фактором относительно присутствия и количества пролетной горлицы в той или иной местности Южной Степи Днестровско-Днепровского междуречья в течение августа-сентября является лишь фактор доступности водопоев. В жаркие годы, при отсутствии достаточного количества водопоев миграционные потоки птиц смещаются на север (до 50-70 км), поэтому в местах ежегодного учета на территории южных районов региона результаты визуальной фиксации горлицы и суммарные оценки ее получения охотниками демонстрируют значительное уменьшение. Амплитуда многолетних колебаний численности на южном маршруте может составлять 3-5-кратные уровни, но обычно не превышает 2-3-кратных границ. Для северного маршрута колебания учетной численности не превышают 2-кратных границ, но периодически, раз в 7-11 лет они демонстрируют резкий спад, вплоть до полного отсутствия пролетных птиц. Обусловлено это наличием оптимальных условий на территории южного миграционного коридора, особенно на его северном и восточном начальных участках.

Суммарный отстрел охотниками горлицы в сезон 2020 года в юго-западных областях Украины оценивается в рекордно низкую численность - до 5-7 тыс. особей. Такие объемы в сезоны 1995-2005 гг. добывали охотники в каждом из южных районов Одесской области, где концентрация пролетной горлицы всегда была очень высокой. Но подобные низкие объемы добычи имели место и в сезоны 1988-го, 2003-го, 2007 года, поэтому говорить об устойчивой тенденции уменьшения численности украинской группировки по данным 2020 года пока преждевременно.

Абсолютно преждевременными являются и разговоры об ограничении охоты на пролетную горлицу - реально охота даже в Одесской области ведется практически на протяжении 4-6 охотничьих дней. Дни охоты - среда, суббота и воскресенье, а возможные скопления - с 17-го по 25 августа. Поэтому любые попытки ограничения охоты на горлицу для территорий юго-западных областей Украины приведут лишь к тому, что мы снова создадим идеальные условия для балканцев, которые с радостью отстреляют «свои традиционные» 2 млн птиц, хорошо вскормленных и сохранившихся на наших полях. Вероятно, что при действительно подтвержденной тенденции спада численности горлицы украинских группировок нужно вопрос ограничения охоты выносить на ранг международных договоренностей о национальных квотах изъятия и мерах по охране в местах зимовки.

Кроме этого, современное количество украинских охотников в 4-5 раз ниже, чем в 80-х годах прошлого столетия и не все они участвуют в охоте на горлицу. Эта дичь и охота на нее совсем непростые - требуют постоянного контроля угодий, длительного терпения и ожидания голубей на водопоях и в местах кормления, а также пешего обхода лесополос в период самой высокой дневной жары. Стрельба по голубям бывает успешной только у опытных стрелков, способных терпеть жару в засадах посреди поля или вблизи водопоев.

Обычно стреляют горлицу легкими зарядами, что позволяет в случае успешного нахождения скоплений голубей в полях сделать до сотни выстрелов. Тяжелые заряды быстро приводят к усталости стрелка, болезненно набивают плечо и вызывают тяжелую головную боль. Главной проблемой во время стрельбы горлицы является волнение стрелка и несоответствие его реакций прицеливания на скорость полета и маневренность юрких голубей. Второй ошибкой является фактор экономии патронов, который сдерживает от выстрела в ожидании лучшего ракурса. Часто такое ожидание заканчивается прекращением лета горлицы вообще.

Не менее распространенная грубая ошибка охотников - использование ими дроби №7, которая является слишком крупной для такой птицы. №7 тяжело рвет тело голубя, слишком разбивая его, или же дает подранков из-за неплотной осыпи. Гораздо более эффективная именно по горлице дробь №9, а еще лучше №10, которая вполне действенна на дистанции до 30 м и ощутимо увеличивает количество трофеев. Более дальняя стрельба голубей обычно приводит к потере трофея, который падает слишком далеко, и без собаки его найти почти невозможно даже в чистых от сорников полях подсолнечника. Опыт летней охоты в условиях южных и центральных районов Николаевской и Одесской областей, когда охотнику попадаются не только дикие горлицы, но и утки, чирки, голуби вяхири, а также перепел, свидетельствует о целесообразности использования на протяжении августа единого номера дроби №8 или №9. Для чисто полевой дичи в августе еще лучше №10, однако для вяхиря на 30 м «десятка» уже маловата.

Добытая горлица является прекрасным трофеем с идеальными гастрономическими качествами, особенно в случае добывания хорошо откормленных птиц в конце миграционного периода. Тело голубя в это время - это комочек жира с явным запахом жаренных семян подсолнечника, поэтому десяток тушек, запеченных в собственном соку, являются отличной наградой для охотника.