Чего не следовало бы делать...

Вальтер Вольф

Январь, 2021 год

Изобретая какой-нибудь образец пистолета, автомата, карабина или дробовика, конструктор обязательно учитывает мощность патрона, под который разрабатывается оружие, и должен предусмотреть в нем примерно троекратный запас прочности. Ну, в крайнем случае полуторный. К сожалению, бывает, что этих норм не придерживаются. Как правило, грешат этим оружейные заводы РФ.

В 1990 году распался СССР, и надобность в боевом оружии, которое массовым образом выпускалось в нем для завоевания всего мира, резко упала. Остро встал вопрос о выживании оружейных заводов и, соответственно, переделке боевого ручного оружия в охотничье. Это были переделки с АК и пулемета Калашникова в охотничьи образцы под нарезное и под гладкоствольное оружие. В результате получались громоздкие, тяжелые модели, совершенно не пригодные для ходовых охот, с тяжелыми ортопедическими прикладами – кусок доски с круглой дыркой у пистолетной рукоятки. Хоть и неудобно, но в модном стиле милитари. Потом появились «Вепрь-Супер» и «Вепрь-Пионер», которые имели уже охотничьи приклады и уже были более подходящи для охоты. Их затворные коробки изготавливались уже из 2 мм стали, а затвор имел три боевых упора, что, проворачиваясь по оси, осуществляли запирание канала ствола. Такой огневой образец, хорошо усиленный, мог нормально работать, но были и другие образцы.

Переделки с автомата Калашникова – Сайги. Сайга 308 и Сайга 7,62х54 просуществовали недолго. Но одновременно выпускались и гладкоствольные модели – Сайга 12, Сайга 20, Сайга 410. Последняя оказалась наиболее удачной и в коротком, и в длинном варианте. Но вот Сайга 20 просуществовала недолго. Это оружие клинило после каждого выстрела, а подача патрона из магазина почти всегда была с утыканием. В результате ее не стали дорабатывать, а сняли с производства, несмотря на перспективный калибр и патрон. Правда, вид этого оружия тоже желал лучшего, а отсутствие мушки на конце ствола вообще не вписывалось ни в какие рамки.

Появление Сайги 12 у многих вызывало вожделение. Впрочем, потом и разочарование. Дело в том, что конструкция этой модели совершенно была не приспособлена под 12 калибр. И если в Сайге 410 хватило жесткости одной возвратной пружины, то в 12 калибре ее очень скоро разбивало, отдача в этой модели велика. Затворная рама ударом в тыльную часть затворной коробки срубала заклепки, выколачивая заднюю часть наружу. О подпружиненном демпфере, который встречал бы отдачу затворной рамы, разгружая при этом всю затворную коробку, опять никто не подумал… Ведь нельзя при таком боеприпасе, как 12 Магнум, даже на возвратную пружину не предусмотреть направляющего стержня или же механизма, как в АКМ. Короче, о живучести этой модели никто не думал. Я не стану говорить об отсутствии мушки на конце ствола, что при отсутствии бокового отвода на ложе делает прицельную стрельбу вообще невозможной.

В погоне за прибылью конструкторы завода натворили еще больше «чудес». Например, СВД-Тигр под патрон .30-06, или 9х74. Год назад мне звонил один владелец такого Тигра. У него модель .30-06, и от стрельбы сорвало крепление ствола, в результате чего ствол сполз назад. Я его не ремонтировал и дальнейшая история этого оружия мне неизвестна. Должен сказать, что это не единичный случай, а виноваты в этих проблемах инженеры, которые производили переделку с патрона 7,62х54 на такой мощный, как .30-06 Спрингфильд. Они не усилили крепежный узел ствола, понадеявшись на знаменитое «авось». А оно и не обошлось.

Второй (если не считать Сайги) такой же образец – ИЖ-94. Его тоже вырядили под все калибры. И даже под 9,3х54. И из ИЖ-27 сделали почти штуцер. Причем Экспресс. Но ведь это же просто безумие! Вот давайте посмотрим на то усиление, которое сделали в простом ИЖ-27. Усилили вырез в казенной муфте, притом слабо. Рамку запирания оставили ту, что была для 12 калибра. То есть боковых пазов для рамки нет, и она движется в пазу (верх-вниз) – вот и все точки опоры, и склонность к расшатыванию очень велика. Да и колодка стала заметно тоньше. По сравнению со старыми моделями это видно невооруженным глазом. Причем ведь колодки все сырые, что на нарезных образцах, что на гладких – одинаково. В ИЖ-12 колодки изготавливались еще цементированными – с калением верхнего слоя металла. Это хорошо видно при запиловке и при оксидировке колодки щелочным составом, она почти не воронится. Я не говорю уже про осевой болт, он очень слаб. Да и крепление его в колодке «на соплях», из-за чего сильные нарезные патроны ему противопоказаны. А ИЖ-94 наделали и под Спрингфильд, и под 7,62х54, и под Винчестер 308, 7,62х51, 9,3х74, 7,х57R, 7,x65R, 6,5x55SE.

Интересно, а крепление приклада? В ИЖ-27 часто ложи трескаются из-за мелкой врезки дерева в металл, особенно внизу. Там щепа часто вылазит наружу, вправляй ее потом в струбцинах.

Я все не могу понять, зачем делать такой обман? Ведь не выдержат эти переделки сильных патронов. Наверно, насмотрелись на импортные образцы типа Беретта S689E. Но у Беретты затворная коробка, как на МЦ-6, а то и мощнее, и запирание посерьезней. А в ИЖ-27? Оно на 12 калибре при 750 атмосферах быстро разбалтывается, а здесь 3000 атмосфер...

На самом деле Сайга 12 для переделок не безнадежная. Конечно, если к этому делу подойти серьезно. Сайга – это замечательная база для творчества. Нужно только сделать съёмный ствол, как во всех гладковствольных ружьях, и погасить отдачу 12 калибра, да «одеть» затворную коробку в охотничью деревянную (пластмассовую) ложу пистолетного типа, удлинив при этом спусковой крючок и установив мушку на стволе, чтобы это было ружьем, а не черт знает чем. Да много еще нужно сделать, чтобы Сайга могла стать хорошим и надежным охотничьим оружием.

Хотелось бы привести еще один пример из оружейных недоработок. МР-153 с патронником 89 мм. Конечно, в длинном патроннике часть газов теряется и давление сильно падает, что немного сглаживает проблему этой модели. Но вот был у меня ремонтный случай… Охотник использовал в этом п/а патроны 89 мм, которые ему привезли из-за границы. Знаете, что из этого вышло?

Как известно, хвостовик ствола прикручен на резьбе к стволу. Никакой дополнительной фиксации там нет. В результате сильного давления хвостовик из-за своей твердости стал сползать назад, сминая резьбу – в результате ствол был непоправимо испорчен. Я не понимаю, как можно было для такого мощного патрона накручивать хвостовик на резьбе. Он должен бы был прессоваться на ствольную трубку с последующей приваркой, как на МЦ21-12, или припайкой по окружности твердым припоем (латунным или серебряным) со стороны крепления прицельной планки.

И ведь раньше же модели при переделке усиливали, например, ТОЗ-55 Зубр. Ведь не сделали же из ТОЗ-34 штуцер, как теперь из ИЖ-27 ИЖ-94.

Все ради денег и малых затрат, а покупатель, заплатив приличные деньги, потом еще должен и мучаться с таким «конструктором». Во всех российских журналах пишут, как доводить новые ружья – взять напильник и подпилить то там, то здесь, дескать, новое ружье нужно «разогнать». А может, следует разогнать грязной метлой конструкторов и инженеров, что производят такие ружья?

Я даже не представляю, какое количество покупателей было обмануто, когда им подсунули ТОЗ-87 с его хрупкой затворной коробкой и ломким механизмом; Бекасом, у которого недостатков больше, чем чего-то хорошего; МР-153 – с его десятком недоработок и откровенного брака. Не говоря уже о ТОЗ-91, да и ТОЗ-34, а о ТОЗ-120 и говорить нечего. В нашем оружейном магазине один образец ТОЗ-120 покупали пять раз (а затем сдавали назад в магазин). Дуплетит оно. И на завод не отправишь – обанкротился он. Да и другое государство. Вот оно и кочует то с прилавка, то на прилавок. Да и новое сдавать на капремонт тоже не хотят. Интересно, а что делать тем охотникам, у кого еще на руках остались ТОЗ-94 или ТОЗ-194, ТОЗ-187 и другие «уродцы», которые работают через раз, а то и вообще лежат поломанные?

Кстати, кто-нибудь задумывался, почему не во все российские ружья подходят европейские патроны из-за их мелкой кольцевой проточки ранта? Я в некоторых образцах ее специально разворачивал по-новому. Та, что есть, была настолько мелкая, что и патроны не садятся полностью. Неужели на заводе за браком, который выпускается, никто не следит? Но кому нужна такая продукция?