Золушка у государства

С. Андросюк, Т. Теличко, Всеукраинский охотничий союз

Февраль, 2021 год

Вот и завершился очередной сезон охоты на копытных в Украине. В течение февраля разрешена охота на отдельные виды пушных, но все мы понимаем, что существенного финансирования для охотничьего хозяйства она уже не принесет. А это значит, что как минимум до утверждения очередных Лимитов и проведения индивидуальной охоты на самца косули пользователи охотничьих угодий не будут получать средств от проведения охот. Хотя, как и во время сезона, будут финансировать мероприятия по охране угодий и биотехнию. Ведь выполнение биотехнических мероприятий, охрана государственного охотничьего фонда и осуществление хотя бы минимально определенных затрат на воспроизводство охотничьих видов - это не право, а обязанность пользователя охотничьих угодий в соответствии с ЗУ «Об охотничьем хозяйстве и охоте». Государство, как видим, позаботилось о том, чтобы охотничьи хозяйства заботились о государственном охотничьем фонде, но вместо содействия пользователям, и дальше ставит палки в колеса. Даже на фоне того, как со всех сторон трубят о дальнейшей убыточности охотничьей отрасли.

Ощутимые проблемы у пользователей угодьями с финансированием ведения охотничьего хозяйства начались с появлением в Украине африканской чумы свиней (АЧС). Тогда при фиксировании вспышки АЧС в районе пользователей заставляли проводить депопуляцию по всей области даже там, где дикие кабаны чувствовали себя хорошо. Спустя годы эпидемия стихла, и дало государство какую-то поддержку в восстановлении утраченной популяции? Нет.

Одновременно с этим определенная часть хозяйств была вынуждена переориентироваться на другие объекты охоты. Одним из таких объектов был лось, плата за охоту на которого могла покрыть значительную часть расходов на ведение охотничьего хозяйства. Но мы помним, что уже третий год подряд в Украине не охотятся на лося. Однако, пока охотничьи хозяйства не могут реализовывать природные ресурсы, браконьеры не гнушаются брать их бесплатно. За прошлый сезон только в СМИ было освещено множество случаев браконьерства на лося - несколько на Волыни, на Черниговщине, Харьковщине и даже в Чернобыле. Так было и в 2019-м, и в 2018 году - уже после того, как животное внесли в Красную книгу. А сколько таких случаев промелькнуло мимо внимания СМИ - неизвестно. Однако нам не удалось найти ни одного факта привлечения нарушителей к уголовной ответственности, только один случай вроде имеет какую-то судебную перспективу. Кроме этого, в период гона этих животных в СМИ также обнародовали информацию о трех ДТП с участием лося только на Киевщине, одно из которых закончилось смертью человека. В обоих случаях мы не услышали от власти, которая называет внесение лося в ККУ одним из главных своих достижений, ни слова. Нечего сказать?

А что они могут сказать, если за три года так и не провели исследования состояния популяции сохатого? И это не просто обещание экс-министра природы О. Семерака. Есть отдельный Приказ Минприроды (№486 от 09.10.2012), согласно которому Минзащиты окружающей среды не только утверждает методику проведения государственного учета видов Красной книги, но и осуществляет организацию ведения этого учета.

Не молчат только общественные «защитники», а как и всегда, умело манипулируют цифрами. Например, КЭКЦ браво отчитался, что благодаря внесению лося в Красную книгу его численность только за год (с 2018-го до 2019-го) выросла аж на 153 особи! И кто же осмелится сказать, что именно на столько в среднем росла популяция сохатого в течение последних шести лет, когда охота на него была разрешена? Что этот радостный прирост - это рост популяции лишь на 2,5%, тогда как ориентировочный среднегодовой прирост лося составляет 15% в год и именно на столько, как уверяли «зоозащитники», начнет расти популяция сохатого в случае запрета охоты на него. Кто же скажет, что если немного увеличить период расчетов, то популяция лося уменьшилась с 6,4 до 6,3 тыс. особей (2017-2019 гг.)? Ну кто же признает, что на самом деле ни к каким улучшениям для самого лося это громкое дело не привело?

Кстати, есть такое мнение, что некоторые «зоозащитники» лоббировали внесение лося в ККУ, отрабатывая зарубежные гранты, чтобы иностранные охотники тратили средства у себя, а не везли деньги к нам. Ибо, как известно, кабанов у них и у самих вдоволь, а вот лось для иностранцев был интересным трофеем. Наверное, белорусы нашим «зоозащитникам» за это очень благодарны... В 2020 году «помог» еще и коронавирус - из-за эпидемии охотничьи хозяйства были лишены значительной части доходов от иностранного охотничьего туризма.

Нельзя не упомянуть и о тех случаях, которые касаются потери территории (частично или полностью) в связи с созданием территорий и объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ). И здесь пользователям охотничьих угодий не светит «улучшений». Накануне новогодних праздников депутаты экокомитета ВР отклонили законопроект, которым предусматривалось разрешить охоту на территории хозяйственных зон Национальных природных парков (№4422 от 25.11.2020). Но не просто отклонили. Так, Минприроды считает, что это противоречит развитию природоохранных территорий и устойчивому развитию страны. Если же численность животных на территории ПЗФ будет расти, они будут мигрировать на те территории, где охота разрешена, уверяют эксперты министерства. Логика выглядит примерно такой - животные мигрируют в том случае, когда кормовой базы им уже недостаточно. Так что, если они «съедят» хоть всю растительность на территории ПЗФ, чиновников Минприроды это мало беспокоит. Депутат Ю. Овчинникова вообще подчеркнула, что такие законопроекты являются антиконституционными, а все, кто хочет охотиться на территории ПЗФ, должны раз и навсегда понять, что делать этого нельзя. Аналогичное замечание сделала и депутат А. Лабунская, которая предложила дать всем понять, что такие законопроекты не могут рассматривать вообще.

Так что, как видим, со стороны государства и органов власти охотничья отрасль не получает ничего, кроме очередных препятствий. И если быть до конца откровенными, необходимо добавить, что лоббировать введение каких-то стимулов или поощрений для участников охотничьей отрасли или хотя бы не допускать очередных ограничений, просто некому. Вот и снова 18.01.2020 г. правительство уволило с должности председателя Гослесагентства. Он продержался на должности полгода, так же, как и его предшественник. Соответственно, если власть постоянно занята решением кадровых вопросов и сконцентрирована на проблемах леса, вряд ли мы дождемся от Гослесагентства обещанного внимания к проблемам охоты. А это означает лишь одно - охотничья отрасль наконец должна быть выведена из-под «шефства» лесоводов. Поскольку, как мы говорили ранее, Гослесагентство сосредоточено на промышленной заготовке древесины, что ведет к уничтожению сред обитания диких животных. То есть управление охотой лесоводами является попыткой совместить в себе две конфликтующие миссии. К тому же объем реализации в охотничьем хозяйстве составляет лишь 0,8% от объема лесного хозяйства, то есть охота в нем «теряется» и остается не заслуживающей внимания ведомства.