Анализ неудач при натаске (второе письмо к другу)

Сергей Матвеев

Февраль, 2021 год

Не даёт мне покоя, Саша, неудача Андрея при натаске своей легавой. Всё-таки, как я уже писал, если начинать натаску и натаскивать молодую собаку в периоды наилучших условий для этого – её охотничий инстинкт пробуждается легко. Поэтому на досуге я стал прикидывать, какие ещё мог сделать ошибки Андрей в методах натаски, и вспоминать, какие вообще ошибки встречаются.

Для овладения методикой дрессировки и натаски легавой я обычно рекомендую ознакомиться со статьёй «Первая ступень обучения легавой», вышедшей за подписью И. Аникеева в альманахе «Охотничьи просторы. Т. 34», статьёй Л.П. Сабанеева «Натаска по английскому способу» в его книге «Охотничий календарь. Т. 2» и великолепными трудами Робера Домманже «Дрессировка Фрама» и «Письма к дядюшке Клодомиру». Есть и другие приличные работы, но и этими можно обойтись. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни», и опыт талантливых натасчиков побуждает творчески подходить к натаске своей собаки. А такой подход необходим, потому что при натаске требуется умение понимать собаку, её чувства и намерения, умение анализировать свои действия и действия собаки, и настойчиво и изобретательно добиваться желаемой работы легавой.

К сожалению, как я уже писал, не каждому дано поставить собаку. Секрет, видно, в том, что легавая - очень сложно организованное и сильно очеловеченное существо. Поэтому мало следовать каким-то правилам, хотя они, в общем, существуют и помогают в натаске. Более необходимо – чувствовать, каким образом достигнуть требуемой цели в данной ситуации в натаске конкретной собаки. Это, так сказать, общие соображения. Может, они и помогут Андрею.

Каждый индивидуальный опыт несёт что-то новое и полезное. Возможно, и из моего опыта кое-что пригодится. По крайней мере, самые распространённые ошибки в натаске и пороки в работе легавой вспомнить не помешает.

Хочу только сразу предостеречь Андрея, что среди любителей легавых, особенно так называемых практических охотников, встречаются проповедники «вольной натаски». У них собаки доходят до всего сами. Даже, говорят, учат своих хозяев. И, бывает, работают неплохо. Но это исключение, и лучше не слушать таких советчиков. При подобной, с позволения сказать, системе натаски вероятность получить правильно работающую легавую, право, невелика.

И настоятельно рекомендую Андрею заранее настроиться на май, чтобы интенсивно заняться с Радой натаской. На начало мая выпадают майские праздники. Если ещё добавить несколько дней отгулов или отпуска, то получится пара недель. Для созревшей к натаске собаки этого бывает достаточно, чтобы она заработала. Хотя, может, потребуется и больше времени. Не беда: это о будущих рабочих качествах легавой не говорит. Планировать натаску молодой собаки предварительно и устраивать её всеми способами – святое дело для натасчика. Использовать все возможности: отпуск, отгулы и т.п. вплоть до больничных – не грех. Долой дачу, семейные проблемы и работу! Тут к месту поговорка: «Если охота мешает работе – бросай такую работу!» Потом воздастся сторицей. Главное – не упустить это золотое время.

В письме ты пишешь, что «Андрей с ней ходил по перепелу и куропатке». Я бы рекомендовал начинать натаску легавой только по перепелу. Отмечу, что натаска по нему имеет некоторые особенности, а все рекомендации в пособиях даются обычно применительно к болотной дичи. Перепел намного активней и непоседливей последней, и это надо иметь ввиду. Однако из полевой дичи только он позволяет правильно отработать все элементы работы легавой.

Пахнет перепел слабее других видов дичи и, благодаря этому, прекрасно развивает умение собаки пользоваться чутьём. Куропатка же своим запахом горячит легавую, а её любовь побегать совсем выводит молодую собаку из себя. И шумный взлёт куропатки, тем более выводка, пугает легавую, в которой ещё спит охотничья страсть. Ты об этом и пишешь: «Рада на них не реагировала, даже, похоже, опасалась взлёта». Неожиданного взлёта куропаток я и сам пугался не раз, что же взять с Рады!

А уж если в ваших полях, как во многих других степных районах, сейчас, паче чаяния, завёлся фазан – лучше бежать от него, как от огня. Иначе получить хорошую легавую из Рады не удастся. Конечно, фазана собаки причуивают легко – уж больно сильно пахнет, но зато и бегает он… И стойку держит плохо. Натаска по фазану – это верный способ испортить ирландского сеттера навсегда. Это уж если с натаской по перепелу ничего не получится, тогда останется только попробовать легавую по куропатке. Ну, или на худой конец, чтобы хоть на что-то собака годилась – по фазану. Однако легавые, натасканные по ним, потом зачастую просто игнорируют перепела или же работают по нему отвратительно.

Впрочем, случайные единичные встречи с куропаткой или фазаном особого вреда не принесут. Главное, чтобы с перепелом встреч у легавой было на порядок больше. Но если так уж случилось, что первые осознанные работы у неё были по куропатке или фазану, то лучше сделать перерыв на несколько дней, пока впечатления подзабудутся, и снова упорно натаскивать по перепелу. Вообще, легавой по куропатке раньше второго поля, а по фазану раньше третьего работать не следует.

Иногда для первых уроков с легавой рекомендуют использовать подсадного перепела. Я его никогда не использую и считаю, что, когда в полях есть вольная птица, это совершенно не имеет смысла и даже вредно. Если же дичи для натаски нет, то и подсадной перепел не поможет. По наблюдениям многих натасчиков, годен только свежепойманный перепел, а обсидевшийся в неволе – это ерунда. Опытная легавая передержанного перепела практически игнорирует: подойдёт, толкнёт мордой – и дальше в поиск. Молодой собаке по свежепойманному перепелу можно дать только две-три работы, а потом нужно перейти на вольную птицу.

Отлов же перепелов – это целая наука. Их подманивают специальным вабилом, сделанным из бычьего хвоста, и ловят сетью. На мой взгляд, лучше уж сразу работать с легавой по вольной птице, коль она есть в полях, чем возиться и ловить в тех же полях перепела для натаски. Одна морока.

Итак, перепел, перепел и перепел.

Не знаю, Саша, как у Рады с послушанием, но я всегда много над этим работал. А такой чисто легашачьей команде «Даун!» («Лежать!») я обучал щенков с момента появления в доме. Обычно она отрабатывалась при кормёжке. Я командовал «Даун!», укладывал собачку перед миской с едой или лакомством, затем командовал «Пиль!» («Возьми!»). Постепенно условия усложнялись, и выполнение команды «Даун!» доводилось до полного автоматизма. Очень полезная команда. Этой командой можно уложить легавую в любое время на любом расстоянии, что особенно важно после взлёта птицы. Моя первая легавая Ода на охоте сама ложилась при взлёте птицы. Всё, конечно, совершенствовалось в процессе натаски, а чтобы подготовить собаку к этому, я укладывал её на улице при каждом взлёте голубей, воробьёв и т.п., которые попадались нам на прогулках.

И ещё я отрабатываю до совершенства команду «Ко мне!», которую даю обычно свистком.

Последняя важная команда – «Пиль!» («Возьми!», «Вперёд!», «Дай!») – посылает легавую вперёд для подъёма птицы. Она отрабатывается во время кормления вместе с командой «Даун!». Собственно, команды «Даун!», «Пиль!» и «Ко мне!» только и требуются в поле при охоте. А с хорошо отработанной командой «Даун!» при натаске можно обойтись без шнура-корды, удерживая легавую на месте после взлёта птицы только этой командой.

К сожалению, такие послушные легавые встречается нечасто. И обычно, чтобы собака не гоняла птицу, её натаскивают на шнуре. На шнуре легавую и наводят, и натаскивают на дичь (отсюда и «натаска» называется), и отрабатывают поиск. Важно, чтобы был выработан правильный, рациональный поиск челноком. Такой поиск у легавых врождённый, и его остаётся только развить и не испортить неумелой натаской. Для этого с послушной легавой достаточно двигаться против ветра, направляя её свистком и жестом вправо-влево. В это время я обычно и сам иду челноком, а как только собачка уйдёт метров на пятьдесят, я свистну и поворачиваю на новую параллель, а она – за мной и обгоняет. Таким манером у легавой быстро развивается и закрепляется этот самый эффективный поиск.

Если же Рада очень темпераментна, быстра и уходит слишком далеко при поиске, то Андрею достаточно будет привязать отрезок шнура метров десяти длиной, и этот тормоз её угомонит. Шнур будет полезен и при подъёме птицы: достаточно наступить ногой – и попытка гоньбы пресечена.

Чтобы не перегружать информацией, самое время остановиться. Может, Андрею это всё и известно, но я постараюсь продолжить анализ ошибок при натаске, потому что есть ещё о чём поговорить. А пока – ни пуха, ни пера!