Горе от ума? Если бы…

Юрий Яниш

Март, 2021 год

Мне всегда хотелось не только наслаждаться красотой охоты самому, но и сполна делиться ею со всеми неравнодушными. Передавать желающим свой не столь уж и весомый, но всё же полезный опыт, писать об интересных случаях из полувековой практики, отдавая тем самым дань уважения людям, из чьих рук я получил в наследство своё главное увлечение. Считал, что должен не только сохранить этот дивный дар, но и передать его молодым последователям. Её Величество Охота красной нитью тянется в нашем роду, не прерываясь, от древнейших пращуров к моим уже детям, и я этим искренне горжусь. Именно охота на склоне лет является мощной мотивацией к активной жизни, источником энергии, скорее духовной, чем физической. Правильно заметил известный поэт-охотник про нашего брата: «… и до седин молодые порывы в нём сохранятся, прекрасны и живы». И, казалось, ничто и никогда не будет угрожать охоте как таковой, что это древнее «занятие номер один», отвечающее естественным наклонностям человека и гармонически соответствующее  эволюционно устоявшемуся образу жизни на нашей старенькой планете, пребудет во веки веков. Я люблю охоту и поэтому охочусь, ты не любишь охоту и поэтому не охотишься. Но это никоим образом не отражается на наших человеческих отношениях, потому что мы оба любим свою страну и трудимся на её благо. Ведь в этом и заключена одна из граней свободы законного волеизъявления личности. Но нет! Как видим, увеличение биомассы катастрофически опережает приобретение ею способности мыслить, и с этим нужно что-то делать. Так же, как империи питаются слабыми соседями, а хищники – мирными травоядными, так и мысли питаются словами. А уж слова могут быть очень и очень разными, по старинному принципу – «дурак спал, дурное и снились». Никогда не думал, что придётся положить начало такому литературному жанру, как охотничий фельетон. Однако пришлось, и уже давно. По поводу надуманной опасности отравления водоёмов Украины свинцовой дробью журнал «Охотник», № 8 (3/2003) поместил на своих страницах статью «Новое звучание старой оперетты», под которой я и сейчас готов расписаться. Когда-то, ещё в университетские годы, у меня возникало желание провести историко-гуманитарное исследование, что-нибудь вроде «Философия охоты: ретроспективный анализ». Ну, до этого дело не дошло, однако становится предельно ясным, что к проблеме я отношусь на протяжении всей жизни серьёзно, и вряд ли пополню ряды вегетарианцев. Но и речь сейчас не об этом.

27 января состоялось знаковое событие: широкомасштабная санкционированная акция протеста охотничьего сообщества против необоснованных действий властей, ущемляющих законные права охотников. И хотя она и проходила под эгидой Федерации охотничьего собаководства и была конкретно направлена против нелепого законопроекта № 2232, её проблематика сразу вышла за пределы заявленного и приобрела более обобщённые черты. Чего только стоила пламенная речь Владимира Нижника или представительниц украинских «Диан»: женщины-охотницы дружно влились в наши ряды и привнесли определённым образом новое видение вопроса, за что мужчины-охотники искренне им благодарны. Наши женщины – «наше всё», наш надёжный тыл, а в ряде случаев и фронт. Основное, что следует отметить, - это тот факт, что охотничья общественность, как Илья Муромец на печи проспавшая тридцать лет и три года, наконец, пробудилась и заявила о своих законных правах. Будем надеяться, что последующие акции соберут под своими лозунгами значительно больше единомышленников. А что подобные акции состоятся – я ни минуты не сомневаюсь: как ни крути, а карантин уже не так будет влиять на гражданскую активность. Никем не ограниченному произволу грантовых наёмников, безусловно, приходит конец.

Кажется, настало время в чётких словах очертить стратегическую цель нашего общего дела, ведь мы поняли, что мысли питаются словами. Так пусть же взвешенные слова лягут в основу разумных мыслей. Если немного помечтать и представить парламентскую фракцию, например, Украинской охотничьей партии (УОП), её деятельность должна опираться на следующие основополагающие постулаты.

1) Человек как биологический вид является неотъемлемой частью биосферы и полноправным субъектом биологического разнообразия, поэтому категорически недопустимо противопоставлять его иным биологическим видам в пользу последних. 2) Не заигрывая с религиозными убеждениями представителей различных конфессий, следует согласиться, что именно человек является вершиной творческого (эволюционного) процесса, потому что только он способен овладевать планетарно значимыми ресурсами энергии и направлять её потоки. 3) Человек никоим образом не избежал влияния дарвиновского отбора, будь он естественным или искусственным, никакой разницы нет: пандемия доказала, что люди, несомненно, остаются частью природы и подчиняются её законам. 4) Следовательно, занимая главное место в эволюционно устоявшейся системе, человек обладает врождённым правом использовать по своему желанию определённую квоту возобновляемых природных ресурсов: это био-Логично, а также и био-Этично, поскольку не нарушает основного закона жизни. Все используют всех, это называется комменсализмом, синергизмом, симбиозом или как угодно ещё.

Из всего сказанного следует, что никто не может ограничить естетственное право человека охотиться хотя бы по той причине, что это просто не сработает: стремление к охоте генетически присуще человеческой натуре. Охотничья страсть, кстати, сформировала современного Homo-не-всегда-sapiens, сделав возможным само его выживание в экстремальных ситуациях, на которые так щедра была наша история. Охотник всегда был достойным уважения кормильцем и защитником, он помогал земледельцу пережить трудные времена. Практические навыки, приобретённые человечеством, ни в коем случае не должны исчезать: к сожалению, в один не слишком прекрасный день мы можем лишиться и электричества, и компьютеров, и своих близких – если не сумеем должным образом защитить их, и выследить и добыть дичь, чтобы их накормить. Охотник является хранителем бесценного опыта человечества, он заслуживает благодарности как явление историческое, и уважения как полноправный член современного общества. Что мы и наблюдаем во всех без исключения цивилизованных странах: развитая охотничья отрасль экономики приносит несомненную пользу не только бюджету, но и окружающей среде. Безусловно необходимо, чтобы Украина на самом деле присоединилась к Европейской Хартии охоты и биоразнообразия (European Charter on Hunting and Biodiversity).

Громкий вопёж против охоты, казалось бы, доносится отовсюду, но крикливый протест ещё не является признаком критической массы. Однако явление, увы, имеет место. И объяснять эту «ветрянку» неокрепших мозгов только финансированием определёнными фондами, руководимыми дамами из Амстердама или из-за океана, было бы слишком просто. Семена порочных идей упали на хорошо подготовленную почву: современная молодёжь надёжно обосновалась в Зазеркалье, выходя из виртуальной реальности только поесть и, извините, по нужде. А социальные сети открывают неограниченный простор для зомбирования, приглушают саму возможность объективного восприятия окружающего мира. Добрый старый телевизор нервно прикуривает в углу следующую сигарету от предыдущей.

Относительный успех антиохотничьей пропаганды можно объяснить феминизацией сознания человечества. Этой проблеме, в частности, посвящена статья «Не бросай охоту, оставайся человеком» («ОиР», №11, 2018), так что повторяться нет необходимости. Молодые люди забыли, что, по меткому замечанию Мирослава Дочинца, женщина пахнет дымом, а мужчина ветром. Благодаря этому очень легко нажать на жалостливые эмоции человека, утратившего не только связь с реальным миром за пределами мегаполиса, но и связь со старшими поколениями, лежащую в основе здорового общества. Если подросток сам приобщится к целому ряду процессов, от снаряжения патронов до выезда на охоту, воочию убедится, что охота – это тяжёлый, но прекрасный и захватывающий труд, когда научится обрабатывать и, в случае необходимости, готовить добычу, - его отношение к заслуженной таким образом мясной пище будет естественным, исполненным уважения и понимания. И здесь уж – «sorry, vegans».

Читаешь иные посты в интернете и диву даёшься: да это же готовые диагнозы. Одна дамочка искренне призывает охоту запретить, а всем, кто хочет «пострелять», отправляться на многострадальный Донбасс… И таких личностей хватает, не она одна. Здесь, как говорится, комментарии излишни, зоошиза косит ряды психически неустойчивого элемента. Но вот некоторые новобранцы легкомысленно ссылаются в сетях на Библию, пытаясь подвести фундамент под псевдоэкологические взгляды. При этом они смехотворно расписываются не только в собственном невежестве, но и пренебрегают историей своего движения. Ведь ещё «классики» советской зоозащиты, - Забелин, Каюмов, да тот же Борейко, - приложили немало усилий, критикуя библейский подход к видению окружающей среды. Даже новую религию пытались изобрести, что-то на манер европейского «экобуддизма». Горячие российские парни.

Не поленимся и откроем Книгу Книг. Погодите-ка, погодите…

Бытия 1:28. «И благословил их [Адама и Еву] Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею, и повелевайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всякой тварью…»

Дальше – ещё ближе к теме!

Бытия 9:1-3. «И благословил Бог Ноя и сынов его: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да убоятся и да трепещут пред вами все звери земные, и все птицы небесные, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Всё, что движется, что живёт, будет вам в пищу…» 

Так что с оглядкой припадайте к основам, господа оппоненты!

Конфессиальный вакуум в сознании людей, с переменным успехом взраставший на нигилистической почве войн и революций в течение минувшего столетия с лишком, немедленно заполнили новые веяния. Поскольку Украина находится в поле тяготения христианской религии, успех в среде новообращённых имели, в первую очередь, западные версии протестантизма. Комсомола нет, ТА партия уже не наш рулевой, а под сердцем что-то сосёт, жаждет оно веры хоть во что-нибудь... «Почему бы и не Маруся?»

 В частности, Свидетели Иеговы и другие церкви широко растиражировали лубочную картинку грядущего Рая. В одной из агиток, активно распространяемых на улицах печальными женщинами слегка за пятьдесят, изображена смуглая супружеская пара среди цветущих тюльпанов, яблок и тыкв. (Если не в Раю, то упомянутые плоды земные вызревают позже цветения тюльпанов, но сказка есть сказка, у неё свои законы). Позади них, на лужайке, красуется роскошный сохатый с улыбкой на лице, поодаль его законная лосиха пощипывает травку (при жизни лоси питаются, как правило, древесным кормом, - молодыми побегами и корой, но…) Красивая блондинка европейской наружности направляется к ним верхом на взнузданной белой лошади (всё же и там имеет место определённая эксплуатация живых существ). А завершает картину приличный, очень даже, коттедж. Задник сцены представляет собой панораму лесистых гор, если и не Альп, то уж точно Аппалачей.

Ну что здесь скажешь… Красная книга райского будущего, в которую занесены уцелевшие праведники! Постойте, но ведь так оно и есть, Красная книга – ни что иное, как попытка учредить подобный рай на земле, не дожидаясь конца света. Блажен, кто верует. Волков и львов на этой картинке УЖЕ нет, как не наблюдается и кротких агнцев (они были в других брошюрках). Должно быть, хищники втихаря их всех подъели, а сами неотвратимо зачахли на тыквенно-яблочной диете.  

Люди – существа на удивление сложные и интересные, мы в глубине души через всю жизнь проносим инфантильную веру в чудо, детское желание очутиться в сказке, временами перерастающее во взрослое уже желание «сказку сделать былью». Но вся новейшая история громко предупреждает нас (имеющий уши да услышит) об опасности всех сказок с ручным управлением. И, как правило, без надёжных тормозов.

Таким образом, через религиозную сторону проблемы мы уже в который раз выходим на тему охраны природы в её юридическом аспекте. Сказка, которую упорно рассказывают нам невежды экологического толка, заключается в утверждении: мол, природа самостоятельно во всём разберётся и всё отрегулирует. Что ж, возможно, в конце концов так бы оно и вышло. Но при современной численности народонаселения времени у природы просто не хватит. И, если нужно выбирать между человеческим младенцем и лисёнком, лично я выбираю младенца, такая вот «достоевщина». А вы уж как хотите.

Если пустить дело на самотёк, всё произойдёт согласно печальному прогнозу Владимира Нижника: биоразнообразие сведётся к нескольким видам. В финал состязания выйдут лисы, волки и шакалы, которые уже представляют ощутимую проблему в некоторых регионах и стремительно осваивают украинские территории. Есть они будут друг друга, а на десерт – одичавших собак и кошек. С тыла их будет прикрывать енотовидная собака, а с воздуха – серая ворона. Вообще, почему я приплёл к своим рассуждениям лисёнка? А просто вспомнился ещё один пост, в котором растроганный апологет мудрости природы призывал бороться с бешенством не регулированием численности лисицы, а применением пероральных вакцин. Аллилуйя! Сохраним поголовье лис в полном объёме, а потом… потом всё будет по В. Нижнику, потому что иначе и быть не может. Эпизоотия бешенства, которая давно уже стучится в нашу дверь, представляет собой проблему, в первую очередь, социально-экономическую. Да, бешенство переносят и волки, и новоявленные шакалы, и еноты (уссурийские и не только), а также барсуки, ежи и летучие мыши. Но ведь никто же и не предлагает отстреливать ежей и летучих мышей! Просто лисы размножились сверх всякой меры из-за ограничений охоты и падения спроса на мех, превратившись в синантропный вид. И именно они свободно контактируют в сельской местности с беспривязными собаками: у нас пока не Объединённое Королевство. Когда крестьянин осознает и глубину проблемы, и свою ответственность, а в первую очередь – будет иметь возможность и согласится затратить определённую сумму денег, чтобы привить собственную собаку от бешенства, вот тогда бешенство и пойдёт на спад. Всё-таки лиса надёжно удерживает пальму первенства среди видов с персистирующим очагом этого грозного заболевания.

Как большие площади под монокультурами сельскохозяйственных растений не способствуют сохранению биоразнообразия, так и «монокультуры» млекопитающих причиняют значительный вред растительным биоценозам и даже ландшафтам. По свидетельству известных зоологов Иена и Глории Дуглас-Гамильтонов, слоны в Крюгеровском национальном парке, где на них много лет никто не охотился, в конце концов начисто извели древесно-кустарниковую растительность, что вызвало усиление ветровой эрозии почвы и, в итоге, голод и миграцию среди антилоп. Другой пример: мой знакомый был в экспедиции на Таймыре, в долине реки Яранга. Там он обнаружил несколько небольших озёр, населённых исключительно щуками. Они с переменным успехом занимались каннибализмом, а поверхностную спиннинговую приманку на тайменя, сибирскую «мышь», начинали преследовать сразу несколько пяти-шестикилограммовых хищниц. Приведённые факты прекрасно иллюстрируют: что слишком, то не здраво. Ну не нужны они никому, стаи лисиц, волков и шакалов! Пускай себе живут, ещё никому не под силу было уничтожить их на материковых территориях под корень, просто их численность должна быть разумной. Разумной по оценке специалиста, а не истерички в розовом!

Вернёмся к пресловутой Красной книге. Считаю целесообразным выделить занесённые в неё виды охотничьей фауны, так сказать, в «отдельное делопроизводство». Положительный пример приумножения численности редких мархура (винторогий козёл) и гималайского тара (не путать с туром!) демонстрирует, что разрешение лицензионной охоты на краснокнижные виды является действенным способом привлечения инвестиций со стороны финансово обеспеченных охотничьих сообществ. К охране мархура на территории Пакистана привлекли местных горцев, прежде – заядлых браконьеров. Просто государство стало отдавать львиную долю средств, вырученных за право охоты, старосте деревни, в окрестностях которой  был добыт трофейный зверь. Браконьерство прекратилось немедленно, поскольку хмурые горцы с автоматами Калашникова принялись сдувать с козлов пушинки, а незаконный отстрел животного пришлым соседом воспринимали как банальную кражу у собственного вождя. Со всеми вытекающими последствиями. Иной подход демонстрирует пример спасения гималайского тара. Международный союз охраны природы (МСОП) санкционировал переселение определённого количества отловленных животных в охотничьи резерваты в горах Новой Зеландии. Акцию финансировали охотничьи клубы, кажется, из Соединённых Штатов (ну откуда же ещё…), - с предоставлением полного права распоряжаться излишками поголовья при условии сохранения популяции производителей. Тары быстро размножились, а состоятельные охотники получили возможность овладеть престижным трофеем. Несомненно, речь идёт об очень богатых охотничьих организациях, но тару и мархуру, поверьте, безразлично, на чьи средства их разводят и охраняют. Тот самый случай, когда деньги не пахнут.

  При таком подходе огромные возможности представляет вольерное охотничье хозяйство. Вкладывай средства, разводи хоть генетически модифицированных мамонтов, и оставайся полноправным их владельцем. Как любой другой фермер является хозяином своих коров, так и ты будешь решать судьбу своих мамонтов. Хоть в саночки их запрягай. А излишек поголовья – на волю! Такой подход демонстрируют охотничьи хозяйства, в частности, Ровенщины, где стало доброй традицией проводить летом охотничьи праздники для широкой общественности. До мамонтов дело ещё не дошло, но в конце мероприятия всем желающим предоставляется возможность увидеть практический результат труда охотников – принять участие в выпуске оленей, ланей и муфлонов в природные угодья. И нужно быть полной бездарью, чтобы возводить юридические препятствия отечественному дичеразведению.

К краснокнижной пернатой дичи также можно применить гибкий подход. Вот, к примеру, возьмём дупеля. Его токовые и гнездовые стации в поймах Десны и Днепра практически уничтожены гидростроительством или не всегда законной застройкой водоохранной зоны. Собственная наша популяция этой птицы, к сожалению, мизерна. Но этот кулик очень рано, ещё в конце июля, начинает сезонную миграцию на юг. Да, она может длиться и до сентября, но это уже – последние её крохи. В то же время к нам прибывают мигрирующие дупели из соседних республик, где их много, и они не занесены в региональные Красные книги. Так почему бы не найти приемлемые возможности для добывания определённой доли пролётных птиц на осенних высыпках? Для владельцев собак легавых пород это стало бы неоценимым подарком, а местная популяция дупеля практически не пострадала бы. То же касается и серой утки, и мигрирующих крохалей, и большого кроншнепа, и красноносого нырка. Нужно просто повернуться лицом к человеку, принимать во внимание и его стремления.

Некоторые виды птиц можно без риска вывести из Красной книги. Лебедь-шипун успешно размножается, занимая всё новые гнездовые пространства. Эта агрессивная птица разоряет гнёзда других водоплавающих, изгоняет их со своей территории. Если даже и перевести его в статус обычного охотничьего вида, надёжной порукой его дальнейшего сохранения будет утвердившееся отношение к нему. Даже если это и будет разрешено, мало кто поднимет ружьё на такую красоту. Судьба лебедей – яркий пример слияния современной биологической этики с народной традицией, Красная книга здесь просто лишняя.

Мощно растёт поголовье диких голубей. Связано это с грандиозной площадью фермерских полей под подсолнечником, который год-через-год чередуется с посевами кукурузы, рапса или сои. Когда начинается созревание семечек, к нашим вяхирям и горлицам (обыкновенной и кольчатой) с каждым годом прибавляется всё большее количество пролётного клинтуха, занесённого в ККУ в связи с тем, что собственная популяция этого дуплогнёздника была критически малочисленной. Но дуплистых деревьев вряд ли стало больше, а возрастающий случайный отстрел этих голубей вместе с вяхирями наводит на крамольную мысль, что не так уж и плохи дела у этого краснокнижного вида. Или он просто очень размножился в России и Беларуси, или как-то приспособился выводить потомство не обязательно в дуплах. Конечно, судьба американского Columbus migrans остаётся вечным предостережением, но почему бы не разрешить охоту на некоторые виды птиц, занесённые в ККУ, например, с первой декады сентября? В частности, и на клинтуха. Вообще, Красная книга должна быть гибким инструментом, а не судейским молотком. Отдавать её комплектацию на откуп общественным организациям не просто глупость, а профессиональное преступление. Красную книгу создали люди для людей, в части охотничьей фауны по крайней мере. Это – средство в краткие сроки восстановить численность угрожаемых видов до промыслового уровня. Аналогичную проблему представляет и нелепый запрет охоты в РЛП.

Об охоте можно говорить до бесконечности, это самое лучшее, самое поэтическое увлечение человека. Просто мне очень хотелось успеть сформулировать свои мысли по этому вопросу, защитить её в меру возможностей. И, повторюсь, я отдаю дань уважения людям, вложившим в мои руки охотничье ружьё полстолетия назад. А ещё ранее – вложившим в мою душу сознательное отношение к этому делу, которое в настоящее время терпит несправедливые гонения со стороны неумных людей.

В заключение добавлю, что охотничья страсть, раз уж она проявилась, заслуживает искреннего уважения. И принципиально неважно, обладает ею образованный человек или обычный гражданин, богатый бизнесмен или учитель-пенсионер. Охота не должна сделаться привилегией адвокатов, стоматологов, гинекологов, иже с ними. Необходимо найти приемлемые для всех служителей Дианы социальные механизмы, дающие возможность эту страсть утолять, - вплоть до учреждения почётного звания «Народный охотник Украины», со всеми вытекающими преференциями. Возможно, это всего лишь грустная шутка, но патроны стоят всё же дорого… Так что, как призывал Жюль Верн, «джентльмены, прошу вас, не палите мимо!»

И самое главное. Охотникам не нужно, по крайней мере сейчас, выяснять отношения между разными отраслевыми ведомствами, группами из соцсетей и тому подобным. Мы должны выступить сомкнутым фронтом для сохранения главного дела нашей жизни, Охоты. А препираться можем и после победы, ведь мы обязательно победим. А, может, и ссориться не станем? Мы же все – Охотники, люди, наделённые разумом.