С охотников планируются новые поборы…

Владимир Нижник

Апрель, 2021 год

Годами мы, охотники, употребляя в пищу мясо добытых диких животных, страдали от различных болезней, мучились с пищеварением и ведать не ведали, в чем тут причина… А все так просто – мы не знали о некой «Стандартной операционной процедуре» (СОП). Именно не ведая об этой СОПле, мы не имели возможности без риска для жизни и здоровья нормально питаться дичью. И вот нашелся спаситель (кстати, любопытно узнать, кто это все рекламирует, продвигает и в чьих интересах), явил украинскому народу эту соплю!

О чем речь? Об очередном наезде кабинетных специалистов на охотничью отрасль и на охотников то ли в инструкции (пока еще в проекте), то ли в положении, то ли в правилах о том, «за какую ногу следует держать при разделке добытого кабана» от cпециализированного учреждения ООН, возглавляющего международные усилия по борьбе с голодом.

Так что же это за СОП? Цитирую: «Биологическая безопасность в охотничьих хозяйствах Украины во время охоты, в том числе в условиях эпизоотического неблагополучия относительно инфекционных заболеваний животных и обустройства охотничьих площадок. Эта стандартная операционная процедура определяет пути снижения риска расширения и/или распространения инфекционных болезней от потенциально инфицированных диких свиней. Приводит в порядок деятельность охотников, лесников и специалистов ветеринарной медицины во время охоты, обработки и разделки туш добытых диких свиней и получения трофеев в т.ч. в условиях эпизоотического неблагополучия относительно инфекционных болезней животных, а также принципов обустройства площадок для обработки дичи».

Тот факт, что речь идет о проекте серьезнейшего документа, способного, в случае его принятия в данной редакции, подкосить охотничью отрасль и перевести ее в глубокое подполье, не вызывает никакого сомнения, но… Кого и чего касается это произведение? Обращаю внимание на определения: «потенциально инфицированных диких свиней», «добытых диких свиней», «трупов диких свиней», но при этом мелькают и другие дефиниции: «получения трофеев», «инфекционных болезней животных», «продукты животного происхождения» и «определяет порядок безопасного поведения охотников», «приводит в порядок деятельность охотников, лесников и специалистов ветеринарной медицины». Это что же, пользователей угодьями, егерскую службу охотхозяйств эта писулька ни к чему не обязывает? И причем тут лесники? Касается ли этот документ исключительно поведения с добытыми дикими кабанами или относится ко всем добываемым охотниками копытным, пушным и пернатой дичи? И каким боком пострадают охотники?

Из первых строк документа понятно, что это произведение готовили «спецы», очень слабо разбирающиеся в охотничьем хозяйстве и в охотничьей отрасли вообще и, похоже, ни с кем не советовались. Итак, первую «пилюлю» получают охотники. Цитирую: «1. Безопасность во время охоты 1) Перед началом охоты представитель пользователя охотничьих угодий собирает информацию в соответствии с анкетой (Приложение 1), которую собственноручно заверяет каждый охотник».

Мало нам различных журналов и карточек перед началом охоты писать, будем еще и анкеты заполнять, в которых указывается: посещали ли вы на протяжении последних 30 дней регионы, где были зафиксированы вспышки таких инфекционных заболеваний животных: африканская чума свиней, классическая чума свиней, высокопатогенный грипп птиц? И еще раздел из анкеты: «Дезинфекция обуви и инвентаря проведена (подпись ответственного лица).

Идем далее. 2) Охотник допускается к охоте при условии отсутствия следов предыдущей охоты на одежде (кровь, грязь, гной, и т.д.) и после надлежащей дезинфекции обуви и инвентаря, который будет использоваться во время охоты.

Если данное требование будет касаться всех охотников, а не только тех, кто охотиться на кабанов, то охотиться будет некогда, придется дезинфицировать перед каждой охотой не только обувь, но и автомобили, лодки, боксы для собак!

3) Запрещается: оставлять в лесу побочные продукты животного происхождения, не предназначенные для употребления человеком; скармливать остатки животных охотничьим собакам и уничтожать их способом, который не допускает растаскивания дикими и домашними животными: удаление в специально обустроенных в охотничьих хозяйствах ямах, сжигание, закапывание на глубину не менее 1,5 м с обязательной дезинфекцией мест удаления или захоронения.

4) Обработку туш добытых на охоте животных проводить централизовано на обустроенных для обработки дичи площадках.

Не знаю, как вы читаете этот текст, а для меня совершенно очевидно предписание: всех добываемых уток, зайцев и перепелов (а не только диких кабанов) перед приготовлением охотничьей шурпы следует везти на обработку – ощипать перья, на центральную обустроенную площадку для обработки дичи, которая может быть расположена и в 20, и в 30 км от вашей охотничьей стоянки. А если вы предположили, что охотхозяйство для вашего удобства наделает по всей территории десятки таких площадок для обработки дичи, накопает там ям и расставит дезинфекторы – даже не мечтайте! Половина наших охотхозяйств не обустроит даже по одной такой площадке! Почему? Далее станет ясно.

9) Все отходы, которые образуются во время обработки добытой дичи, которые не используются в изготовлении трофеев или не имеют продуктовой ценности, должны быть перемещены в яму таким образом, чтобы предотвратить вытекание жидкости и избежать загрязнения окружающей среды.

Прокомментирую. Самый обыденный пример: добыли вы на охоте зайца в охотхозяйстве километров за 150-200 от вашего дома. Разделывать зайца прямо в хозяйстве времени не было, поехали домой и там разделали зайца. Куда отходы? Обратно везти в это хозяйство, или какое другое, расположенное поближе к вашему дому, примет ваши отходы? А на кой ляд ваши отходы нужны другому хозяйству – где добыли, где платили за охоту, туда и везите!

11) Каждую добытую на охоте тушу дикого животного необходимо исследовать на предусмотренные законодательством болезни, которые подлежат нотификации.

«По-дебильному написано», но совершенно очевидно, что речь идет о всех добываемых на охоте диких животных, а значит, проблемы будут не только у охотхозяйств, а и непосредственно у охотников! А далее – самая вишенка на торте.

Требования к обустройству площадок для разделки дичи: 1) Пользователи охотничьими угодьями обязаны обустроить не менее одной площадки для централизованной обработки дичи, отстрелянной на охоте (подчеркну – всей добываемой дичи), и обеспечить проведение специалистами компетентного органа (далее - КО) или обученной особой послезабойный осмотр туш и органов и отбор образцов. Расположение площадки должно быть согласовано с КО.

Возьмите на заметку последнее требование о согласовании с КО, далее поймете всю его соль!

3) Площадка для централизованной обработки дичи должна быть расположена в границах охотничьих угодий на расстоянии не менее 1000 м к помещениям для животных на территории, которая не подтопляется водой, расположенной на возвышениях с достаточным уровнем залегания грунтовых вод.

Вот вам и старый анекдот про гаишника с личным дорожным знаком, но уже в виде обязательной инструкции! Только один этот раздел позволяет сегодня компетентным органам закрыть охоту в 99% охотхозяйств, потому как этому требованию не отвечает ни одна самая правильная разделочная самого богатого охотничьего хозяйства! Практически на всех охотничьих базах, где обустроены разделочные, в каких-нибудь 50-70 метрах (а иногда прямо за стенкой) расположены или конюшни, или псарни, или вольеры с подсадными утками, фазанами, помещениями с овцами, курами и какой еще угодно живностью. А если вы обустроите разделочную площадку в 1000 метрах от охотничьей базы, вам придется к ней тянуть коммуникации и выставлять охрану, иначе вандалы ее растащат. Такая отдельно стоящая в 1000 метрах разделочная обойдется хозяйству как содержание отдельной дачи! Кстати, для сильно умных пользователей угодьями разъясню, если вы хотите обмануть КО, заключив «договор» с какой-нибудь фермерской бойней или с соседним охотхозяйством, и якобы возить дичь на разделку к ним, а самому патрошить ее в кустах и тихо закапывать отходы, предлагаю внимательно еще раз проштудировать параграф 3 – «расположена в границах охотничьих угодий»!

Но и это еще не все требования, и не только к площадке для разделки дичи. Есть отдельные требования к герметичной системе стока и сбора сточных вод, кроме чисто технических еще и бумажные: пользователь охотничьими угодьями должен составить договор о сборе и удалении сточных вод. Вторая нехилая бумаженция после согласования с КО! А еще «Требования к яме для накопления и сохранения побочных продуктов» обойдутся охотхозяйству в тысячи и десятки тысячи гривен!

Интересный вопрос – а кто этим должен заниматься? Не поставишь же простого крестьянина. Авторы этого ветеринарно-коррупционного бестселлера побеспокоились о своих интересах.

«Послезабойный осмотр туши, отбор образцов для лабораторных исследований, проведение очистки и дезинфекции осуществляет представитель КО или уполномоченное лицо охотхозяйства».

Нехило, да?! Послезабойный осмотр ваших трех перепелок (или даже косули) должен проводить спецпредставитель КО, вызываемый из райцентра! Когда? В воскресенье, в семь часов вечера? А что, эти спецпредставители работают по субботам и воскресеньям в вечернее время, когда заканчивается охотничий день? И в какую сумму обойдется такой вызов спецпредставителя КО, и кто обязан оплатить? Ответ прост и четко заложен в документе – пользователь угодьями!

А может, есть выход – подготовить своего специалиста, уполномоченное лицо охотхозяйства? Читаем далее.

2) Уполномоченное лицо должно пройти обучение в соответствии с требованиями и порядком, установленным КО. Обучение должно охватывать, в частности, такие темы: анатомия, физиология и природное поведение диких животных, которые являются объектом охоты; нетипичное поведение и патологические изменения вследствие заболеваний; основы клинического и послезабойного осмотра; требования к порядку отбора образцов; ветеринарное законодательство, в частности выявление подозрений и реагирование на них; основы дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

3) КО проводит аттестацию уполномоченных лиц с целью подтверждения усвоенных ими знаний. По результатам аттестации выдает сертификат.

Простите, по результатам подобного обучения следует выдавать диплом ветеринара, а не «простую бамажку» от КО! Ну что, уважаемые директора охотхозяйств, сами пойдете на обучение, на звание «уполномоченного лица», или своего егеря пошлете? Так он после такого обучения, да с таким сертификатом может к вам на работу и не вернуться! Кстати, а кто будет оплачивать такое обучение?

Так что не объедете вы, уважаемые коллеги, ни на какой кобыле, ни на каком джипе интересы некоего КО. А может, она эта СОПля для этого и писалась?

И это еще не все требования и головные боли СОПли для охотхозяйств. Для простого человека, не работающего в охотхозяйстве и не занимающегося охотой, эти требования на первый взгляд – осмысленные и логичные, направленные на защиту жизни и здоровья людей, сталкивающихся с разделкой дичи и употребляющих в пищу мясо диких животных. Но о какой угрозе идет речь? Почему сейчас стал так остро вопрос о некоей защите охотников и поедателей дичи от страшнейшей опасности?

Я ничуть не приуменьшаю опасность заражений или отравлений мясом дичи, но все же у нас что, массовый мор людей от дичи, мы, охотники и егеря, что, совершенно безмозглые и безшабашные, кое-как в грязи разделываем, что угодно сами едим и других кормим? Да пойдите на любой самый крутой рынок, контролируемый этим КО, вы там такого можете купить, такого мясца, кровяночки или колбаски, что вашему бедному желудку мало не покажется! И что, где это КО?

А если речь не о торговле, а разделке? Ладно. К примеру, среднее охотхозяйство имеет лимит 5-8 голов копытных, если о них идет речь в СОПле, и это в сезон (читай – в год), то есть разделывает примерно по два животных в месяц, и обязано ради разделки мизерного количества животных обустроить (читай - построить) целое сооружение и обучить специалиста (или каждый раз приглашать из КО). При этом на территории этого охотхозяйства расположены 3-4 села, в которых крестьяне ежегодно забивают 100-150 голов подобных домашних животных. Забивают без выполнения всяких описанных выше норм, порой прямо в сарае, где содержатся другие животные, или в 10-20 метрах от него, а не в 1000 метрах, как требуют от охотхозяйств, вываливают кишки тут же возле сарая - курам или собакам, и еще много чего. И что, где больше опасности для человека, на сельских подворьях и в сараях или в охотхозяйствах?

А кто разделывает туши в селах? Да тот же егерь. Где логика?! Чего вдруг КО так кинулись на охотхозяйства, мы что, самые неблагонадежные или опасные для жизни людей, мы что, торгуем загаженной дичью в подземных переходах? Да 90% добытой дичи съедается самими охотниками, их семьями или близкими друзьями. Какую заразу мы разносим? Ответ, как всегда, прост. Требования СОП написаны откровенно с коррупционной составляющей – невыполнимы для средних и малых охотхозяйств или очень накладны для состоятельных хозяйств. Проще давать взятки КО.

Но сколько можно давать в КО, если в один прекрасный день к вам придет проверка из Госэкоинспекции. А они этими вопросами также интересуются. Скрыть такое нарушение, как отсутствие соответствующим образом обустроенной площадки для разделки дичи, с коммуникациями, системой стоков, ямой для отходов и тому подобное, журналами разделки, экспертизами и прочее – невозможно! И… вам закрывают охоту! Как? Да проще простого, не дают согласование от КО на открытие сезона охоты.

Итак, выполнить требование СОПли – практически невозможно, отбиваться взятками – бессмысленно, любая проверка плановая или неплановая (по жалобе), а опытных проверяющих предостаточно, легко обнаружит нарушения. Что делать? В этом месте мы и подходим к самому главному – предлагаемый вариант СОП стимулирует охотхозяйства к незаконной охоте на копытных – отказаться от лимитов, нет охоты на копытных – не нужна площадка для разделки. Но отказаться от лимитов - это не значит прекратить охоту, а просто перевести ее в теневой сектор. Сегодня в Украине на 100 голов официально добываемых копытных незаконно добывается примерно еще 100 голов (не путайте с браконьерской добычей – она идет отдельно), в общей сложности – 200 голов. Что я называю незаконной добычей? Это добыча с ведома пользователя охотничьими угодьями.

После принятия этой или подобной коррупционной СОПли охотхозяйства с малыми объемами лимитов (до 10-12 голов), а таковых в нашей охотничьей отрасли более половины, откажутся от законных лицензионных охот на копытных (нет охоты – не нужна разделочная площадка), и соотношение законная/незаконная добыча станет примерно 50/150! При этом по негласной договоренности с охотниками хозяйства по-прежнему будут организовывать охоты, выписывать отстрелочные карточки якобы на пушного, брать деньги, но стрелять копытных, разделывать дичь будут сами охотники по кущам, там же и закапывать отходы без всяких правил, дезинфекции и санитарии.

Поздравляю наших мудрых кабинетных чинуш! Боролись за здоровье людей, а получили – с точностью до наоборот, к тому же и государству нанесли ущерб. Семимильными шагами идем в Европу, да!

Я ни в коем случае не призываю отменить всякую санитарию и гигиену, я призываю наших чиновников прекратить измываться над добросовестными производителями, в том числе охотхозяйствами, и разработать рекомендации, подчеркиваю – рекомендации, а не жесткие инструкции с разными согласованиями и наказаниями. В которых не требовать, а учить и рекомендовать как: проводить транспортировку, разделку, хранение добытой дичи и захоронение отходов с минимальными потерями для охотхозяйства, минимальным риском для здоровья потребителя мяса дичи и минимальным риском распространения возможных заразных заболеваний в природу.