Особенности разборки-сборки МР-153

Ю. Капишон

Декабрь, 2006 год

С разборкой и чисткой оружия часто приходится сталкиваться каждому его владельцу. А вот не всякий владелец МР-ки даже бывалый, знает полную разборку и нюансы чистки этого ружья. Меня, как владельца МР-153, иногда спрашивают как снять с ружья это, устранить то, почистить…

На самом деле, ничего сложного в разборке и чистке МР-153 нет. Многим кажется, что там масса деталей и собрать оружие после разборки будет тяжело, но это не так.

И так начнем….

Про то, как обращаться со стволом, я рассказывать не буду и так об этом написано много. Есть, конечно, пару нюансов. Например, после чистки ствола необходимо выкручивать дульные сужения, чистить и вытирать насухо резьбу на насадке и в стволе; нужно насухо вытирать газовую камеру и газовые каналы. Если не вытирать эти места, то будет образовываться очень сильный нагар, который потом очень сложно удалять. Для чистки газовых каналов я использую самодельный шомпол, изготовленный из проволоки и обмотанный ветошью.

Разборку МР можно разделить на два этапа:

- Снятие газового поршня и затвора.

- Снятие УСМ.

Рассмотрим каждый этап более подробно, с разборкой каждой детали.

Для того, чтобы снять газовый поршень, нужно поставить ружье вертикально и слегка нажать на поршень сверху вниз, чтобы сжалась пружина (на 1-2 см). Придерживая одной рукой нажатый газовый поршень, движением в сторону выдергиваем ручку затвора (Фото 1).

После того, как ручка затвора осталась у вас в руках, плавно отпускаем газовый поршень, который с рамкой и затвором выйдет из ствольной коробки. У вас в руках будут следующие детали (Фото 2):

1 - ручка затвора

2 - затвор

3 - рамка затвора

4 - газовый поршень

5 - пружина

6 - опорное кольцо пружины

Сборка производится в обратном порядке, перепутать что-то при сборке тяжело, но все может случиться. Обратите внимание на опорное кольцо пружины – оно должно быть установлено пазами вверх, рамка затвора должна двумя выступами зайти в пазы газового поршня. Если все собрано правильно рамка с затвором и поршнем двигается легко (обычное усилие при перезарядке ружья).

Затвор также можно разобрать, но делать это не часто, только по мере надобности, эту меру нужно определять самому, визуально. Для того что бы разобрать затвор, вам понадобится тонкая наставка-пробойник или гвоздь, и небольшой молоток. В затворе ружья есть три штифта, которые можно аккуратно выбить, тем самым освободив детали (Фото 3):

1- боевой упор

2- штифт выбрасывателя (их два)

3- выбрасыватель

4- штифт бойка

Один штифт который находится в тыльной части затвора, освобождает боек. Для извлечения бойка (Фото 4), нужно выбить штифт (1) сверху вниз, затем вынуть бойок через тыльную часть. Сразу обращайте внимание на положение пружины и шайбы на ударнике (2). После извлечения бойка можно извлечь боевой упор. Очень аккуратно извлекайте боевой упор так, как внутри находится шарик который очень легко потерять!!! Все детали затвора тщательно протрите и слегка смажьте в местах трения. Сборку проведите в обратной последовательности. Также можно снять выбрасыватели гильз, вытаскивающий гильзу из патронника и выбрасывающий ее из ствольной коробки, но эти действия проводите только в случае если для чистки промывка и продувка не помогает. Подпружиненные выбрасыватели тяжело вставлять и фиксировать штифтами.

Чистка газового поршня сводится к тому, что нужно снять нагар внутри поршня и снаружи, а также прочистить канал внутри поршня. Очень сложно удалять нагар с трубки магазина в том месте где идет выход пороховых газов из ствола (фото 5). Если это место чистить сразу после стрельбы, то особых усилий прикладывать не приходится, но если процес запущен, без хорошей химии не обойтись. Лично я использую для снятия этого нагара средство РЧС для удаления нагара (можно WD-40 или Balistol), я пропитываю полоску ветоши этим средством, обматываю место наибольшего нагара и даю постоять 20-30 мин. Затем аккуратно лезвием ножа или пластиковым скребком соскребаю нагар.

После того как извлечен затвор, рамка затвора и газовый поршень, можно внутри частично почистить ствольную коробку. После чистки полозья и трущиеся детали можно слегка смазать. Главное не переусердствовать со смазкой, при обилии масла в процессе эксплуатации ружья грязи внутри накапливается неимоверное количество.

Второй этап – снятие УСМ.

Поскольку деталей в УСМ больше чем во всем оружии, прошу внимательно подойти к этой процедуре. Возможно, по тексту я где-то неверно назову какую то деталь, уж извините, не могу найти паспорт по МР, чтобы точно все называть.

Для снятия УСМ потребуется та же наставка пробойник или гвоздь, что и для выбивания штифта с затвора. Для этого положите ружье на мягкую поверхность и выбейте два штифта которые находятся в ствольной коробке (Фото 6). Выбивать можно в любую сторону.

После этого извлеките УСМ, вытянув его вниз ствольной коробки (Фото 7). После того как вы извлекли УСМ, визуально проверьте насколько засорен УСМ. Если следов грязи много советую его почистить, чтобы он прослужил дольше. Минимум хотя бы продуйте УСМ хорошенько. Первым снимается рычаг перехватывателя (Фото 8),

затем выдавите пальцем направляющую втулку (2), на которой держится лоток подавателя (1) патронов (Фото 9) и снимите лоток вместе с пружиной (2), которая находится с левой стороны УСМ (Фото 10). Затем снимите шептало (3), затем снимите пружину перехватывателя (4) (Фото 9). Хочу обратить Ваше внимание на то, что шептало имеет еще кольцо (1) которое вместе с шепталом стоит на втулке в отверстии (2), при сборке шептало должно стоять под изогнутой пластиной позиция 3 (Фото 11).

Следующая операция – извлечение ударника и боевой пружины (Фото 12). Если в процессе разборки ударник остался взведенным, прижмите его пальцем, нажмите на спусковой крючок и плавно отпустите. Для извлечения ударника (2) нужно пальцем выдавить ось ударника (1), после чего можно его извлечь, тем самым освободив боевую пружину (3). Ее тоже можно вытянуть. Проведите чистку, промывку и смазку. Смазку необходимо оставлять только в местах трения.

Так выглядит УСМ после снятия ударника и боевой пружины (Фото 13)

Снятие спускового крючка и остальных деталей я еще ни разу не делал, так как не видел в этом необходимости. Хотя по желанию, эту процедуру можно выполнить выбив еще один штифт.

Смазку МР желательно выполнять Balistol, либо WD-40. Еще раз хочу напомнить: не заливайте УСМ и затвор смазкой.

Некоторые охотники промывают (в бензине) УСМ целиком, не разбирая его, с последующей продувкой струёй воздуха. Такой способ можно применять, однако есть пару нюансов. Первое, это то, что бензин вымывает смазку оттуда, где ей желательно быть. И второе, сильный запах бензина, который долго остается в УСМ на охоте, мягко говоря, нежелателен.