Витязь на распутье

Юрий Яниш

Май, 2021 год

(дорожная карта переходного периода)

Миновало более семи тысяч лет с тех пор, как изобретённые древним гением лук и стрела выделили охотника из сообщества людей. Отныне стало понятным, что добыть метким выстрелом сделавшуюся более пугливой дичь может не кто угодно, а человек, обладающий определёнными навыками.

Удачливый стрелок своим искусством заложил основы новой элитной касты кормильцев-добытчиков довольно узкой специализации, своего рода производственно-военной интеллигенции. Отвечая требованиям времени, лучник должен был регулярно упражняться в своём умении, чтобы в нужный момент не дать маху. Он всё больше и больше отдалялся от рутинной, сугубо хозяйственной деятельности. Утончённый «артист» с луком постепенно оттеснял на задний план озабоченного «ремесленника» с дубиной или копьём в деле добычи «дикого мяса», составлявшего в те времена существенную часть рациона.

Профессор-охотовед Игорь Наконечный в статье, опубликованной в мартовском номере «Охоты и рыбалки», очень кстати упомянул знаменитые загонные охоты на диких лошадей в Солютре. Это был, так сказать, «Золотой Век» копья, технология обработки кремнёвого острия методом отжимной ретуши достигла небывалого уровня. Даже соответствующий период палеолита так и назван археологами – солютре, по местности на юге Франции, из которой происходят непревзойдённого качества тонкие листовидные наконечники.

Но если в солютрейский период поголовно все, кто мог держать древко, загоняли горячих диких лошадей к смертоносному обрыву, то со временем, когда и зверья стало заметно меньше, особый вес приобрёл профессионал, который мог без лишней суеты вогнать тарпану или оленю стрелу под лопатку где-нибудь у водопоя. Казалось бы, продуктивность охоты, приобретшей индивидуальные черты, как бы и снизилась. Но при отсутствии холодильных камер было даже лучше, если лучник добывал следующее животное, когда предыдущее уже съедали. А это стало возможным ещё и потому, что потенциальная добыча не была распугана шумными облавами.

Именно тогда, уже в мезолите, навсегда переплелись пути человека и полудикой собаки. И примерно с той поры госпожа История начала кропотливую селекционную работу по созданию генетических охотничьих линий двуногих и их четвероногих помощников. Охотник, улыбнись и немедленно почеши за ухом своего курцхаара. Вы с ним – представители истинной родовой элиты, можете не сомневаться! Собак других пород также приласкайте, а у кого собаки до сих пор нет – почешите свой лоб и задумайтесь, почему.

С тех пор, сказал поэт, «как лебеди стаи веков пролетели», многие ремёсла превратились в искусства, утратив своё утилитарное содержание. Не стала исключением и охота. Не позднее конца XVIII – начала XIX столетия его промысловое и любительское направления в Европе окончательно разделились, чтобы в дальнейшем эволюционировать самостоятельно. Проблем промысла мы не будем касаться по вполне понятной причине. А вот любительские варианты выкристаллизовались в несколько эстетически завершённых зрелищных форм.

Почти не изменилась захватывающая соколиная охота. Разве что нефтяные шейхи носятся теперь по родной пустыне с таймырскими контрабандными кречетами и своей свитой на мощных джипах, а не на благородных арабских скакунах. Но это уже дело личного вкуса, веяние времени.

Псовая охота достигла вершины своего развития в европейской парфорсной – на лису и оленя, и в помещичьих комплектных выездах с борзыми и стаей гончих. Недаром Алексей Некрасов называл псовую охоту «ратной забавой»: не всякому под силу была бешеная скачка по полям и буеракам во время ловитвы русака или «красного» зверя.

Разночинное сословие из-за недостатка средств утоляло свою пылкую страсть в ружейной охоте с одной гончей, максимум со смычком.

Высшего же артистизма достигла охота с подружейной собакой на «красную дичь» – дупеля, бекаса, вальдшнепа, гаршнепа. Ей верой и правдой служили богатые и бедные, высший свет и простонародье – лишь бы в душе пылала подлинная охотничья страсть, было понимание тонких нюансов. Занятие изысканное, на первый взгляд не такое уж и сложное, совершенно убыточное – как и любое наслаждение в его чистом виде. Но наслаждению предшествует кропотливая работа по обучению и натаске четвероногого коллеги, трудоёмкая и материально затратная. Она требует времени, определённых знаний, нечеловеческого терпения и настойчивости. Недаром издавна существует отдельная профессия егеря-натасчика. Хотя так же издавна считается, что наилучшим образом может подготовить собаку только сам владелец, конечно, если не будет допускать определённых ошибок. Так достигается максимально возможный контакт ведущего с животным, на всю собачью жизнь закладывается фундамент их плодотворного сотрудничества. Потому что только правильно поставленная собачка дарит в поле радость, а не создаёт досадные проблемы…

А уж сколько ещё существует видов утоления неспокойной охотничьей страсти – считайте сами. Здесь и вальдшнепы на тяге, и тетерева на току, и разнообразная охота на водоплавающих – бродовая, на зоревых перелётах, с чучелами на пролётную дичь. А ещё и загонная на копытных или на волков и лис с флажками… всего и не упомянуть. Оставим глухарей, медведей и лосей в покое, пусть будут здоровы. Хотя «лосиный вопрос», считаю, ещё открыт и далёк от разрешения. Правильно заметил Тарас Григорьевич: «Що згадувать про минуле, згадаєш – заплачеш»…

Но мы плакать не будем, лучше оглядимся вокруг. А вокруг – Руина, в определённой степени рукотворная. Дичи, несмотря на бешеные ограничения охоты, почти везде негусто. Там, где успешные хозяйства добились её высокой численности, на пути развития возникают бюрократические препятствия, попытки рейдерства, поднимает свою мерзкую голову экотерроризм – на фоне непонятной пассивности правоохранительных органов. Объекты ПЗФ, по моему оценочному определению, множатся там, где нужно, а в большинстве случаев – там, где они никому не нужны и пользы природе принести не могут, - словно какие-то метастазы. Что ни говори – модный в настоящее время способ распиливания бюджетных средств, практически беспроигрышный. Впрочем, будем надеяться, что новообразованные объединённые территориальные громады не дадут ввести себя в заблуждение, не поведутся на материальные подачки и пустую демагогию, и не поступятся своими законными правами на пользование природными ресурсами. У людей не просто пытаются отнять право охотиться и ловить рыбу на своей земле, - это право нагло воруют у их детей и внуков! А за кулисами этого театра абсурда, словно подстреленные зайцы, верещат зоозащитники: компьютерный вирус, распространяющийся по социальным сетям, легко поражает мозги, лишённые защитной программы. В целом, картина маслом.

Считаю, что возникла насущная потребность в создании независимого государственного регулятора, которому были бы подведомственны все вопросы охотничьей отрасли народного, а не сельского или какого угодно ещё хозяйства независимой Украины – как экономические, так и чисто юридические. Назовите его как хотите, хоть Министерством охоты. Кадровая комплектация не проблема, у нас достаточно вменяемых учёных и охотоведов-практиков. Имён не называю, чтобы чего доброго не обойти вниманием достойного человека. Уверяю, Украина имеет таланты и в этой сфере.

Категорически необходимо вывести охоту из-под юрисдикции Министерства экологии и охраны окружающей среды, или как там ещё его будут называть. Ни в коем случае не следует согласовывать с ним сроки открытия охоты и лимиты изъятия животных государственного охотничьего фонда. Как показала печальная практика, это путь в никуда: простое выполнение своих служебных обязанностей заангажированные чиновники превращают в прямой саботаж.

Пользователь охотничьих угодий лучше знает, сколько чего у него имеется, и сколько каких животных можно добыть без ущерба поголовью производителей. И это больше никого не касается. Противопоставление охоты и охраны природы – это идиотизм в его чистом, совершенном виде. Это то же самое, что обвинять заядлого театрала в поджоге театра.

Также ни в коем случае нельзя «списывать в архив» весеннюю охоту. 70 лет законопослушные охотники Украины ждали её официального открытия, наконец в 2002 году дождались, и что дальше, снова ждать 70 лет? Украина имеет достаточный ресурс, чтобы в будущем посоревноваться с такими охотничьими государствами, как Венгрия, Словакия или страны Балтии.

Да, сразу выступает на первый план проблема недостаточной финансовой состоятельности УООРовских хозяйств в целом. Но я далёк от мысли о неизбежной фрагментации их на более мелкие коммерциализированные подразделения. Старейшему союзу охотников Украины и в дальнейшем желательно оставаться ориентированным на людей с небольшими доходами. В условиях рыночной экономики это будет по крайней мере справедливо.

УООР имеет достаточно возможностей для продуктивного развития. Первоочередной задачей является урегулирование юридических вопросов с объединёнными территориальными громадами и частными фермерскими хозяйствами относительно права охоты на их землях, нормирования качества и техники применения ядохимикатов и тому подобного. Опубликованные на днях в СМИ факты массовой гибели мигрирующих краснокнижных птиц на фермерских полях в районе Аскании-Новы говорят сами за себя. И – вот беда для «зелёных» пропагандистов – охотники здесь ну совершенно ни при чём!

Вообще, в экономически развитых странах существуют механизмы компенсации фермерам убытков, причинённых животными, принадлежащими государственному охотничьему фонду, а также – материального поощрения путём ослабления налогового давления на фермерские хозяйства, предоставляющие возможность и способствующие проведению охоты на их территориях. Всё это должно обсуждаться профессиональными правоведами и экономистами, но постановка этих вопросов на государственном уровне актуальна именно сейчас.

Независимо от того, в чём причина глобального потепления климата, последствия его очевидны. Регулярные засухи вызывают обмеление водоёмов и просто исчезновение чудом уцелевших от мелиорации болотных угодий, наши зимы приобретают откровенно европейские черты. Жёсткое зарегулирование днепровского водостока способствует превращению сохранившихся заливных лугов в заросшие сорняками и аморфой пустоши. К упомянутым факторам необходимо отнести и почти сплошное прекращение сенокошения, а также выпаса крупного рогатого скота и лошадей. Однако можно отметить и определённые положительные моменты. Если ограничить автомобильное браконьерство и бесконтрольное применение фермерами дешёвых ядохимикатов, складываются оптимальные условия для восстановления численности полевой дичи, русака и куропатки в частности, что местами и наблюдается. Бескрайние просторы, засеянные подсолнечником и рапсом, создают благоприятные условия для размножения диких голубей, вяхирей и горлиц, в особенности – концентрации их в больших количествах во время осенней миграции. Если вовремя переориентироваться на эти виды, а там, где возможно, дополнить их «абитуриентом» - искусственно разведённым фазаном, можно вывести угодья УООР из экономического кризиса. Достаточно лишь предложить потребителю качественную бюджетную охоту.

Главное – действовать на упреждение, не давая возможности псевдоэкологам проталкивать под общий политический шум в ВР законы или вносить законопроекты, которые на волне мировой «моды» грубо ограничивают прирождённые права граждан и подрывают экономику государства. Умеем же мы стрелять «с упреждением»! В сложившихся условиях останется только тот, кто будет настойчиво отстаивать свои взгляды и убеждения. Никто не сделает нашу работу за нас. Если не мы, то кто?