Покровители охоты и охотников в Украине

Валерий Федько

Июнь, 2021 год

Вопрос христианских святых покровителей охоты и охотников в Украине с некоторых пор начал волновать многих в охотничьей среде. Наши западные соседи в этом вопросе определились давно, и даже заклятые меньшие братья с недавних пор нашли себе покровителя охоты, которого по своему обычаю навязывают всем подряд. Но ведь наша история и христианские традиции несравненно старше московских, проблема в том, что мы имеем дело с прерванной из-за поребрика традицией. И началось это стирание народной памяти задолго до октябрьского переворота 1917 года с уничтожением десятков тысяч храмов и расстрелов священников.

К нашему счастью, не все древние украинские храмы были разрушены, как ни старались поклонники пятиконечной звезды, не все им удалось сжечь и переиначить. Один из таких храмов – собор Софии Киевской, один из старейших не только в Украине, но и в Восточной Европе, возведен в ХІ веке при киевском князе Ярославе Мудром и бывший в свое время центром просветительской мысли и образцом высокой культуры. При храме была богатая библиотека, школа, здесь велась летопись. Сегодня в храме сохранились 260 м2 мозаик и 3000 м2 фресок XI века. У каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Особую ценность представляют мозаики XI в., которые украшают главные части храма. Там изображены основные персонажи христианского вероучения, которые расположены в строгом порядке согласно небесной иерархии.

В лестничных башнях, ведущих на княжеские хоры, сохранился уникальный дворцовый цикл светских фресок. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, соревнования на ипподроме, музыканты, акробаты и, что нам особенно интересно, – охотничьи сюжеты (о которых мы уже не раз рассказывали на страницах «ОиР»), а также барельефные изображение рыб – ихтиофауны Киевской Руси. Ну, а если уж в храме изображались сцены охотничьей жизни, то, конечно, есть там и изображения святых покровителей охоты.

Прежде чем перейти непосредственно к теме покровителей охоты, хочу напомнить, что в христианстве, в частности, есть два постулата – культ и почитание. Культ требует беспрекословного и бездумного подчинения и выполнения. Почитание призывает в первую очередь к осознанному, уважительному, человеческому позитивному богоугодному деянию. И любой христианский святой является покровителем любого христианина в его благих, богоугодных деяниях. Между христианскими святыми нет конкуренции и антагонизма. Так, например, хранительницу всего сущего, в том числе и охоты, приняла на себя заступница всего человечества, Богородица, пресвятая дева Мария, мать Исуса Христа. В храме Софии Киевской главное мозаичное изображение выполнено в образе Оранты. А если помнить, что все известные нам древние покровители охоты – у скифов, древних греков, римлян, индо-европейских народов - были женского рода, то можно предположить, что Богородица также выполняла такую функцию и в Киевской Руси.

В пантеоне древних славян покровителем и защитником домашнего скота был Велес, но он был очень многогранен. В Киевской Руси Велесу поклонялись повсеместно, а главными врагами скотоводов были волки и медведи. В тоже время его почитали и охотники на медведя. С приходом в Киевскую Русь христианства некоторые функции почитания Велеса взял на себя святой Власий, который выступает в христианстве как покровитель домашнего скота и охотников на медведей. В народе этого святого особенно почитали с приходом весны. В храме Софии Киевской сохранилась фреска святого Власия, восстановленная в XVIII веке.

Значительную роль в пантеоне святых играл святой пророк Илья. С ним связано множество традиций и обычаев нашей родины. Что касается охоты, то именно 2 августа, в день этого святого, начиналась охота на волков, именно пророка Илью почитали наши предки - охотники на волков. К сожалению, его фреска не сохранилась в храме Софии Киевской, но разве она одна…

В 1909 году в Десне, а в 1975 году в Днепре вблизи Киева были сделаны значительные археологические находки - из воды извлечены священные дубы Перуна, в стволах которых были вмонтированы челюсти дикого кабана. Перун у наших предков славян, в том числе, был и покровителем животноводства. С принятием христианства покровителем охотников на кабана, а также покровителем животноводства стал святой Василий, мозаичная фреска с изображением которого сохранилась в Софии Киевской. Также там есть интересная охотникам фреска, которую именуют «Коляда». На ней изображена процессия подношения. Эту процессию замыкает человек, несущий свиную голову и окорок, а одним из участников этой процессии является ловчий. Исследователи связывают фреску «Коляда» с праздником в честь святого Василия. Также в Софии Киевской есть другие фрески, где изображены охоты на кабана. Но именно святого Василия почитали наши древние предки - охотники на кабанов.

Что касается такого почитаемого святого, как Петр, в день которого, 12 июля, некоторое время открывалась охота на пернатую дичь, то несколько его изображений присутствует в храме Софии Киевской и некоторые считают его покровителем охоты на пернатую дичь. Но есть тут некоторые нюансы… Дело в том, что этот день охоты был установлен намного позже – в 1763 году указом императрицы Екатерины ІІ. Очень может быть, что день этот выбран не случайно и именно святой Петр был покровителем охотников на пернатую дичь.

Но был у наших предков святой, который являлся покровителем не одного вида охоты, а всех охот и охотников. Это святой Евстафий. Фрески с его изображением сохранились в храме Софии Киевской. Причем сохранились фрески и XI, и XVIII веков, что говорит о его значимости в пантеоне святых. Очень важный штрих – святой Евстафий почитался христианами как восточного, так и западного обряда, он является покровителем охоты во многих странах, например, в Сербии, Черногории, Северной Македонии, Италии… В Риме есть древний, IX века, храм, воздвигнутый в честь святого Евстафия, богато расписанный древними художниками. Следует сказать, что есть много схожего у святого Евстафия и святого Губерта, в том числе и в происшествиях, которые происходили с этими святыми. Кстати говоря, охотники Польши, почитающие святого Губерта как покровителя польских охотников, также почитают и святого Евстафия.

Есть еще одна тема, связанная со святым Евстафием, покровителем охотников. Походным именем от Евстафий у нас в Украине будет Остап. Что интересно, об этом раньше никто не писал, но именно это имя взял себе как псевдоним наш великий писатель-охотник Павел Михайлович Губенко – Остап Вишня. Павел Михайлович был человеком эрудированным и высокообразованным. Тем более в те времена, когда он начинал писать, еще не было такого глубокого традиционного разрыва, люди многое еще помнили со старых времен и передавали знания другим поколениям.

Что касается покровителей рыбаков, то в храме Софии Киевской есть две фрески XI века с изображением святых покровителей рыбаков и моряков – святого Фоки и святого Николая.

Что касается фигуры святого Евстафия, то он был выдающимся полководцем при императорах Тите и Траяне. По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте среди рогов преследуемого им оленя появился перед ним образ распятого Спасителя, который сказал ему: «Плацида, зачем ты гонишь Меня, желающего спасения Твоего?» Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистиею и двумя сыновьями. Евстафий перенес испытания, сходные с испытаниями ветхозаветного Иова - слуги его умерли, скот подох, а сам он во время путешествия на корабле в Египет был разъединен со своей женой, а потом и с детьми. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий нашел своих родных и как прославленный военачальник был призван императором Траяном для ведения войны.

После окончания боевых действия святой Евстафий с почестями вернулся в Рим. Во время празднования императором Адрианом, который сменил на то время на престоле Траяна, одержанной победы над варварами приглашенный со своей семьей Евстафий отказался принести жертву языческим богам и открыто исповедал себя христианином. Святой Евстафий, осужденный с семьей на растерзание диким зверям, ни был ими ранен. После этого император приказал бросить их живыми в раскаленного медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть (католическая церковь отвергает эту часть о такой смерти святых как «абсолютно необоснованную»). Тела их остались невредимыми и были похоронены христианами.

У некоторых читателей может возникнуть вопрос по поводу навязываемого нам из-за поребрика покровителя охотников святого Трифона. В этом вопросе мы вместе с научными сотрудниками историко-архитектурного заповедника святой Софии Киевской очень тщательно пересмотрели все данные об мозаичных, фресковых и барельефных изображениях и констатируем, что в храме Софии Киевской изображения святого Трифона обнаружено не было. Не было его изображения и еще в одном древнем храме времен Киевской Руси – Кирилловской церкви.

Автор приносит благодарность сотрудникам историко-архитектурного заповедника святой Софии Киевской за сотрудничество и консультации.