Открылись, или история одного праздника

Николай Губочкин

Октябрь, 2021 год

 

Наконец дождались того прекрасного дня, когда можно уже взять в руки ружье не только для любования им, но и сделать первый выстрел в этом сезоне. Набор необходимых вещей, предметов и продуктов уже давно в рюкзаке, ружье ждет в чехле, чтобы его сложили и выгуляли у реки или болота, и настроение суперовое.

Все участники этого действа заранее знают, кто и что берет с собой для строительства и обустройства охотничьего лагеря. Отправились на «дальний кордон». Сначала обустроили стол для празднования на предварительно выкошенном месте в тени груш-дичек, а потом каждый, кто брал палатки для ночлега, выбрал себе ровное и удобное место для их установки. И потихоньку лагерь начал приобретать все признаки обжитого людьми места.

Когда все приглашенные прибыли, накрыли праздничный стол и подняли первый тост за тех, кого уже нет рядом с нами на охотничьей тропе, вспомнили их лица, высказывания, советы и образы. Затем началось приготовление к предстоящей охоте: кто проверял, патроны каких номеров у него в патронташе, другие накачивали лодки и относили их на воду, а охотники помладше заготавливали и складывали дрова для вечернего костра.

Обычно я еще с ранней весны начинаю наблюдать и готовиться к будущему утиному сезону. Итак, весна 2021 года была довольно холодной и дождевой в нашем регионе. Поэтому утки, которые прилетели и загнездились, привели поздние выводки (или первые ранние птенцы пропали от холода, ветров и бурь с грозами). На начало августа почти все утиные выводки еще не стали на крыло, что мы неоднократно наблюдали на реке и в болотах. А утка-мать тоже почти не летала, потому что была все время возле своего потомства. Однажды увидел сбитую машиной дикую утку на автотрассе, разделяющую реку и озеро. Это свидетельствует о том, что она ночью пешком переводила через трассу в реку свой выводок и попала под колеса. Также заметил, что в последние годы, кроме обычных серых уток, крякв, чирков, активно начали обживать наши водоемы нырковые утки, которых, кстати, не так легко поймать из-за их тончайшего слуха.

И вот, наконец. Осталось всего каких-то полчаса до заветного времени начала охоты. Идя по берегу, заметил выводок уток на воде, которые, ничего не подозревая, мирно питались ряской, а увидев людей, тихонько отплыли в ближайшие кусты осоки. Начались первые выстрелы... Но ни одна из уток того выводка не взлетела, хоть и были они совсем близко от берега.

Отстрелявшись и придя в лагерь, охотники только подтвердили мои мысли - молодь уток еще не на крыле. Было добыто несколько лысух, которые, кстати, еще тоже были небольшого размера, а также одна нырковая.

Но открытие состоялось, и ходим мы на охоту не за мясом, как полагают далекие от природы люди. Было море эмоций и рассказов за столом и у ночного костра, воспоминаний о прошлых охотах и остроумных шуток.

На противоположном берегу реки обустроили свой охотничий лагерь наши друзья, которые после первого этапа открытия по доброй украинской традиции посетили «наш стол» с дружественным визитом и с большой миской шурпы. А наши охотники, которые открывались на лодках, в свою очередь посещали их лагерь. Состоялся обмен опытом, впечатлениями и мыслями относительно дичи и охоты в этот охотничий сезон, пели украинские народные песни, шутили.

Утреннего лета на второй день тоже почти не было, летали в основном чирята и одинокие кряквы. Отстрелялись, и лагерь начал оживать. Разожгли костер, повесили котел с душистой настоянной ухой, нанизали шашлыки. А друзья-черкасчане, которые предусмотрительно прихватили с собой на охоту гейзерную кофеварку, угощали всех желающих ароматным и вкусным кофе. Тех охотников, которые проспали утреннюю зарю, подкалывали и шутили над ними, что они лентяи и сони. Некоторые даже и не слышали, что утром стреляли.

Интересной особенностью наших утиных охот является и то, что при полном большом месяце в безоблачном ночном небе вечернего лета утки почти нет, потому что она тогда летает всю ночь, пока месяц не скроется за горизонтом. Отблеск месяца в ночной воде реки или плеса болота дает уткам все условия для маневрирования и посадки на понравившееся место.

Нынешнее открытие утиной охоты - это было начало моего отпуска, который дал положительный эмоциональный заряд для отдыха, так называемой «перезагрузки», которая так нужна современному человеку в нашем быстром и сумасшедшем мире.