Опасный лёд

Ирина Ганнуша

Январь, 2022 год

 

Что такое опасный лёд, я прочувствовала на своей шкуре. И не один раз. Сейчас попытаюсь вам рассказать о двух-трёх самых ярких случаях, насколько это позволит формат.

В первый раз основательно макнулась в промоину, не поверите, при толщине льда больше чем 50 см при -20 ℃. Понесло ж меня на речке в камыши именно на родник! Мистика заключалась в том, что я пошла по чужому следу, который и привёл меня туда. Правда, ножки были 35 размера, это я потом поняла. И ещё поняла, что вода сразу же выбрасывает тебя наружу поплавком, и нужно выскочить именно в эти первые секунды, пока воздух не ушел из одежды, выпрыгнуть на лёд и покатиться по нему до берега. Там было узко, поэтому я докатилась быстро. Я вообще обладаю повышенной плавучестью, могу летом на воде долго лежать, это от природы или от генетики, мне просто повезло. А куртка с пропиткой подобно спасательному кругу ещё и добавила плавучести. Так что выбросило меня на лёд с такой стремительностью, что я мало чего поняла. Потом только, полностью переодеваясь на ветру в такой мороз, я полноценно ощутила термин «мороз кусючий», и зареклась ходить в камыши по чужому следу. Хотя… Однажды-таки поверила старому деду. Ему, поди, по сей день икается. Я часто его вспоминаю. Но это другая история, которую расскажу позже.

Второй раз мы с мужем чуть не распрощались с жизнью. И это просто жуткая история об азарте, который ведёт в бездну. Представьте себе, праздник 8 Марта. День классически солнечный, настроение соответственное. И муж знает, что самый лучший праздник для меня — рыбалка. Тем более, что это обоюдно. Он тоже фанат, как и я. Вот мы и решили доставить себе удовольствие, поехали на Писаренки, чуть ли ни на самый глубокий водоём Полтавского района. Там под дамбой метров шесть, не меньше. Именно туда нас и принесло в конечном итоге. Потому что окунь клевал только там, в правом верхнем углу, возле плит.

Солнце пекло почти по-летнему. Дело близилось к обеду. Я отчётливо слышала, как шелестит верхний слой льда, распадаясь на кристаллы. Тёмной прослойки льда под белой крошкой оставалось всё меньше, лёд таял на глазах. Но я слепо верила мужу, потомственному рыбаку. Дед ему говорил: если лёд не пробивается с двух раз, значит выдержит. Но то ли бил он не слишком сильно, то ли азарт ему также отключил мозг, как и мне, потому что отъезд мы всё откладывали, выуживая по несколько «последних» окуньков из каждой «последней» лунки.

На дамбе стояло ещё несколько машин. Это была одна компания, которая стояла на отмели. У них клевать перестало, они засобирались домой. И тут в который раз я поверила, что Ангелы Хранители существуют. Если б мужики уехали сразу, мы б там и остались. А так один из них, увидев, что у нас клюёт, решил и себе продолжить удовольствие. Пока остальные доедали свои припасы, удобно расположившись у багажников, этот худенький дядька взял свой ящик, спустился по плитам, наступил на лёд и тут же пропал под водой. Я только и услышала, как тарахтит его ящик. Когда обернулась — под дамбой зияла дыра. Я ж не зря сказала, что дядька был худеньким. Как меня выдерживало это месиво под названием «последний лёд», до сих пор не понимаю… Весила я тогда 105 кг.

Мужик вынырнул, его тут же поймали и выволокли наверх друзья. А я замерла на месте, слушая как всё громче и громче шелестит лёд под ногами, как всё сильней и сильней припекает солнышко. Меня поразил настоящий столбняк. Это потом я у психолога услышала, что это нормальная реакция, когда от тебя ничего не зависит. Быть замужем – это «за мужем». А когда рядом столько мужчин, это ещё лучше. Я полностью доверилась им. И не прогадала. Первым в бой ринулся муж. Он сделал буквально пять шагов к дамбе и тоже ушёл под воду. Последний лёд опасен именно тем, что он не предупреждает. Если первый трещит и проседает, то последний просто уходит из-под ног. Муж моментально выкатился на лёд и пополз к дамбе. Больше он не проваливался, хотя выбрался полностью мокрым. Ещё и валенок потерял. Но это всё мелочи. На льду оставалась только я. Благо от меня до плит было не больше 10 метров. Я стояла столбиком, не чувствуя под собой ног. Визуально в лунке было сантиметра три тёмного льда, сверху ещё сантиметров пять крошки. Какого нас туда занесло, не знаю.

Мужики реагировали оперативно, спокойно и быстро. Пока муж переодевался, они нашли доску с верёвкой, прочно привязали верёвку посередине доски и бросили её мне. Получилось не сразу. Доска не долетала, и с каждым забросом я боялась, что она пробьёт остатки льда. Даже когда это сооружение упало у моих ног, я не сразу смогла нагнуться, словно окоченела. А когда меня волокли пузом вниз, вся моя жизнь пронеслась перед глазами, как в замедленном кино. Я постоянно думала о том, что под тремя сантиметрами льда бездна воды, которая меня поглотит в одно мгновение, потому что доску я удерживаю настолько слабыми пальцами, что сразу же её отпущу. Помог материнский инстинкт и всё та же повышенная плавучесть. Наверное, я мастерски распределила её по льду. Меня волокли даже по плитам, потому что и там я не могла встать. Ставили на ноги несколько мужчин, я как игрушка падала. Но дома даже не заболела. До сих пор вспоминаю тех мужиков, хотя даже имён их не спросила. Был шок. И было 8 марта…

В 2018 году в крещенские морозы случился кардинально противоположный случай. На середине лёд был 20 см, мороз -10 ℃, в другом конце ставка был незнакомый мужчина, больше никого рядом. Меня опять понесло под кусты, окунь клевал под берегом. Но это были уже те последние зимы, когда лёд как слоёный пирог. От перепадов температур он то намерзает, то тает, то снова намерзает. С виду толстый, но рыхлый. И такой намного опасней, чем тонкий первый лёд, намёрзший при постоянном морозе. Я же дама с опытом, поэтому и не боялась. И чуть не утонула в луже! Смех и грех, как говорила моя мама. Там глубина-то по колено, я летом лазила. Но тут получилось так, что я попала как в капкан. Почувствовав, что начинаю проваливаться, я резко развернулась и провалилась одной ногой. Правая нога ушла под лёд, левая оставалась на поверхности. При этом промоина была узкой, я сложилась словно в стакане. Сразу же выбросила подальше от себя телефон, сын сказал, что второй не купит. Потом начала барахтаться. Выгнуться у меня не получалось, «филейную часть» засасывало словно в трясину. Я и не знала, что там настоящее болото. Летом проверила — так и есть! Лежит плита под кустом, а дальше ступишь — и засасывает. Вот меня угораздило самой тяжёлой точкой туда угодить. И куст за спиной, до него не дотянешься…

Я начала орать. Потом визжать. Вороны вокруг добавили «шухера», эхо разносилось далеко. Когда начал намокать воротник за спиной, я поняла, что ещё чуть-чуть, и я пущу пузыри. Не знаю каким чудом, но опять же помогла дочь. Материнский инстинкт — он самый сильный. При мысли, что у моей принцессы будет мачеха, я вывернулась из последних сил, выползла из промоины и посмотрела в сторону мужчины. Он отвернулся и сделал вид, что ничего не слышит.

Как настоящий журналист внутри, я сразу же сняла эту промоину размытым и обмёрзшим объективом. Потом собрала снасти и протарахтела мимо мужика как робот Вертер, начав моментально обмерзать. До дома идти где-то с километр. Одежда за эти полчаса промёрзла полностью. Очень хотелось снять, как с громким грохотом поднимаюсь по ступенькам на третий этаж, но уже не смогла разжать пальцы. Спас горячий душ. У нас рядом котельная, из крана течёт буквально кипяток. Не помню даже, как раздевалась, но успела поставить чайник. Горячий душ, потом горячий чай, пуховое одеяло — и я ни разу не чихнула, верите! Правда, от вещей потом с месяц разило болотом, никакая стирка не помогала. Этот запах похлеще секонд-хенда, скажу я вам. И ещё скажу: запомните, как аксиому: на середине лёд всегда толще, чем под берегом. В кустах и в камышах он пористый, туда без пешни лучше не ходить. Если пробивается с двух сильных ударов, отступайте. Но если весите больше 70 кг, то бойтесь уже пробитого с трёх ударов.

Да, и последняя рыболовная аксиома: первый лёд опасен светлый, последний — тёмный. Выделите это жирным шрифтом в голове, и пусть оно запомнится как даты закона о запрете на вылов рыбы. То закон государственный, а это закон физики. Он фундаментальный, поэтому важней.