По кочкам и ухабам.

Ю. СКЛЯРЕНКО.

Май, 2004 год

Ни для кого не секрет, что толкать джип — дело неблагодарное. Профессионалам (да и автолюбителям) известно — чем большей изначальной проходимостью обладало транспортное средство, тем сложнее его будет вызволить из глубокой колеи или болотного плена. Но не бросать же машину на произвол судьбы!

В первом случае (если вы, конечно же, не любитель земляных работ на «БСЛе»), когда ваш верный друг надежно сел на мосты, профессионалы придумали верное средство — специальный домкрат Хай Джек, который отличается от обычного домкрата большой площадью опоры и внушительной высотой подъема. Процесс вытаскивания машины с помощью Хай Джека выглядит чрезвычайно просто — огромная лапа домкрата заводится под раму автомобиля (он рекомендуется только для авто с рамой), легко подымается на нужную высоту, после чего автомобиль спихивается подальше от неблагодарной колеи. Если ситуация не позволят спихнуть машину с домкрата, необходимо под вывешенные колеса подложить что-либо, или же просто засыпать вырытые колесами ямы землей. Кстати, для вывешивания машины можно использовать и обычный штатный домкрат, постепенно подкладывая под колеса и домкрат подручные материалы.

Можно, конечно же, в подобных случаях воспользоваться и автомобильной лебедкой. Но если таковая отсутствует (не тянет, или, прости Господи, поломалась), то можно воспользоваться тросом, зацепленным за надежное основание (например, дерево) и буксующим колесом автомобиля. Лучше всего заставить наматываться трос на выступающую (в варианте с УАЗом) ступицу. Умудренные опытом автолюбители изготавливают специальный барабан для наматывания троса. При необходимости он легко ставится на крепежные винты колеса и с такой же легкостью снимается.

Если ничего этого у вас собой нет, а вероятность найти трактор близка к нулю, изготовить лебедку можно самому. Для этого берется средней толщины ствол дерева длиною полтора-два метра, и к нему с одного конца прикрепляется крепкая палка. Получается некий коловорот, который вставляется в выкопанную ямку. Ствол вращается за прикрепленную палку, а трос наматывается на ствол-барабан «лебедки».

Хорошую службу в бездорожье вам сослужит пара мотков проволочной сетки рабицы, ячеей не более 35 мм. Имея в багажнике автомобиля такую сетку (шириной 35-40 см и длиной около двух метров), вы легко сможете выйти из самых неприятных ситуаций, когда колеса вашего железного коня напрочь отказываются «цепляться» за землю.

Вообще же, в сложных дорожных условиях следует помнить одно простое правило, проверенное не одним поколением водителей — семь раз проверь и один раз проедь. Если вам предстоит преодолеть сложное дорожное препятствие, не следует полагаться на авось — это чревато многочасовым каторжным ковырянием в грязи, и может затянуться на, мягко говоря, неопределенное время.

Если же вы все проверили и решили преодолевать опасный участок (брод, топкое место и т. д.), это следует делать на пониженной передаче (для того чтобы не заглох двигатель) и с хорошего разгона, чтобы автомобиль проскочил опасное место за счет инерции. Также не рекомендуется «переключаться» в ответственный момент, лучше заранее выбрать оптимальную передачу и не менять ее до выезда из опасного участка.