Забытое оружие. Дрейзе

А. Вдовенко

Август, 2007 год

Оружие Дрейзе является исторически закономерным этапом на пути развития ручного огнестрельного оружия.

Иоганн Николас Дрейзе, сын слесаря из местечка Земмерда (Sommerda) близ Эрфурта родился 20 ноября 1787 г. По примеру многих он отправился в чужие края набираться жизненного опыта. В процессе обучения наукам и ремеслам он оказался в Париже, где стажировался у известного в то время оружейника Поли. Там он смог изучить устройство и производство огнестрельного оружия. Сам Поли в то время активно проталкивал в военном министерстве Франции свое казнозарядное ружье и добился милостивого одобрения самого Наполеона Бонапарта. Было решено взять это оружие на частичное вооружение, но пока вертелись шестеренки бюрократической машины, Наполеон был разгромлен и идея повисла в воздухе. Вернувшись в родной город, Николас сдал цеховые экзамены и в качестве мастера, а потом и владельца работал в мастерской отца. Перебиваясь изготовлением слесарных работ, Дрейзе все же душой лежал к огнестрельному оружию и идее Поли об унитарном патроне, заряжаемом с казенной части. В то время в мастерской налаживалось необходимое на данном историческом этапе производство пистонов. Возможно, тогда и пришла Николасу мысль об игольчатой винтовке. Именно винтовка, массивная пуля которой используется как наковальня для лепешки воспламеняющего состава, по которому бьет игла. Уже в 1827 году первый вариант винтовки (дульнозарядной) был готов. Далее последовали другие варианты конструкции, но не вполне удачные. Оружейник попытался продать винтовку во Францию, но там было не до нее. Прусские же военные не видели преимуществ системы, обладающей повышенной сложностью.

Наконец вариант 1836 года удовлетворил военное ведомство, и после долгих испытаний и доработок в 1841 году винтовка официально взята на вооружение.

Рассчитывая на осведомленного читателя, ТТХ ружья приводить не будем. Заметим только, что впервые в боевом образце был применен унитарный патрон и скользящий с поворотом болтовой цилиндрический затвор, то есть это было первое казнозарядное военное ружье.

Скорострельность и меткость этого оружия проявили себя в боях во время похода в Данию уже через 5 лет, а особенно через 25 лет во время Австро-Прусской войны. До этого Пруссия держала свое «тайное оружие» в секрете, а после боев 1864-1866 годов Европа поняла, что оказалась безоружной и начала спешно оснащать свои армии винтовками Шасспо (1866), Карле (1867), Каркано (1868) и т.д. Но главное, была повсеместно введена система заряжания с казны унитарным патроном, который вскоре превратился в патрон центрального боя привычного для нас вида. Стоит сказать, что до этого в 1836 году появилась более солидная система шпилечного патрона Лефоше, а в 1842 году патрон для казнозарядного оружия Флобера (они никогда не были на вооружении). Лефоше приобрел немалую популярность в охотничьем оружии, а Флобер в целевом и «салонном». Многие оружейники изготавливали игольчатые охотничьи ружья единичными экземплярами, но они быстро утратили популярность. Лет 25 назад мне встречалось аналогичное ружье польского производства. Его замки ввинчивались по одному в казенную нарезку спаренных стволов калибра около 13 мм чудесного очень мелкого дамасска, при этом ружье не было казнозарядным, иглы приводились в действие спиральной пружиной в отдельных замках и взводились отдельными рычагами с боков ружья. Как бы не были точно подогнаны части друг к другу, прорыв газов в этой системе был обеспечен.

Сам Дрейзе тоже не стоял в стороне от запросов охотничьей общественности и в 40-х годах предложил вариант охотничьего 2-ствольного ружья, в котором стволы при помощи рычага плотно прижимались к казне, но оно вследствие большого прорыва газов даже при тщательной работе не получило распространения. Потом эту идею перехватил и творчески переработал оружейник Тэшнер. В Германии его ружья (под другой патрон), а особенно ружья его преемника Коллата пользовались огромным успехом, да они и до сих пор имеются в арсеналах охотников.

Труды Николаса Дрейзе были по достоинству оценены правительством. Кроме материальных благ он был произведен в дворянство и получил приставку «Фон» к фамилии. Для выполнения задач по перевооружению прусской армии Дрейзе получил государственную субсидию и на базе своей мастерской построил оружейный завод в родном Земмерде, действующий от водяных двигателей, который успешно справился с задачей. Тут же производились и охотничьи ружья. Постаревший Николас передал управление производством своему сыну Францу. Умер Николас в 1867 году.

Франц тоже проявил себя как незаурядный конструктор, но к тому времени игольчатые винтовки стали заменятся винтовками с металлическим патроном центрального (и бокового) огня. За время его управления заводом было выпущено много вариантов охотничьего оружия, разработано несколько моделей револьверов, два из которых были приняты на вооружение (модели 1879 и 1883 годов). После смерти Франца в 1894 году дело продолжил двоюродный брат Николаса фон Дрейзе, а в 1901 году фирма слилась с заводом «Рейнметалл» в Дюссельдорфе. Появившийся в 1907 году самозарядный пистолет Дрейзе, хоть и выпускался на фабрике в Земмерде, но к семье самого Дрейзе не имел отношения.

Во времена управления заводом Францем был сконструирован и выпущен двуствольный штуцер, который и попал в поле зрения автора этой статьи. Оружие модели 1870 года, но, судя по некоторым признакам, этот экземпляр выпущен несколько позже. Ружье уже сконструировано под унитарные патроны с закраиной, но в нем еще просматриваются черты его предков – настоящего игольчатого ружья: это притяжка эксцентриком стволов к колодке (при этом убирались зазоры между стволами и колодкой и сжимались уплотняющие элементы). Его замочная часть выполнена в виде цилиндров, в которых расположены пружины на ударниках заменивших иглы. Хотя пружины были значительно слабее мощных пружин, которые должны были при длинном ходе пробить весьма плотную массу пороха и иметь достаточную силу для инициирования капсюльного состава, но конструкция осталась прежняя с чрезмерным запасом прочности, что особенно видно по грубой конструкции шептал, расположенных под трубками ударников. Спаренная задняя часть замка, в которую упираются пружины, сделана подвижной в продольном направлении, и фиксируется защелкой на продолжении прицельной планки. Так что при нажатии на нее спиральные пружины распрямляются назад и выстрел становится невозможным, ударники остаются сцепленными с шепталами. Если подать эту часть затвора вперед до щелчка, нажимая на особые выступы с боков затвора, то пружины нагнетаются, а в отверстиях корпусов ударников появляются их задние цилиндрические довольно массивные концы, служащие указателем взведения. При выстреле соответствующий стержень прячется. Можно вручную взвести ударник из положения после выстрела или осечки, манипулируя той же защелкой и подвижным блоком замков, но при любом повороте ключа затвора ударники взводятся автоматически, так что эта система в принципе – одна из первых безкурковых двуствольных ружей под унитарный патрон. Имеются варианты, вероятно более ранние, где аналогично управляются ударники, но поодиночке, автономно. Такое ружье имеется в коллекции запорожского музея оружия.

Конструкция замков на ружьях Дрейзе менялась, неизменным до практически взаимозаменяемости оставался узел поворота стволов. В отличие от первой системы с механизмом отодвигания стволов вперед и опускания их концов, в этой системе стволы отодвигаются вперед и поворачиваются в горизонтальной плоскости на вертикальной оси казной вправо. Все это делается поворотом влево большого рычага, расположенного на цевье. Рычаг соединен с эксцентриком, ведущий палец которого, скользя в копирном пазу стволов проделывает эту манипуляцию за одно движение, в отличие от первой системы, что в наше время хоть и необычно, но более удобно. При этом стреляные гильзы удерживаются верхними и нижними зацепами и остаются на месте, а при повороте стволов уходят вместе с ними, выдвинувшись на 5-6 мм.

Гораздо более неприятная процедура заряжания ружья. Здесь необходимо внимательно смотреть, чтобы патроны при закрывании стволов, вчастности при установке стволов в плоскость досылания назад, попали под эти самые зацепы, которые изготовлены неподпружиненными, в противном случае оружия просто не закроется.

Ствольный блок ружья соединен с колодкой двумя крупными винтами, ввинченными в оси, около которых и происходит данная манипуляция, а этот узел всборе укладывается на цельную ложу, к которой крепится также двумя большими винтами. Дополнительно крепится рычаг затвора на квадрат эксцентрика.

На ложе ружья имеется только личинка спусковых крючков (один из них со шнеллерным механизмом) и предохранительная скоба. Приклад непривычно короток, но со щекой. Затыльник стальной, старинной формы. Все ружье сделано грубо и прочно. Механизм, наиболее подверженный засорению пороховыми газами при прорыве в неплотностях вокруг иглы и торце стволов, легко вынимается для чистки при помощи специального ключа. Это было очень важно во времена дымных порохов.

Еще одна характерная особенность всех ружей Дрейзе, которые мне довелось видеть, - очень близко посажены стволы в казне, поэтому стенки патронника очень тонкие, что не говорит в пользу их крепости. Правда, тогда не было мощных бездымных порохов. Это ружье настолько древнее, что испытательных клейм на нем просто нет. На прицельной планке стволов обозначена его родословная: F. v. DREYSE. SOMMERDA, а на колодке при отведенных стволах можно разобрать: 0,70 Randschlasssp и естественно номер 15375 на стволах и хвостовике колодки. Присутствует клеймо на прицельной планке стволов и колодки, которое говорит, что это оружие заклеймили без испытания в 1891 году, однако выпущено ружье может быть значительно раньше. Просто до 1891 года не было обязательного закона об испытаниях огнестрельного оружия. Указаний на то, какой калибр ствола (длина – 670 мм) нигде нет. И это одна из его загадок. В литературе (А.Е. Хартник. Иллюстрированная энциклопедия старинного оружия. Москва) такой тип ружей указан как винтовки. Скорее всего так оно и есть. Наличие шнеллера, перекидного 2-позиционного целика, мушки винтовочного типа, довольно короткие для того времени стволы говорят в пользу этого.

К несчастью в теперешнем состоянии стволы имеют канал 16 калибра, а патронники довольно грубо развернуты под 18 калибр (что при металлической гильзе равно 16 калибру). Когда это произошло – история умалчивает, как и то, каков был первоначальный калибр пулевых стволов.

Мне попадалось очень похожее ружье этого же периода. Казенная часть была практически идентична, но стволы были комбинированные, гладкий левый 16 калибра и правый штуцерный 20 калибра. Так что есть большая вероятность, что наше ружье было с двумя стволами штуцерной сверловки 20 калибра. Тогда как раз и получается то, что получилось при его «доработке». В процессе еще более новой реставрации была добавлена из подходящего по размеру стального фрагмента скобы недостающая часть рогового продолжения оригинальной скобы и весь прибор был вместе похромирован. Из старых украшений остались крупные арабески, также угадывается насеченная серебром фигурка лисички на рычаге затвора, и остались во всем великолепии серебряные узоры таушированные по коричневому дамаску колодки.

Другое ружье Дрейзе, оказавшееся в зоне нашего внимания, было, считая по этапам, «внуком» игольчатого. Франц Дрейзе, конечно, видел несовершенство системы поэтому, оставив без изменений не только принцип и конструкцию, но даже характерную часть – поворотный узел стволов, полностью переработал замковый механизм. Мне известны такие переработки как системы с наружными курками, так и с внутренними. Ружья приобрели силуэт, который стал в то время классическим. И даже рычаг внизу цевья не так бросался в глаза, поскольку подобные детали были распространены довольно широко, особенно в системе Лефоше – наиболее продвинутой на рынке в те времена.

Но в нашем случае оказалась более сложная модель – внутрикурковая. О системе запирания не будем распространятся, она такая же, как у предыдущего. Замки в принципе обыкновенные, в шейку, удар по бойку наносит верхний выступ лодыжки, на квадрат которой снаружи раньше садился курок. Теперь его нет. Взводится такой замок тягой, идущей к ключу затвора полностью аналогичного первой модели. Ствольный блок по «посадочному месту» аналогичен вплоть до размеров, хотя ружье моложе лет на 20. А вот длина стволов на целых 10 см больше, что оправдано при дымных порохах. Стенки патронника также необычно тонки.

Самое принципиальное отличие от первого образца – наличие экстрактора. Он одновременно выталкивает обе гильзы, а при завершении поворота стволов отсоединяется от колодки и может прятаться заподлицо с казенным обрезом стволов (как у револьверов переломной конструкции), что удобно для заряжания.

Судя по неполным клеймам, это ружье выпущено где-то сразу после 1891 года, его серийный номер 33734 (номер первого нашего ружья напомним – 15375). Судя по всему, над его стволами тоже поработали «умельцы». По клеймам калибр канала ствола – 17. Патронник по клеймам – 20, что могло быть при использовании специальных гильз, а это в те годы не было редкостью, некоторые фирмы, в том числе и упомянутый Коллат производили патроны с такими тонкими стенками гильзы, что даже не рассверливали канал ствола под патронник. Замеры показали, что каналы в общем соответствуют обозначению, а патронники оказались калибра 16х65. Немцы такого бы не допустили, тем более, что стенки стволов в зоне патронника стали еще тоньше. Также имеется и клеймо испытания дробового ствола и испытания всего ружья, а на гладкой продольной планке серебром набит тот же адрес, что и в первом случае.

На колодке сверху выгравирован номер патента D.R.P. 61455, а при открывании стволов около эксцентрика виднеется та же надпись: Randschlasssp 0,70 – честно говоря, не знаю, что она означает, но, возможно, что это предупреждение о том, что патроны с закраиной. Это было актуально в первом случае, когда еще были в ходу патроны игольчатой системы, но во втором это совершенно устаревшее.

Ружье в целом прикладисто, легкое (2,9 кг), украшено крупным растительным орнаментом. Имеются указатель взведения курков, расположенный удачно – сверху колодки, а также предохранитель, расположенный (на мой взгляд) неудобно – справа и включение его наоборот к общепринятому включении вперед. Возможно в те времена еще не выработался стереотип, естественный сегодня. Рычаг затвора и спусковая скоба, судя по исполнению, более позднего времени, возможно, оригинальные были утрачены. Деревянные части, похоже, родные. Ложа полупистолетная со щекой, изрядно поцарапанная. В обоих ружьях имеются антабки.

Оружие такой конструкции, безусловно, могло конкурировать с двустволками переломной системы тех времен, однако рынок все-таки выбрал тот тип, который мы сейчас видим. Также надо учесть, что ружья Дрейзе все-таки были «безкурковками», которые добились общего признания несколько позже.

А вот в первом ружье устройство нагнетания боевых пружин и отсутствие в связи с ненужностью предохранителя обогнало время лет на 80. Только в наши дни практически все ведущие фирмы взяли этот узел (конечно в более элегантном исполнении) на вооружение. Безусловно, ружье, у которого спущены боевые пружины, абсолютно безопасно в части производства нештатного выстрела.

Ружья Дрейзе встречаются и в более дорогом оформлении, но все они достаточно редки и, на мой взгляд, представляют сейчас значительный исторический интерес.