Красная книга и лось

В. Нижник

Май, 2009 год

Первая моя серьезная дискуссия по данному вопросу состоялась еще летом 2008 года с профессором Межериным С.В. – членом комиссии по Красной книге Украины. С тех пор позиция моя не изменилась, считаю необходимым поделиться своим видением этого вопроса.

Первое. Лось ни как не исчезающий вид ни на европейском континенте ни на азиатском. Низкая его численность в угодьях Украины – результат всеобъемлющего хаоса и бездарного ведения охотничьей отрасли нашей страны. Будет приведено в научно-обоснованные и здравые рамки охотничье законодательство Украины, будет налажена действительная охрана государственного охотничьего фонда, биотехния будет проводиться на деле, а не на бумаге, если будут лимиты добычи формироваться чиновниками не по принципу: чем меньше дал, тем больше заслуга перед родиной, вопрос внесения лося в Красную книгу отпадет сам собой. Но это - если будет, а как поступать сейчас, в нынешней обстановке, чтобы «спасти» нашего лося? От кого или чего, и каким образом следует «спасать» лося, где происходят потери поголовья этого вида? Попробуем разобраться вместе.

Кстати, действительно ли численность лося в Украине низкая, не отвечающая площади биотопов и качеству угодий? Не так далеки те времена (1968-1994 гг.), когда численность поголовья лосей в наших угодьях не опускалась ниже 10 тысяч. Были и пики численности: 1973 – 18 тыс. голов, 1979 – 15,5 тыс., 1991 – 14,8 тыс. Как докатились до 4,5 тысяч – это тема отдельной статьи. А сколько будет нормально, точнее задать вопрос – терпимо, для наших угодий: 10, 20 или 50 тысяч лосей? К чему мы должны стремиться, чтобы лоси обязательно бегали даже по городским скверам? На этот вопрос пусть ответят ученые с лесниками, потому как интересы именно лесохозяйственной отрасли больше всего страдают от лосей. И все же, 4,5 тысячи – явно мало!

Вопрос второй. Какими методами повышать? У примитивного чиновника от охоты (о разного рода настоящих и фальшивых экологах и говорить не приходиться) сразу находится ответ – закрывать охоту. Ну что ж, проанализируем, что дала приостановка охоты на лося, а по сути – фактическое ее закрытие в период 2001- 2005 годов? Для этого проанализируем приведенную ниже таблицу.

И так, позволю себе первый вывод: практически полный запрет официальной охоты на лося в период 2001-2005 годов, как собственно и в нынешних условиях, ни какого сколь ощутимого эффекта не дал и не даст – ни какого прироста поголовья лося мы не получили, весь прирост в объеме 500-800 голов ежегодно незаконно добывался. Перевод его в разряд «краснокнижных», что тождественно запрету охоты, но с увеличением штрафов за его добычу – так же, по моему убеждению, ни чего не поможет. Напоминаю, сегодня согласно Такс по выплате ущерба и Штрафов за незаконно добытого лося, его голова может обойтись задержанному браконьеру примерно в 25-30 тысяч гривен (ущерб + штраф + стоимость мяса + возможная конфискация оружия + судебные издержки) – сумма для многих граждан Украины баснословная. И… не останавливаются перед такой суммой – бьют лосей; потому как, ни 25, ни 125 тысяч никто платить не собирается, и не платят!

Конечно, к данным первичных учетов пользователей угодьями, а именно они лежат в основе статистических данных Госкомлесхоза Украины, припомнив как ведутся сегодня учеты в охотхозяйствах, следует относиться с определенной степенью осторожности, а проще говоря – они могут отличаться от действительности, при чем в – как в ту, так и в иную стороны. Не следует думать, что пользователи угодий всегда обязательно завышают численность учитываемых животных – это заблуждение. Относительно лося, в период, когда охота на него была практически закрыта, возможно, было и некоторое незначительное занижение. Почему? Логика директора хозяйства проста: лимит на лося все равно не дадут, наращивать поголовье или завышать численность лося охотпользователям – нет смысла; наоборот – пусть в запасе будет какой-то ресурс поголовья на случай значительных потерь от браконьеров или «для внутреннего пользования».

И все же, приведенные в таблице данные численности лося можно принять за основу некоторых последующих выводов. И так, в период 2001-2006 годов, когда охота на лося была максимально ограничена, наблюдается максимум незаконной добычи этого вида – практически весь прирост 500- 800 голов ежегодно добывался незаконно, и это без учета естественных потерь, в том числе и от волков. То есть – охота закрыта, но… охота не закрыта! При том, как только стали увеличивать лимиты на добычу лося в период 2007 и 2008 годов, численность несколько подросла. Появилась заинтересованность охотпользователей в лосе, как объекте эксплуатации.

Кем незаконно добываются лоси? Самими охотпользователями или с их ведома (я условно называю этот вариант – «незаконная добыча»), и непосредственно браконьерами (чистое браконьерство). Извините за столь необычную классификацию нарушений правил охоты, но она нам пригодится далее. Кто бьет лосей больше: сами охотпользователи или браконьеры? В частных хозяйствах (конечно - не во всех), а иногда и в УООРовских, где действительно налажена сильная охрана угодий – большую долю незаконно и законно добывают с ведома пользователя, в угодьях «общего пользования», где пол-егеря числится на 17 тыс. га угодий, и тот совесть потерял еще в прошлом веке, там большую часть лосей бьют браконьеры, но в таких угодьях лося изначально мизер. Почему? Давайте уточним «в чьих руках», а точнее – в каких хозяйствах сегодня в основном сосредоточено поголовье лося в Украине (по данным 2007-2008 годов): хозяйства структур УООР – 1200-1300 голов (25-28%); Госкомлесхоза – 1900-2000 голов (40-44%); частники – 1200-1400 голов (25-31%); ОВОР – 180-200 голов (около 4%).

Пусть меня простят в Госкомлесхозе, но, поскольку более 40% поголовья лося сосредоточено именно в государственных угодьях, при этом численность его в этих угодьях не растет из года в год, то напрашивается логичный вывод: более 40% незаконной добычи лося (200-350 голов ежегодно) происходит именно под присмотром государственной лесной охраны и государственных егерей! И после такого вывода кто-то еще желает доверить воспроизводство лося в Украине государственным структурам?!

А если лось будет переведен в разряд «краснокнижных», то есть – как вид выведен из эксплуатации, и станет не интересен охотпользователям всех мастей, его охрана (при ныне существующей системе охраны государственного охотничьего фонда) в основном ляжет на плечи государственных структур – лесной охраны. Как охраняют лосей сегодня государственные егеря и лесники, мы уже выяснили!

И так, главный вывод, при переводе лося в разряд «краснокнижных», пользователи охотугодьями потеряют к нему интерес, как к виду бесперспективному – запрещенному к эксплуатации, а государственная охрана, мягко говоря, с задачами не справится. То есть, вместо прироста численности поголовья лося в охотничьих угодьях Украины, мы получим его истребление всеми структурами охотпользователей и браконьерами.

Кстати, если кто-то, фанатично проповедующий антиуооровскую политику, предложит для спасения лося разогнать УООР и отобрать у него угодья, отвечу: обратите внимание на цифры – от УООР судьба лося уже зависит не значительно, 70-75% поголовья этого вида, равно как и такая же площадь его стации обитания, находятся в распоряжении лесников и частников.

Так каким образом нам «спасать» лося, и так ли нам всем срочно следует бросать все силы на его «спасение», оставив без внимания другие виды?

Я совершенно убежден, что без учета интересов пользователей охотничьими угодьями и интересов охотников, все наши столичные, теоретические, программы, даже очень искренние и пронизанные любовью к этому зверю, будут «забыты» в регионах. Без егерской службы охотпользователей (978 охотхозяйств, более 600 охотоведов и 4500 егерей), без их почти полутора тысяч автомобилей и 120 млн. гривень капиталовложений в охотничью отрасль, тем более - в условиях сегодняшнего жесточайшего экономического кризиса, и соответственно - жесткого режима экономии государственных средств, никакая государственная структура не защитит лося ни в Красной книге, ни за ее приделами.

Как заинтересовать пользователя охотничьими угодьями в наращивании численности лося? Только выдавая часть прироста к отстрелу – 3-5%, (если, конечно, позволяет плотность). Любой директор хозяйства, как и любой психически здоровый охотник, вам скажет, что законная охота на лося по лицензии в десять раз интереснее и в пять раз дороже, чем браконьерская. Прятаться по кустам, шугаться от каждого УАЗика, добыть такой редкий объект охоты, как лось, а затем втихаря разделать и вывозить мешки мяса – удовольствие не из лучших. Большая часть состоятельных украинских охотников желают попасть именно на законную охоту по этому зверю. А потому, иметь даже одну лицензию на лося – престижно для любого охотхозяйства, это косвенно показывает его уровень, привлекает спонсоров и богатых клиентов.

Если мы полностью прекратим законную охоту на лося, его отстрел все равно будет продолжаться, в тех же, если не больших объемах, при этом 2-3 миллиона гривен (стоимость охоты на лося в 2008 году по хозяйствам Украины составила в среднем 14-17 тыс. грн.) из легального оборота в охотничьей отрасли перейдут в теневой. Мы и дальше будем увеличивать пропасть между нашими законами, запретами и инструкциями и интересами охотпользователей и охотников, которые уже давно живут не по Законам и Книгам, а по охотничьим понятиям.

Нет, не следует быть идеалистами и думать, что сегодня у нас можно создать такие условия ведения охотничьего хозяйства, что браконьерство снизится до минимума. Какие бы лимиты мы не выделили охотпользователям, незаконная охота на лося все равно на этом этапе развития нашего общества будет масштабной. Но частично можно вывести добычу этого зверя из разряда «незаконной добычи» в законную, путем выделения разумных лимитов тем хозяйствам, которые имеют плотность лося на тысячу гектар выше минимальной и наращивают его численность с каждым годом. По моему убеждению – это 150-200 голов в год, при общей численности 4,7-5,0 тысяч голов. При этом контроль за проведением охот на этот вид следует ужесточить! Каким образом? Это тема другой статьи.

Динамика численности и добычи лося в Украине, 2001-2008 годы.

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Численность 4490 4377 4489 4596 4510 4396 4730 5042

добыто 3 3 8 12 30 60 91 81

% добычи 0,07 0,07 0,18 0,26 0,67 1,36 1,92 1,61