Исстребители зайцев

Е. Халмоши

Март, 2011 год

Заяц – один из самых популярных охотничьих зверей у наших охотников. Я много лет занимаюсь охотой с борзыми на зайца, участвовала в полевых состязаниях борзых различных регионов, в том числе, и в России. И могу констатировать, как, в прочем, и многие охотники, что за последнее десятилетие численность зайца-русака почти везде заметно снизилась. Об этом говорят все охотники, но мы, борзятники, особенно озабочены этой проблемой. Ведь в прошлом сезоне нам сократили сроки проведения полевых испытаний. Кто-то, видимо решил, что борзые – главный источник зла.

Но ведь борзых собак не так уж много сейчас, их в Украине уничтожили еще в начале прошлого века. По результатам полевых испытаний мы можем убедиться, что продуктивность борзых в ловле русака не столь высока, как думают многие, кто не знает, что такое охота с борзой. Возможно, в былые времена, когда в селах содержали борзых вольно, и те подлавливали зайчат и беременных зайчих себе на прокорм, это сказывалось на поголовье зайца в конечном итоге. Но тогда зайцев было так много, что на это никто не обращал внимания. А сейчас уже мало кто позволит себе держать борзую вольно.

Другое дело – бездомные собаки. Их и сейчас полно, они сбиваются в стаи и охотятся как дикие звери на всех доступных им животных, в том числе и на зайцев. Недавно я наблюдала целую стаю небольших собак, живущих в лисьих норах. Какие уж там зайцы в радиусе 2-3 км от мест обитания такой стаи.

Также петли на зайца довольно популярный вид добычи зайца и теперь. Конечно, настоящий охотник не станет этим заниматься, особенно, если у него есть охотничья собака. Собаки, особенно гончие, очень часто попадают в петли. Даже мои борзые не раз побывали в петле. Благо, я была рядом и освободила своих любимиц. После этого я пошла по лесополосе вдоль фруктового сада (излюбленное место зайцев), пройдя по посадке около 100 метров, я сняла 38 петель! Можно представить, сколько попадается зайцев в петли, ведь петельщики не придерживаются сезона охоты и не снимают петли, если даже перестают проверять их.

Что касается современных способов браконьерства, то самым мерзким, является ночная стрельба из-под фар автомобиля. И если у петельщиков есть какое-то оправдание – они добывают мясо, то фарят по ночам далеко не бедные люди. Эти изверги бьют зайцев ради удовольствия в огромных количествах. Проблема в том, что ездят они на высокопроходимых авто, егеря не могут за ними угнаться. А очень часто этим занимаются те, для кого вседозволенность и безнаказанность – норма жизни и егеря просто не смеют их трогать.

А простые охотники, если они соблюдают правила охоты и придерживаются норм отстрела, не могут сократить поголовье зайца столь существенно, как мы наблюдаем сейчас во многих областях. Если одна зайчиха в среднем приводит за сезон три помета по 4 зайчонка, то поголовье зайцев к следующему сезону должно полностью восстанавливаться. Ведь весною и летом, бывая в поле (а я часто езжу на лошади, разумеется, без собак), я вижу зайцев и зайчат. В периоды гона, в частности, в апреле, июле, зайцы гуляют по полям средь бела дня. Однажды мне удалось за 15 минут перевидеть 6 зайцев в радиусе 200 метров вокруг одной небольшой балки. Сложилось впечатление, что зайцы собирались на сходку. Трое прибежали туда вместе, потом еще трое с разных сторон по одному, с небольшим интервалом времени. Я думала, что осенью там будет полно русака. Но осенью мне удалось там поднять только трех, хотя возможно, что это был один и тот же заяц.

Куда девается молодняк? В только что закончившемся сезоне мои борзые поймали несколько зайцев, и все они оказались матерыми, то есть взрослыми особями, весом 4,5 кг и более. Прибылого зайца собакам взять легче, но мы не подняли ни одного такого. Значит, молодняк выживает очень мало, поэтому и прироста поголовья зайцев нет.

Не знаю, может, я отношусь предвзято к настоящему времени. Но мне кажется, что раньше общество охотников и рыболовов воспитывало вновь вступивших в общество молодых людей в духе бережного отношения к природе. Большинство охотников понимали, что если они будут стрелять по всему, что встретится в угодьях, то в следующем сезоне в этих угодьях не найти уже никакой дичи. Члены охотколлективов принимали активное участие, вместе с егерями, в охотустройстве (таксациях, зимних подкормках дичи, в борьбе с вредными хищниками). А сейчас, сдав экзамен и заплатив деньги, легко стать охотником. Более обеспеченные охотники имеют неограниченную мобильность и не придерживаются одних угодий. «Обобрав» сегодня одни, они переместятся завтра в другие и сделают там пустыню.

Нельзя забывать и о губительном действие палов травы и соломы. В последнее время это стало все больше распространяться. В таких пожарах гибнет масса живности, в том числе и зайчат. Раньше, когда скота было много и колхозного, и частного, все целинные участки выпасались, сухой травы не оставалось, весной палить было нечего. То же касается и летних палов стерни после уборки злаковых. Сейчас солому почти никто не заготавливает, так как скотоводство Украины почти умерло. Фермеры нашли другой способ избавиться от ценного органического удобрения – спалить солому. А ведь на убранных полях, в стерне обитает много зайчат. Вот вам и результат. В доказательство могу привести один пример. Не раз я бывала в Целинском районе Ростовской области. Зайцев там всегда хватало, не смотря на большое распространение там борзых. Практически, вся земля там под посевами и ухожена. В очередной мой приезд туда весной я заметила, что нигде нет паленых участков. Задала вопрос местным фермерам. Они ответили, что у них за этим следят строго. А у нас?

Еще одна из возможных причин исчезновения с полей зайцев – дальнейшая химизация растениеводства. Хотя, я давно заметила, что в южных равнинных регионах, где вся земля обработана и занята сельхозкультурами (соответственно, применение химии и т.д.), зайцев заметно больше, чем северных, где неудобья, балки, целинные участки, много заброшенных полей, поросших высоким бурьяном. Там и про гербициды не вспоминают. Возможно, отсутствие там зайцев имеет другие причины. Например, наличие большого количества хищников.

Конечно, также нельзя забывать, что кроме человека, у зайца есть еще природные враги, в чью цепь питания он входит. Это волки, лисицы, хищные пернатые. Численность волков в Украине, похоже, неуклонно растет. Это происходит уже не один год. Волки сейчас есть даже в степных районах Крыма, а не только в северных лесостепных областях. Они уже давно не ограничиваются дикой добычей, а нападают и на домашних животных. В прошлом году друзья рассказали мне, что волки съели их домашних коз, которых они легкомысленно оставляли на привязи за двором. Живут мои друзья в небольшом хуторе недалеко от границы с Россией. Я тоже живу в 5 километрах от контрольно-следовой полосы, за которой российский лес. Мне в минувшем сезоне довелось встретиться с волком дважды во время охоты с борзыми. И это впервые за 20 лет моей охоты. Речь сейчас идет о том, что волк уже не редкость в наших угодьях, и ему что-то кушать надо. Зайчатина также составляет часть его рациона, а вот борьба с этим хищником ведется слабо, так как чрезвычайно сложна в организации.

Лисицы вообще развелось в последнее время уйма. В прошлом году во время гона у лисиц я едва ли не на каждой утренней прогулке наблюдала 1-2 особи. А однажды за один такой день мы перевидели 9 лисиц, из которых только трех удалось травить борзыми. Лиса довольно плодовита, в выводках 6 и даже 8 лисят и все они ждут от мамы мяса. Мышей столько не наловишь. А зайчата – в самый раз. Если раньше у охотников был стимул отстреливать лисицу за ее шкуру, которая была в цене, очень популярна была охота с норными собаками. То теперь, когда лисья шкура ничего не стоит, большинство охотников даже не желают тратить на нее патроны. Вот и расплодилась лисица. Возможно, повсеместное увеличение численности лисиц и является основной причиной сокращения поголовья зайцев?

Хищные птицы тоже питаются зайчатами. В некоторых местах этих пернатых хищников развелось с лихвой, там и зайца найти очень сложно. Бывая летом в угодьях, я часто находила недоеденные этими птицами останки молочных зайчат. Раньше в обществе охотников и численность пернатых вредных хищников была под контролем, отстреливали сорок, ворон, теперь это уже никого не интересует.

Все эти мои изыскания, на самом деле только догадки. А чтобы установить истинную причину этой проблемы, ею должны заняться биологи, экологи охотоведы, и найти способы ее решения. 2011 год по восточному календарю – год зайца. Может быть, в этом году нам с ним повезет?