Почему мы делаем это везде?

О. Смирнов

Март, 2012 год

Есть у Битлз песня, под названием Why Don't We Do It In The Road? (Почему мы не делаем это на дороге?) текст которой состоит из двух фраз “Почему мы не делаем это на дороге?” и “Никто не будет следить за нами”. По настоящее время нет единого мнения относительно того к чему относятся слова этой песни. Среди различных ассоциаций у меня навязчиво возникает тема мусора, который хочет выбросить на дорогу один из безымянных персонажей, находящийся в автомобиле. Если следовать этой версии, то получается что и в других странах у людей есть соблазн выбросить мусор не туда куда положено, однако по разным причинам делается это там значительно реже, нежели у нас.

После начала массового посещения нашими соотечественниками западных стран, одними из самых ярких впечатлений были – “Там везде так чисто, что даже окурок стыдно на тротуар бросить” или, “Там такие чистые туалеты и в них есть все что необходимо, а в парках всегда в наличие пакетики для собак и специальные контейнеры для их сбора”. Люди привыкли к этим диковинным для нас вещам, которые в их жизни просто обыденность. Такая же картина примерно обстоит и с мусором. Во многих странах давно и широко применяется система сбора мусора по категориям и люди к этому привыкли и автоматически этим пользуются. Во многих и даже далеко не передовых странах есть четкое время сбора мусора для каждого района, населенного пункта и т.д.- необходимо выставить запакованный в специальный пакет свой мусор на примыкающую к дому улицу и все. Есть и другие способы по типу, как говорят в авиации “защита от дурака”, означающего, что снятый элемент или прибор с борта самолета может быть поставлен назад только одним единственным способом и не иначе. Так, например, в США уже несколько десятков лет нет полиэтиленовых пакетов, их успешно заменили на бумажные с быстрым сроком саморазложения. Там же за использованную алюминиевую банку из под пива или сока сдающему выплачивается по 30 центов.

И подобных примеров можно привести достаточно. Получается, что стандарты чистоты просто заложены в правила жизни и являются неотъемлемой частью ее повседневности. Для этого конечно нужны средства. Но самое главное, что в этом укладе чувствуется не поверхностная забота о человеке, природе, это не выглядит кратковременной акцией, а является частью внутренней политики государства. Такие правила для людей, защищающие окружающую среду значительно эффективнее позволяют видеть результат поговорки о том, что “чисто не там где убирают, а где не сорят”.

Вот еще один показательный пример с моего личного опыта. При получении задания на патрулирование побережья Шотландии на самолете радиоэлектронной разведки ВВС Великобритании перечислялись и уточнялись объекты патрулирования. Особое внимание было уделено доразведке брошенного судна с контейнерами отходов на границе территориальных вод. В процессе выполнения задания была произведена съемка места стоянки судна на якоре, восстановлен его маршрут до прибытия на это место с использованием различных технических средств в том числе и с использованием информации со спутника. Видя все это, мне стало ясно, что на территорию этой страны и в ее территориальные воды отходы никогда незаконно не попадут. Вот это действительно защита своей окружающей среды на государственном уровне! После этого патрулирования и других наблюдений у меня сложилось твердое убеждение, что не менее тщательно осуществляется подобный мониторинг окружающей среды и на всей островной части государства.

Безусловно, в развитых европейских странах бывают и исключения, например на стадионах во время и, особенно, после футбольных матчей. Или желания бесплатной “утилизации” особенного строительного мусора. На эти вызовы, в конце концов, тоже находится управа. Всегда есть люди, которые видят эти безобразия и сообщают в полицию. Второй раз нарушитель из-за штрафа на это нарушение просто не пойдет. Честно говоря, даже в нашей, пока безнадежной ситуации я до сих пор не готов к подобным действиям. А быть может это правильно и надо свою психологию менять на этот англо-немецко-французский манер. В концептуальном плане нужно взять наработанный опыт других стран, который применим к нашей территории и выжимая из себя по капле раба привыкать, привыкать и привыкать к новым правилам, может быть и не всегда привычным и удобным.

Возвращаясь к нашей действительности, предвижу критические взгляды на “избитую” и неприятную для некоторых оппонентов тему, а может быть и вопрос – а где здесь конкретика. Можно так же перевести эти заметки на патетику, в виде – начни с себя, со школьного воспитания, с семьи и т.д. Поверьте, в своих рассуждениях и в воспитании детей начинал и не раз и продолжаю это со внуками.

Ограничусь анализом всего одного места на Десне в районе села Хотяновка, расположенного в пяти километрах от Киевской ГЭС в сторону Чернигова. Вот такую экзотическую картину (фото 1) я застал в этих местах на берегу Десны в апреле прошлого года на своем любимом месте, которое расположено почти напротив Погребской Старухи. Такого “пика формы” здесь я не помню на протяжении последних двадцати пяти лет. Раньше сюда добирались в основном пешком, а в летнее время берега были густо заселены целыми палаточными лагерями, но такого мусорного беспредела не было никогда. Сейчас большинство приезжает сюда на автомобилях, что внесло и дополнительное разнообразие в ассортимент местных прибрежных свалок-автомобильный мусор в виде отслуживших аккумуляторов, емкостей от различных автомобильных жидкостей, изношенных деталей и даже брошенных угнанных и разобранных автомобилей органически дополняет классику. Да, поистине автомобиль, а значит и достаток , не делает человека культурнее.

Все что вы видете на снимке и что не попало вобъектив, я с сыном за несколько рыбалок вывез. Эта мелкая инъекция для природы, которая в самом минимальном масштабе добавила, прежде всего нам, удовлетворение и еще где-то, возможно, как-то подействовало на окружающих, которые оказались свидетелями нашей уборки. Эта отдельно взятая очистка, конечно, не решит никаких проблем с загрязнением в Устье Десны и на берегах друг водоемов, хотя этот наш вклад далеко не единичный. После каждой рыбалки я увожу с собой хоть какую-то дрянь. А что же делать в кардинальном плане, как поставить на место то молчаливое стадо, которое тупо, в основном, когда нет свидетелей, а то и при них порождает после себя горы мусора? Каждый рыбак и не рыбак, с кем приходиться говорить на эту тему утверждает, что он, и его друзья ничего подобного себе не позволяют. Кто же тогда эти вредители-невидимки?

Сейчас за Киевской ГЭС началось строительство второй Кончи Заспы. Нарезаются участки вдоль Десны, вдоль обводного канала Киевского водохранилища, который по сути является зоной ограниченного присутствия, выбирается песок выше стратегического объекта – деснянского водозабора для Киева, выбирается песок и с русла Десны без соответсвующего укрепления берегов. Через очень короткое время эти строения вдоль Десны и обводного канала Киевского водохранилища со своими частными пляжами замкнут все береговое пространство, которое станет как в Конче Заспе непроходимым. Какое-то время все будет хорошо и солнце будет светить как надо, но есть такая поговорка о том кто “сам яму роет”, это как раз для этих мест. Видно быстро забыли про события с плавнем на Сырце...

От плотины ГЭС по мановению какой-то волшебной палочки к этим оазисам проводятся различные коммуникации, улучшена дорога, поставлены столбы с освещением и т.д. Все это удобно и для других обитателей этих мест, но остается вопрос – а почему только с наступлением волны массовой застройки здесь возникают эти “оазисные” условия. Можно не сомневаться, что внутри этих отдельно взятых мирков все будет блестеть от чистоты, а вот снаружи и между ними останется все как было, те же кучи мусора, которые игнорируются этими счастливыми на миг людьми. Именно на миг...

Печальная статистика строительства дач и котэджей вблизи водоемов показывает, что строительный и текущий мусор тоже оказывается под водой. Неужели у нас уже массово начал действовать закон Паркинсона “...каждое предприятие себя изживает...”.

И вот тут возникает другой вопрос. Где в этой местности массовой котеджной застройки поставлен хоть один мусоросборник и есть ли какая-либо элементарная очистительная инфраструктура? Уверен что нет. А где же районные и сельские власти , которые отдают на каких-то условиях эти земли под застройку, называя их не сельскохозяйственного, конечно, назначения? В принципе нормально, если смотреть вперед и согласовывать эти действия с развитием района, но где в условиях сдачи этих земель экологическая составляющая. Да, видно земля идет так “по-человечески” и именно для людей, которые в ней край как нуждаются, что на природу и ее восстановление денег от этих решений властей не остается. Вот здесь и лежит главный резерв, который не используется по причине высокой цены… кармана чиновника.

Осещина, “художники” и другие, это те, кто зарегистрировал для нуждающихся заслуженных художников участок земли, продают ее, причем через одно и то же лицо от восьми тысяч долларов за сотку. Это, так называемый вторичный рынок, а есть и третичный и другие, который дороже по определению. Лицо вторичного рынка, председателя “художников”, основателя так сказать первичного рынка т.е. кооператива, никакого отношения, конечно, ко всем этим художественным деяниям не имеет, но оно очень похоже на гуру, который еще в давние времена готовил партийные ряды района через хотяновско-осещенскую комсомольскую молодежь. Кроме художников есть и много других талантливых зодчих, которые умудряются держать свою рученку на пульсе. Да, поистинне наша земля на таланты безгранична…

А что же может остановить этот беспредел с разделом земли в приведенном месте и по всей Украине и с тем, что на ней происходит. По моему мнению, Закон и контроль его исполнения. А вот каким ему быть это зависит и от нашего выбора и от тех, кого мы уже выбрали.

Возможно в нашей читательской среде есть кроме сочувствия и другие мнения, направленные на решение этой проблемы. Пожалуйста, донесите, в смысле передайте или расскажите об этом общественности. Каждое правильное слово, тем более печатное, всегда дойдет до своего адресата. Я в это верю.