Винтовка «Спорт» или советский Браунинг

А. Вдовенко

Июль, 2013 год

В советские времена была традиция ко всяким личным или общегосударственным датам делать начальству коллективные подарки в соответствии с рангом этого начальства. Самые престижные подарки от трудовых коллективов вручались товарищу Сталину, пока он еще был жив. Этой традиции придерживались по мере возможности и в суровое военное время, когда в качестве подарков в большинстве случаев служило оружие.

Так, на Ковровском оружейном заводе, в паузах между изготовлением пулеметов, лучшие мастера изготовили копию полуавтоматической (самозарядной) винтовки конструкции Браунинга, которая известна как Semi-Auto 22. И подугадали закончить ее к дате – 9 мая 1945 года, и в этот знаменательный день вручить ее лично «отцу народов». Этот случай не особо известен и пока не восстановлены имена заводских участников данного события: кто изготавливал, отлаживал и дарил этот образец первой в СССР самозарядной малокалиберной винтовки. Сам же образец хранится в заводском музее, переданный туда после смерти Сталина.

Краткая история образца. Дж. Браунинга. Браунинг приступил к проектированию самозарядки уже зрелым конструктором. К тому времени в мире уже стреляла не одна полуавтоматическая винтовка. Но Браунинг поставил перед собой задачу – сделать винтовку, которая выбрасывала бы стреляные гильзы вниз, так как отражение гильз вверх или в сторону мешает стрелкам, располагавшимся рядом, а несгоревшими патронниками и вырывавшимися газами засоряло глаза самого стреляющего. Питание патронами осуществляется из трубчатого магазина, расположенного в прикладе. Патрон подавался сверху, проходя над затвором, в канале, высверленном в теле коробки. Следующие патроны отсекались задержкой, связанной с движением затвора. На линии досылания очередной патрончик удерживался от выпадения или перекоса особой легкой пружинкой и заталкивался верхним гребнем затвора в патронник при его движении вперед, направляемый особой формой специального вкладыша.

Массивный ударник до выстрела удерживался шепталом, соединенным со спусковым крючком разобщителем. Все устройство было очень простое и компактное. Вес затвора с ударником был около 135 граммов. Боевая и возвратная пружины были цилиндрические, как и подающая пружина трубчатого магазина, в передней своей части переходящая в пружинный же толкатель, который продвигал патроны по криволинейной части канала магазина.

До Браунинга такие прикладные магазины применяли в крупнокалиберной винтовке Спенсера или малокалиберных Винчестерах и Севедже. Карабинчик имел отъемный ствол, что тогда довольно широко применялось в помповых ружьях. Выборка люфта, неизбежного при применении сухарного соединения, происходила при помощи дополнительного резьбового кольца, фиксируемого через очень небольшие углы перемещения. Длина ствола составляла 19,25 дюйма (489 мм), что было сравнимо с длиной приклада со ствольной коробкой. Так что габарит в сложенном виде был не более 0,5 метра. Винтовка очень просто разбиралась без инструмента для чистки. Надо было при отнятом стволе, придерживая за рукоятку затвор, сдвинуть вперед спусковую личинку миллиметров на 15 и вынуть ее вместе с затвором. При этом, правда, мог выпасть и потеряться и отсекатель патронов…

Для заряжания винтовки в затыльнике приклада отщелкивалась защелка магазина, и толкатель выдвигался где-то наполовину. При этом на правой части приклада открывалось окно, в которое пулькой вперед опускались 9 патронов. Ствол, естественно, должен был быть направлен вниз, после чего пружинный выдвижной толкатель ставился на свое место. Если стрелок был одет в куртку с широкими рукавами, то стреляные гильзы часто попадали прямо в раструб рукава левой руки. Но это мелочи, главное, что винтовка удалась. Патент на нее был зарегистрирован 1914 годом, но, как уже не раз бывало, производство подготавливалось заранее, и в этом же 1914 году она впервые появилась как продукт комбината FN (Бельгия). Но в связи с войной производство на время заглохло. Часто эту модель называют по году выпуска – «модель 1914».

Ремингтон в Америке начал производство такой же винтовки в 1924 году и назвал ее «модель 24», а с 1935 года, несколько изменив узел крепления ствола, ее стали называть «модель 241». Под этими индексами она больше известна за океаном. На FN эту модель выпускали до 1974 года, после чего ее производство перенесли в Японию на фирму «Мироку», где выпускают до сих пор без изменений. Такую же модель, но под другим названием, делают в Китае (фирма «Norinco»), продают ее значительно дешевле. Мне встречалась подобная, сделанная в Канаде.

Такая легкая и портативная модель была бы хороша и для советского охотника, вероятно, поэтому в 1946 году Ковровский оружейный завод освоил серийное производство знакомой модели и выпустил ее в продажу под нейтральным названием «Спорт». Я встретил пару винтовочек советского производства, мало отличавшихся от бельгийского первоисточника, а сейчас ремонтирую еще одну, в результате чего удалось сделать фото. Эта винтовка отличается от предыдущих самодельным, довольно изящным прикладом, в котором, однако, отсутствует окно для заряжания. Советские винтовки имели это окно сверху шейки приклада, и магазин имел емкость 7 патронов. Для заряжания этой винтовки необходимо вынуть весь узел подачи патронов и в отверстие в затыльнике приклада всыпать по одному какое-то количество патронов и вставить стержень с пружиной обратно.

Отличается также узел крепления ствола, притом в худшую сторону. Резьбовая муфта, которая поджимает торец ствола к коробке, не фиксируется и после присоединения ствола ее надо дотянуть вручную, что не спасает от ее ослабления после второго же выстрела. Как мне показалось, ствол был заменен вместе с цевьем, оставлена только казенная часть с сухарным соединением и целиками – их три. Первый стационарный, а два откидные, на бОльшие дистанции. Прорезь треугольная. Эти целики также отличаются от применяемых на первоисточнике – там установлен простой пружинный винчестеровский целик. Ствол оказался длиной около 570 мм, что, кажется, и повлияло на работоспособность винтовки. Дело в том, что владелец стрелял современными мощными патронами Ремингтон, при этом гильза рвалась в месте захвата экстрактором. После устранения этой неисправности обнаружилось, что тонкую гильзу современного боеприпаса при выстреле безобразно раздувает в задней части, практически ликвидируя закраинку и, следовательно, возможность захвата ее выбрасывателем. Правда ее все равно выдувает из патронника остаточным давлением газов, но это порождает нестабильность экстракции.

На фото слева – гильза патрона Ремингтона, правее – гильзы патронов советского производства Восток и валового спортивно-охотничьего, которые срабатывают безукоризненно. Возможно, с более коротким стволом время воздействия пороховых газов на гильзу при ее экстрагировании было бы меньше и ее так не деформировало. А увеличить массу затвора или силу возвратной пружины для компенсации длины ствола не представляется возможным.

На винтовке имеется место установки оптического прицела и сам прицел, по утверждению владельца, комплектовавший оружие. Это прицел ПУ на оригинальном кронштейне. Причем нижние направляющие надвигаются на соответствующие направляющие «ласточкин хвост» колодки, а трубка прицела с некоторым трением вставлена в трубку кронштейна. Никаких стяжных или стопорных винтов нет. Целесообразность оптики вызывает большое сомнение, так как быстросъемное крепление ствола ненадежно, как и конкретное выполнение крепления самого прицела.

Из клейм, кроме серийного номера ромбического контура практически на всех деталях имеется только одно – на основании спускового механизма (см. фото), где просматриваются буквы «З-д № 2. НКЗ». Кстати, такого клейма в таблицах ружейных клейм советского периода я не встречал. Однако охотники говорят, что видели подобный карабинчик с надписью «Ковровский завод». Ввиду специфических недостатков для охотника-промысловика эта винтовка не представляла интереса, тут вне конкуренции остались тяжелые, но надежные ТОЗ-8, ТОЗ-17, ТОЗ-18, а вскоре вышло более надежное самозарядное оружие – ТОЗ-21 и комбинированная «Белка», все под патрон 5,6 (22 LR). Поэтому винтовок «Спорт» было выпущено очень немного, не более 10 тыс. штук, и они очень редки, а сведений о них в печати было крайне мало. Только один раз где-то в 80-е в журнале «Охота и охотничье хозяйство» была заметка о модернизации винтовки «Спорт», которая касалась установки прицела прямо на стволе, что устраняло погрешности с ненадежным его креплением. Но заманчивая идея, навязанная Дж. Браунингом еще долго не давала покоя советским конструкторам. В этот раз тульским в 50-е годы.

Ружье МЦ29-3. Двустволка, верхний ствол запирается затвором от советской «Берданки» МЦ20-20, под ним расположен короткий ствол калибра 5,6… с почти копией механизма «Спорт», с тем же магазином на 8 патронов в прикладе. Длина верхнего ствола 20 или 32 калибров – 600 мм, малокалиберного – 300 мм. Это ружье было в каталогах, но не в продаже.

Ружье МЦ30-20. Трехстволка, верхние стволы 20 калибра, длиной 675 мм. Нижний нарезной ствол длиной 400, калибра 5,6… Самозарядный, с пятизарядным магазином, помещенным под патронниками верхних стволов. Питание патронами по принципу Браунинга, затвор разместился в цевье, не намного более массивном, чем обычные. Спусковые крючки для верхних стволов, а после сдвигания селектора передний переключается на нарезной через тягу, пропущенную под магазином. Крепление для оптики не предусмотрено. Такое ружье могло применяться только при охоте на птицу или мелких зверьков. Говорят, что некоторое время его делали по особым заказам, я думаю, изготовлено не более десятка штук. Может быть были и другие похожие разработки, о которых мы сегодня не знаем.