Расколы прикладов ИЖ-12 и ИЖ-27

В. Вольф

Апрель, 2014 год

Многие охотники, а также любители оружия подмечали, что на ружьях ИЖ-12 и ИЖ-27 приклады очень часто получали продольную трещину (а то и несколько трещин). Эта трещина всегда появлялась в области перемычки, где крепежный винт подтягивает колодку.

Правда, некоторые знатоки оружия уже отмечают, что в этом месте небольшой зазор просто необходим, и тогда трещины не случится вовеки… Но позвольте, как же так?! Всегда и всюду все оружейники мира работали над тем, чтобы врезка металла в дерево была безупречной, и ни о каких щелях не могло быть и речи. Ведь в щели проникает влага, грязь, пыль, да что угодно.

На самом же деле подобные заявления – это обычная отговорка бракоделов. В идеале, щелей там не должно быть никаких. А почему раскалываются приклады, я вам объясню. Все очень просто, обратите внимание на торец приклада. В верхней его части дерева вполне достаточно. Хотя, конечно, лучше бы врезка дерева не задвигалась под углом, а заходила прямолинейно и задвигалась под металл, чтобы не повторилась история с прикладами ТОЗ-34. А вот в нижней части торца приклада дерево дорезано до 1 мм, вот почему иногда и происходит расщеп дерева, то есть тонкая часть выскакивает наружу. И это при том, что установку приклада приходится производить в струбцинах.

Теперь еще раз обратите внимание на верхнюю часть торца приклада. Врезка металла в дерево выполнена ступенчато, т.е. дополнительные точки упора все же присутствуют. Уточню, я говорю о моделях ИЖ-12, ИЖ-27 первых образцов и спортивных моделях ИЖ-25. В этих моделях приклады проживут несколько дольше, чем в современных, но при интенсивной эксплуатации (замечу, что я говорю об эксплуатированном оружии, а не о том, которое 50 лет пролежало в дедушкином шкафу и «выглядит как новое») раскол все же будет и в них. Даже и у перемычки, ведь там дерево и без того прослаблено выступающей частью перемычки и, конечно, стяжным винтом. Именно поэтому в моделях Хуглу, Люгер и пр. выступающая часть перемычки отсутствует, а отверстие с резьбой делается непосредственно в перемычке. Ведь винт там небольшой и ослаблять древесину незачем.

Рамочная система, как и полнозамочная довольно сильно ослабляет приклад врезкой металла в дерево. И чтобы ложа дольше служила, учитываются все точки соприкосновения металла с деревом. Ведь от чего древесина прослабевает? Здесь, прежде всего, играет роль сорт применяемого для приклада дерева. Чаще всего это бук и береза. Бук сам по себе крохкий и сильно утончать его не следует. Бук хорош там, где дерево не утончено, например в МЦ21-12. В нем расколы крайне редки, разве что при добивании прикладом зверя, что у наших охотников довольно частое явление.

К твердости древесины следует добавить и гигроскопичность дерева. Это и попадания влаги на охоте, и установка не высушенного дерева на заводе. Подобное свинство случается в ижевском оружии довольно часто (вы уж мне, оружейному мастеру, поверьте на слово…).

Вообще то, в идеале приклад и цевье должны изготовляться из специального сорта дерева, высушенного на открытом воздухе и выдержаного в печах при определенной температуре. После чего необходимо производить специальную пропитку внутренних частей древесины после врезки. Это могут быть специальные олифы на растительной основе, что через определенное время затвердевают. На худой конец пропитка горячими масляными маслостойкими лаками. Ведь оружейное масло, какое бы оно ни было, из оружейного механизма будет протекать и в древесину.

В новых ИЖ-27 древесина ничем не вскрыта и при усыхании приклада (а это часто бывает у новых ружей) образуется довольно значительный люфт. Если из такого ружья продолжать стрельбу не подтягивая винт, то раскол ложи произойдет однозначно. Конечно, за всем не уследишь. Но в «западных» моделях с этим забот нет, и я скажу почему. Потому что применяется добросовестная просушка и качественная древесина с пропиткой также и внутри врезки.

Часто приходится слышать глупое мнение, оправдывающее брак – это «промысловое» ружье… «Интересно», если оно промысловое, так можно сделать ложу и с папье-маше? Или промысловик это «недочеловек»?..

С 1990 годов врезку металла в дерево ИЖ-27 изменили – упразднили ступенчатую конфигурацию и сделали ее клиновидной и даже этой незначительной опоры не стало. В результате к нам (да разве только к нам) в мастерскую массово понесли ружья с расколами лож. Правда, в магазинах купить новую ложу уже не проблема, готовые ложи также стали массово завозиться. Но вот беда, эти ложи, что приходили с завода, часто являлись некондицией, хоть в них и выполнена была врезка металла в дерево, и приклад был с чистовым покрытием. Но врезку дерева для постановки приклада, в большинстве случаев, приходилось делать по-новому. Ну, а за питч, боковой отвод нечего было уже и говорить, прикладистости у таких лож не было никакой. Да и раскалывались они снова довольно часто. Проблема была в том, что врезка на всех вырезанных прикладах была на 2,5-3 мм меньше чем колодка ружья. И при надвигании ложи на колодку, даже уже при подтяжке винта появлялась трещина. Сначала микро, затем все больше и больше.

Многие охотники спасались от поломок поперечными нагелями, стягивая шейку приклада. Это несколько задерживало раскол, но прослабление щечек приклада внизу вызывало расщеп или срывание нагеля. Мне до сих пор становится смешно, когда на штуцерах ИЖ-94 я вижу стандартные колодки и приклады. Ну, зачем обманывать людей? Ну, если уж так, то пусть бы завод ставил стяжные нагеля. Они хоть немного упрочняют шейку приклада от раскола. Но эту проблему так никто и не решил.

Сейчас какие-то фирмы взялись выпускать приклады к старым ружьям. И к ИЖ-12, и к ИЖ-27 также, делают и к ИЖ-27 первых выпусков. Но врезку на них тоже нужно подновлять и подгонять. Вы меня, конечно, извините, но ложа типа Монте-Карло на этих ружьях смотрится как «свинья под седлом». Шейка ложи тонкая, ружья при этом сильно низят. При этом стоимость такой ложи немаленькая (а насечка на шейке накатная…).

Конструкция ИЖ-27 без хорошей модернизации скоро даже у фанатичных поклонников российского оружия будет невостребованна. Обратите внимание на фото 1. Таким вот образом усилили ложу в новых моделях. Ни дизайна, ни прочности! В старых моделях ИЖ-12, ИЖ-27 хоть была сбережена классическая врезка с боковыми щечками. А что теперь? Ну, кому понравится такое убожество!

Фото 2 – это старая врезка металла в дерево. Хоть ее и кололо, но классическая форма все же была сбережена. На фото 3 современная врезка металла в дерево. Хоть ложу сверху и утолщили, но такой клин – это ненадолго. Фото 4 – при такой толщине в нижней части (стрелка А) никакая ложа долго не проживает. Да и не мудрено, если в нижнем пазу колодки дерево дорезается до шпона (на фото 5 стрелка 1), то о какой прочности можно говорить… Наверно вы заметите, что здесь глубже посадить нельзя, отверстие рычага взвода курка (стрелка 2) не позволяет. Ну, а какая необходимость чтобы рычаг взвода взводил курок сбоку? Да пусть он будет коленчатым и взводит курок с торца (где находятся бойки), стрелка 3. Правда ведь не много переделки нужно произвести? Но такие переделки необходимы, если завод хочет эту модель выпускать и в ХХІ веке. Фото 6 — стрелка указывает перемычку колодки куда вкручивается крепежный винт. Фото 7 — а вот уже и сколы в нижней части, процесс пошел.

И так, ружье, которое первоначально конструировалось под давление 663 кг/см2 без необходимой модернизации сразу превратилось в Магнум, где патроны создают давление 950. А для укрепления усилили вырез для запорной планки, путем незначительного утолщения. В перемычку колодки забили на «ласточкином хвосте» пластинку, чтобы она подперла стволы. Это такое сцепление стволов с колодкой! Но ведь всем давно известно – все съемные части (пресовки, завальцовки в малых размерах) долго нести сильную нагрузку не могут.

Но это еще не все. Запорная планка в месте выхода для запирания стволов так и не имеет паза. Она висит в воздухе, а должна иметь паз как рамка Пердэ. Врезку металла в дерево тоже никто не усиливал. Правда усилили отвратительным наростом (фото 1 стрелка 1) приклад.

Но ведь на этом «левши» не остановились. Из модели ИЖ-27 они сделали… штуцер. Притом под мосинские патроны, в которых давление 3000 Атм. Ну, чтобы штуцера сразу не развалились, стволы укоротили до невозможного. А подошли бы к этому вопросу серьезно, устранив все указанные недостатки, тогда можно было заниматься и проектировкой штуцеров и магнумов.