Причины осечек в ИЖ-58

В. Вольф

Червень, 2015 рік

Отвечаем на ваши письма

Несмотря на сильные спиральные пружины, надетые к тому же на направляющий стержень, осечки в ИЖ-58 все же случаются. Причин этого бывает много. Мы их сегодня и рассмотрим.

Прежде всего, необходимо определить из-за чего происходят осечки. Для этого необходимо отделить колодку от приклада, открутив длинный стяжной винт, затем взять колодку в правую руку и отжать до отказа спусковой крючок ствола, который дает осечку. Не отпуская спусковой крючок, толкните отверткой курок вперед, чтобы боек вышел из отверстия зеркала затвора. Если боек выглядывает очень мало и к тому же перекошен вниз, то ваш боек либо подогнут, либо расшатался (он завальцован в курке). В этом случае необходимо разобрать механизм и выправить боек (он позволяет рихтовку) и зафиксировать его каплей сварки (полуавтоматом), предварительно засверлив лунку для сварки. После такого ремонта собираете механизм и снова проверяете выход бойка. Он должен выглядывать на 1,9-2 мм, причем с незначительным уклоном. Для отбоя необходимо нажать на язычок-взводитель, после чего курок спрячется вовнутрь. При таком ремонте также важно проверить, правильно ли собран механизм: язычки-взводители должны упираться в торец направляющего стержня боевой пружины в пропиленные пазы. Если пазы не совпадают с взводителями, это может быть причиной осечек.

Менять боевую пружину при осечках не стоит. Она и так сильная, к тому же собирать боевую пружину, устанавливая муфточку без специального приспособления, довольно сложно.

Еще в ИЖ-58, ИЖ-54, Зимсонах и других моделях, у которых курок двигается (качается) в вертикальном пазу, может вызывать осечки ржавчина. Если в ИЖ-54 и Зимсон сам курок полирован, то в ИЖ-58 он сильно шероховат, что при охотах в сырую погоду может вызвать оржавление курка и внутренних стенок паза, где качается курок. Вследствие этого, качаясь на оси, даже без деформации оси он будет притормаживать.

В случае оржавления либо следов затирания на курке, необходимо наждачной бумагой удалить следы ржавчины и затирания. При этом, если ось очень плотно заходит в отверстие курка, то место затирания на оси тоже прошлифовывается (зажать ось в патрон шуруповерта и прижать наждачную бумагу к месту движения курка). А вот внутри пазов вычистить будет уже сложней. Разгон для надфиля здесь крайне мал, к тому же перед запиловкой необходимо промыть колодку в бензине, чтобы не замаслить надфиль.

Рассверливать отверстие в зеркале затвора и отверстие в курке категорически запрещено. Также не нужно сошлифовывать полукруглую ступеньку вокруг отверстия для оси курка. Она специально изготовлена и благодаря ей курок своим телом не затирает стенки своего паза. Правда, случается так, что этот поясок уже кем-то до вас был стерт до основания. В этом случае необходимо не сошлифовывать много в пазу.

Некоторые могут утверждать, что причина осечек – затирание курка деревом приклада. Не слушайте, это присуще другим моделям, а в ИЖ-58 курок деревом не затрется. Да, бывает, его вершина может упираться при взведении в дерево. И если мала выборка на прикладе, то курок просто не встанет на боевой взвод. Это несложно проверить. Снимите приклад с колодки и, присоединив колодку к стволам, взведите курки, открывая ружье. Вставив стреляные гильзы в стволы, можно проверить, как работает механизм на удар. Ну, а подчистить древесину несложно, об этом я ничего нового не расскажу.

Будет непросто ремонтировать, если механизм при предыдущих ремонтах уже располовинили новыми деталями, причем новые не согласовали с остальными. Ну, например, менять местами язычки взводителей нельзя. В таком случае курок будет с опозданием становиться на предохранительный взвод или же вообще не отходить.

Должен сказать, что затирание боевой пружины о декоративную боковую пробку с осью случается в том случае, когда, не откручивая верхний крепежный винт, пробуют выбить ось. При этом заклинивается боевая пружина с муфточкой наглухо. Ну, тогда работы прибавляется…

А недовзвод курка проверить несложно. Для этого необходимо снять колодку с приклада, снять нижнюю личину со спусковыми крючками, опять пристегнуть стволы с цевьем и взвести курки. При этом придерживайте шептала (так как они в некоторых моделях будут уже без пружин), ведь пружины отсоединены вместе с нижней личиной. При взведении будет заметно, насколько взведены курки и какой зазор между шепталами и боевыми взводами курков. В случае недовзвода необходимо проверить тонкую ось — стержень, который пронизывает цевье поперек и насквозь. Проходя даже через пазы, в которые заходят язычки-взводители. Правда, недовзводов в моей практике еще не случалось. Конечно, если этот тонкий стержень нарушен, то недовзвод будет.

А вообще, при осечках ИЖ-58 бывает достаточно устранить затирание курка о стенку паза и, соответственно, проверить боек – его выход, уклон и наличие затирания.