Реформа охотничьей отрасли. Взгляд изнутри

А. Исаев

Березень, 2016 рік

Моему внуку скоро семь Он уже просит: "Дед, дай подержать ружье" Я вижу, как у него горят глаза, и он уже задает вопрос: "Когда мы пойдем на охоту?" И мне становится немножко страшно от того, что он может сегодня увидеть и услышать на охоте, страшно от того, что вскоре мне некуда будет повести его на правильную охоту.

Небольшая группа охотоведов, в том числе и ваш покорный слуга, осенью 2014 года инициировала вынесение вопроса о реформировании охотничьего хозяйства Украины на самый высокий уровень. Мы были услышаны и включены в состав рабочей группы по реформированию отрасли. А поскольку за охотничьи дела у нас отвечает главное лесное ведомство, то, естественно, что эта рабочая группа была создана при Гослесагентстве Украины. Активная фаза работы группы пришлась на весенне-летний период 2015 года. На первой же встрече мы предложили свое видение по управлению охотничьей отраслью, а также внесли проект концепции развития охотничьего хозяйства Украины. Это застало лесоводов врасплох, поскольку до этого момента не только о концепции, но и вообще об охоте похоже говорить серьезно и не собирались. Но дело "закрутилось" и над концепцией начали работать совместно.

Настроены на работу мы были серьезно и даже немного воинственно - уж слишком много проблем накопилось в охотничьем хозяйстве, и решаются они не так как хотелось бы. Но мы понимали, что от такого "симбиоза" не стоит ждать существенных и решительных изменений. Ведь первопричиной всех бед в охотничьем хозяйстве мы считаем несовершенное государственное управление отраслью. Мы заявили, что Гослесагентство не способно управлять охотничьим хозяйством страны, а охотничье хозяйство, как специфическая отрасль, нуждается в построении собственной вертикали управления. И главный предложенный нами постулат преобразований - создание самостоятельного государственного органа управления охотничьим хозяйством.

Как вы думаете, понравилось это ведомству, которое несет прямую ответственность за нынешнее состояние дел в охотничьем хозяйстве? Ответ очевиден. Очевидно и то, что Гослесагентство не сможет реформировать охотничье хозяйство и вывести его на новый современный уровень. Более того, оно не хочет заниматься реформой, дабы не потерять охотничье хозяйство. Именно поэтому начатая попытка реформы провалилась, и все тихо было «спущено на тормозах».

Хочу внести ясность. Я не пытаюсь очернить родное лесное ведомство. Я не против лесного хозяйства, я за охотничье хозяйство. Для охотоведов вопрос управления охотничьей отраслью был актуален всегда, и 30-40 лет назад, даже когда у охотничьего хозяйства были определенные успехи. За всю новую историю Украины охотоведы никогда не управляли своей отраслью, а охотничье хозяйство существовало лишь как придаток отрасли-антагониста. Пребывание долгое время в составе другой отрасли не позволило охотничьему хозяйству реализовать свои возможности и привело к нынешнему состоянию упадка. Ну не могут охотничьим хозяйством управлять лесоводы или аграрии. Почему нужно объединять абсолютно разные по сути и задачам отрасли? И этот вопрос у меня ни к Гослесагентству, а к первым лицам страны, от которых зависит решение этой затянувшейся проблемы. Кстати, успехи охотничьей отрасли в советский период, главным образом были благодаря трепетному отношению к охоте высшего руководства страны.

Сегодня охотничье хозяйство Украины можно сравнить с автобусом, заполненным пассажирами, который медленно движется по разбитой дороге, а за рулем никого нет. Пассажиры – это охотпользователи, а бездорожье - это экономическое и социальное состояние нашего общества. И мы все должны думать, как вырулить на хорошую дорогу. Поэтому один из ключевых вопросов в поиске решений по выводу охотничьей отрасли из кризиса – кто сядет за руль этого автобуса, точнее кто, какой орган будет руководить отраслью. Для нас, специалистов охотничьего дела ответ очевиден. И дело здесь не в отдельной должности, которую якобы кто-то хочет занять. Главная задача - построение совершенной системы управления охотничьей отраслью. И сегодня как никогда мы уверены в важности создания самостоятельного в принятии решений государственного органа управления охотничьим хозяйством.

Еще вчера сама идея создания нового государственного органа выглядела как утопия. Оппоненты в один голос кричат "Не время", "Не нужно", "Не целесообразно". Да, у псевдореформаторов от власти всегда найдутся весомые аргументы "против". Один из бывших руководителей лесной отрасли Марчук Ю.Н. на "круглом столе" мне заявил: "Если хочешь завалить дело - создай Министерство". Во как!

Ну а как же обстоят сегодня дела в самой лесной отрасли, как идет реформа? С большим сожалением и горечью говорю, что дела в лесной отрасли сегодня ничем не лучше, чем в охотничьих делах. А может прав Юрий Николаевич, ведь есть же свое "министерство", а дела не лучше. Не буду вдаваться глубоко в проблемы лесников, приведу лишь одну цитату из обсуждений реформы лесной отрасли. А там сейчас такие горячие обсуждения, что чубы трещат. На вынесенный вопрос: "Какие проблемы лесного сектора призвана решить институциональная реформа лесной отрасли?" один из участников обсуждения заявил, дословно: (тут перекласти – ред.) "В Україні фактично відсутній центральний орган виконавчої влади з питань лісового господарства, який регулює державну лісову політику, надає методичну допомогу та здійснює контроль за всіма без винятку лісокористувачами. Відсутній державний інститут, який балансує екологічні, економічні та соціальні інтереси суспільства по відношенню до лісу та лісових ресурсів, які постійно змінюються. Натомість у нас є Держлісагентство, яке виступає не як державний регулятор, а як монопольний гравець на ринку деревини, у якого регулятивні функції відійшли на задній план. За останній рік не розроблено та не затверджено жодного суттєвого регуляторного акту, який би сприяв розв'язанню проблем у лісовому господарстві". Что уж говорить об охотничьем хозяйстве…

Поэтому сегодня идея создания центрального государственного органа управления охотничьим хозяйством не такая уж утопическая. Наоборот, самое время. Для нас создание самостоятельного органа управления не самоцель. Речь идет о грамотном управлении самостоятельной отраслью, а не сектором лесного ведомства. Уважаемые коллеги-лесоводы, у вас самих прямых дел невпроворот, согласитесь, что мы правы, отпустите охоту. Всем будет от этого только лучше. У нас с вами абсолютно разные предметы, средства и орудия производства. У нас разные образование и взгляды на решение стоящих перед нами задач. У нас только цель может быть общая – сделать нашу страну богаче и крепче. Риск лишь в том, что и ваше главное ведомство, и наш новый орган может возглавить какой-нибудь "Аля-Сивец". Что из этого выйдет, мы уже видели. И вот здесь мы можем объединить усилия и не допустить назначения непрофессионалов к управлению нашими отраслями. И далее мы будем работать бок о бок, на стыке интересов наших отраслей.

Охотничье хозяйство, как гуманитарная сфера деятельности целиком вписывается в действующую систему управления аграрным сектором экономики. Минагрополитики, согласно Положению о нем, является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в вопросах формирования и обеспечения реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса, в том числе охотничьего хозяйства. Однако в настоящее время Минагрополитики не имеет не только специального подразделения, но и ни одного специалиста-охотоведа. Но специфика отрасли, ее состояние и важность предстоящих решений по реформированию и развитию отрасли требуют специальных знаний в области охотоведения. Ну не должен директор департамента земледелия утверждать цены на лицензии, а директор департамента животноводства утверждать Правила о проведении охот. Ну не должна администрация области решать, когда и как проводить учет животных!

Поэтому мы заявили, что готовы взять на себя ответственность по выводу охотничьей отрасли на новый современный, если хотите, европейский уровень. На это, конечно, нужны годы. Но сегодня важно запустить механизм, придать охотничьему хозяйству поступательное движение вперед. И кому, как ни специалистам-охотоведам решать насущные проблемы охотничьего хозяйства. Важно понимать, что многие нормы охотоведения - это аксиома. А сегодня мы должны доказывать свою правоту и бороться с невежеством, вместо того, чтобы ежедневно реализовывать на практике то, что и не требует доказательств.

Наше участие в рабочей группе по реформированию охотничьего хозяйства показало, что наши взгляды на проблемы отрасли далеко не во всем совпадают с позицией специалистов Гослесагентства. Там по-прежнему считают, что главная беда - это браконьерство, и одним из первых пунктов в Концепции вновь предлагают усилить контроль, ужесточить наказание и т.п. Мы же говорим, что начинать нужно не с "закручивания гаек", а с создания благоприятных условий для ведения охотничьего хозяйства. Поэтому мы настаивали на разработке и принятии нового Закона об охоте. Мы подчеркиваем: не внесение изменений в действующий Закон, а принятие нового Закона. Полумеры не принесут желаемого результата, нужны кардинальные изменения. Считаем, что новый Закон должен установить новые рамки, новые правила игры. Нужно принципиально изменить подход: от запретов к разумному хозяйствованию (может тогда отпадет вопрос контроля). Опять же тут важно, кто будет стоять у руля отрасли, и кто будет писать этот Закон. И еще, важно. Закон нужно написать не для охотников, этот Закон нужен украинскому обществу. Он должен затрагивать все сферы деятельности и регулировать межотраслевые отношения во благо сохранения фауны и среды обитания, в целом - Природы.

Далее предстоит огромная рутинная работа по воплощению концепции в жизнь. И этим должны заниматься специалисты-охотоведы. На принципиально новый уровень должны выйти наука и школа подготовки специалистов.

Интересен тот факт, что наряду с рабочей группой по реформированию охотничьего хозяйства в Украине работает группа специалистов по международной программе FLEG, которая на основе анализа законодательной базы и практики ведения охотничьего хозяйства некоторыми странами Европейского Союза пытается выработать предложения по развитию охотничьего хозяйства Украины. Мне пришлось участвовать в Круглых столах, я знаком с некоторыми материалами, подготовленными экспертами по программе FLEG, и хочу высказать свое видение по этому поводу. Это наглядный пример того, как мы идем в Европу. А может мы уже там, поскольку программа FLEG финансируется Европейским Союзом и внедряется Всемирным банком. Безусловно, эксперты и консультанты программы проводят значительную работу. Они посетили несколько европейских стран, ознакомились с действующим там законодательством, и представили на обсуждение подробный и объемный анализ с главным выводом о том, что… в Европе охотничье хозяйство ведется намного лучше, чем в Украине! И вот здесь я не знаю, плакать или смеяться. А что, до поездки в Европу мы не знали, что у нас охотничье хозяйство ведется не просто хуже, а из рук вон плохо? И мы пытаемся примерить красивый яркий европейский наряд, который нам явно не по плечу. А свой побитый молью кафтан держим в сундуке и еще не примеряли (это я о том, что охотоведы еще не управляли отраслью).

Забавно, что специалисты программы FLEG готовят разного рода инструкции, вплоть до оценки охотничьих трофеев. Нам говорят: дайте предложения, дайте проекты нормативных актов, а мы их выдадим за свое, не зря же нам Европа деньги платит.

Я ни в коем случае не умаляю значимость проводимой специалистами программы работы. Уверен, что они выдадут "на гора" серьезные рекомендации. Но главный вопрос: кто будет это реализовывать, остается открытым. Сегодня некому объединить усилия даже двух рабочих групп, работающих параллельно по одной теме - реформирование охотничьего хозяйства, не говоря уже об объединении всех заинтересованных в улучшении ведения охотничьего хозяйства организаций и лиц. Некому развивать мысль о новой государственной политике в охотоведении, возрождении самостоятельной отрасли. Можно, конечно, писать статьи, критиковать власть, создавать ассоциации и т.д. Но без государственной поддержки, без совершенного и грамотного государственного управления дело не продвинется. Я глубоко в этом убежден. Говоря о государственной поддержке, мы не просим у государства денег. Наоборот. Мы говорим о том, что охотничье хозяйство Украины имеет все возможности стать рентабельной отраслью и вносить в экономику страны свой весомый вклад. Мы хотим, чтобы и государство также взяло на себя часть ответственности. И решать сегодня нужно не к кому "прилепить" охотничье хозяйство, а как заставить его работать на благо экономики державы и здоровья нации.

Можно только сожалеть, что нынешнее руководство страны - не охотники, и шансов быть услышанными у нас минимальные. И в этом вся проблема. Те, кто нас не слышит, назначают своих министров, потом их меняют. Согласитесь, это странно, что и лесники, которые имеют свое "министерство", и охотники, которые своего "министерства" не имеют, снова в одной лодке. Только в тонущей лодке, без весел. Весла в руках у тех, кто правит страной, они ими дерутся, сами не гребут и другим не дают.

P.S. А своему внуку я объясню, что такое хорошо, и что такое плохо. Я покажу ему правильную охоту.