Хорошая "резинка" - залог удачной охоты

Д. Пятак

Серпень, 2006 рік

Уже давно канули в лету те времена, когда охотник смотрел на надувную резиновую лодку как на что-то сверхнеобычное. Ведь раньше нам не приходилось много выбирать – приходилось приобретать то, что есть. Первенцем в области постройки резиновых надувных лодок является наш ВПК. Именно здесь были спроектированы и внедрены в производство первые резиновые надувные лодки: ЛАС-3 (лодка авиационная спасательная, 3-местная) ПСН (плот спасательный надувной). В процессе развития нашей «оборонки» совершенствовались и надувные резиновые лодки, появились последователи серии ЛАС: ЛАС-5М3 (лодка авиационная спасательная 5-ме6стная, модифицированная 3-местная). Все эти изделия стояли на вооружении вооруженных сил СССР. Нам же приходилось довольствоваться этими же изделиями, но уже прошедшими первое списание. У многих эти лодки, не смотря на свой почтенный возраст, продолжают трудиться и до настоящего времени.

Примерно в середине 70-х годов в розничной сети магазинов «спорттовары» начали поступать резиновые лодки различных «гражданских» фирм – «Лисичанка», «Вьетнамка», и другие. «Прорывались» в магазины и импортные изделия, например, польский «Пеликан» - лодка очень высокой ценовой категории, с вклеенным транцем для крепления подвесного мотора малой мощности.

Как не странно, но наряду с появлением на охотничье – рыболовных базах большого количества алюминиевых и пластиковых моторок, большинство охотников и рыболовов отдают предпочтение именно резиновым «надувнушкам», не смотря на то, что эти лодки обладают массой отрицательных качеств. Скажем так: что проще – навесить привезенный с собой мотор и вставить весла в уключины в стоящую на плаву лодку, или же тратить время на надувание своей резиновой лодки, укладывать в нее вещи, не говоря уже о том, что даже в сложенном состоянии такая лодка занимает нешуточный объем багажника? Ведь на охотах и рыбалках объема имеющегося багажника для остальных вещей как правило не хватает! Да и в отношении устойчивости и безопасности «резинка» значительно проигрывает обычным лодкам – возможны проколы обшивки, легко вылететь в воду при выстреле, необходимость хорошей фиксации лодки якорями или за камыши, поскольку при выстреле такая лодка прилично отплывает.

Темнее менее, приоритет именно за ней. Все объясняется очень просто: резиновая лодка практически бесшумна на воде. Вода, хлюпая об ее борта, издает наименьшее количество звуков, которые пугают птиц и рыб. А даже легкая волна, вяло поглаживающая борт любого дюралевого «Прогресса», слышна за версту. Есть еще один тип лодок, которые издают мало шума – это складывающиеся лодки, в которых на собирающийся каркас натягивается обшивка в виде чехла. Но такие лодки не получили широкого распространения среди охотников и рыболовов поскольку очень не устойчивы на плаву, и не обладают запасом плавучести – при первом же проколе обшивки лодка набирает воду.

В этом отношении резиновые надувные лодки значительно лучше, поскольку имеют разделение на отсеки, и при проколе или порезе одного, в лодку вода не поступает, и всегда есть возможность доплыть до берега.

Одно только обстоятельство долго не давало покоя. Обладатели резиновых лодок не имели возможности пользоваться подвесным мотором: ни на одной из выпускавшихся ранее лодках (за редким исключением дорогущего «импорта») не оборудована транцевой доской для крепления подвесного мотора. Поэтому довольствоваться приходилось веслами. Скажу честно, когда налетает утка, стая за стаей, не очень удобно стрелять и одновременно носиться за подранками. По этому часть подбитой дичи попросту пропадала.

После распада «великого и могучего» стали появляться множественные фирмы, которые занимались сначала просто обыкновенным копированием оборонных изделии, а спустя еще некоторое время в продаже начали появляться совершенно новые надувные лодки из современных импортных материалов.

Сейчас ситуация на рынке надувных лодок достаточно стабильна. В продаже имеются всевозможные модели, гребные, гребно – моторные, с жестким днищем, с надувным килем, а так же лодки в 5которых только борта надувные.

Все эти изделия воплотили в себя самое лучшее, что можно было перенять от тогдашних «надувнушек», а имевшие место быть недостатки практически устранены. Так, в процессе разработки конструкций лодок были увеличены диаметры баллонов, для накачки используются специальные новые модернизированные насосы, а так же специальные турбины на обычных аккумуляторах. Напомним, что ранее процесс приготовления надувной лодки к плаванию, даже при наличии хорошего мощного насоса собственной конструкции, процесс накачивания лодки занимал около 45 минут. Для ускорения этого процесса использовался обычный бытовой пылесос типа «Ракета», имеющий подключать шланг к выдуваемому воздуху. При помощи пылесоса лодка надувалась примерно за 10 минут.

Сейчас что бы надуть лодку чаще всего используют турбонасос на аккумуляторе, заряд которого позволяет несколько раз надуть и спустить лодку средней величины. А для автомобилистов так же есть специальный турбонасос с питанием от гнезда прикуривателя.

Так же, имеется в продаже более простая турбина, которая работает от выхлопной трубы автомобиля. Самими выхлопными газами накачивать лодку категорически запрещено. А вот это изделие работает иным образом. Выхлопные газы раскручивают крыльчатку вала турбины, на другом конце которого находится другая крыльчатка, которая создает избыточное давление воздуха.

Так же изменилась технология изготовления самих лодок. Если раньше для изготовления лодок использовалась специальная резина, армированная тканью, и лодка собиралась на прошитых швах, которые проклеивались клеем, то сейчас для изготовления лодок используют специальные ткани, которые более прочные, и лодка собирается методом сварки.

Современные лодки имеют различное строение, и различаются как по материалу из которого изготовлены, так и по грузоподъемности и пассажировместимости.

Как правило, лодки имеющие количество посадочных мест более 3 имеют более высокий диаметр баллона, чем лодки малой вместимости.

Самые дешевые и простые лодки – это двухместные. Лодки на одного человека сейчас практически не выпускаются, за исключением выпуска по индивидуальному заказу. Эти лодки имеют разную форму. Некоторые из них имеют возможность дополнительного навешивания специального транца под подвесной мотор малой мощности. Обычно это или же почти «отечественный» и хорошо знакомый «Салют», или импортные аналоги, в том числе и бесшумные электрические моторы.

Лодки на два и более человека, как правило имеют уже стационарно установленную транцевую доску, а некоторые модели, снабженные надувным или жестким килем, могут оборудоваться подвесными моторами более высокой мощности – до 20 л.с. Эти лодки легко выходят на глиссирование, и могут развивать на воде скорость до 60 км./ч.

Некоторые из них имеют прогрессивную конструкцию концевого конуса баллонов – он имеет неправильный конус, установленный таким образом, что одна из его сторон представляет собой продолжение линии баллона. Такой конус может выполнять функцию антикавитационной плиты при выходе на глиссирование.

Баллоны современных надувных лодок имеют конструкцию разделения на несколько частей, обеспечивая должный запас плавучести. Даже если случайно пробить (что очень сложно) обшивку одного баллона, в лодку вода не поступает, и есть возможность добраться до берега.

Есть так же лодки с жестким не складывающимся днищем, и лодки типа RIB, где даже имеется выносное дистанционное управление. Однако они не получили широкого применения среди охотников и рыболовов из-за своей громоздкости и необходимости перевозки на специальном трейлере.

В собранном состоянии современные лодки могут складываться в специальные сумки под прозаическим названием «мечта оккупанта». Таких сумок идущих в комплекте с лодкой может быть несколько – в зависимости от исполнения лодки.

Однако, вес даже не самой большой лодки на 3 человека из современного материала PVC будет выше, чем вес хорошо известной лодки ЛАС-5М3. Однако, при этом пробить оболочку у современной лодки значительно сложнее, нежели у «конверсионного» аналога. Это обстоятельство так же следует учитывать при перетаскивании лодки по камышам и заболоченным участкам плавней.

По этому, военные списанные лодки до настоящего времени еще остаются в строю, и будут еще долгое время пользоваться заслуженным спросом у охотников и рыболовов.