Зброя Далекого Сходу російської імперії: статистика

В*ячеслав Артеменко

Листопад, 2018 рік

 

О распространении на Дальнем Востоке оружия немецкого и американского производства мы уже писали не раз. Интересные статистические данные предлагают документы обороны Благовещенска в июле 1900 г. Тогда, в ответ на движение многонационального воинского контингента на Пекин – для подавления восстания «боксеров», произошли приграничные столкновения на р. Амур в районе г. Благовещенск.

К 1900 г. город являлся большим речным портом и торговым центром. Филиалы в нем имели крупнейшие торгово-промышленные дома Дальнего Востока, таких как «Кунст и Альберс», «И. Я. Чурин и Ко». Город был тесно связан с золотодобычей, на реках Зее и Бурее. Из тайги в Благовещенск приносили золото старатели, хищники, приисковые рабочие. Нелегальная скупка золота – «золотая биржа», производилась в китайском Сахаляне – на другом берегу Амура, против верхнего конца Благовещенска. Численность населения Благовещенска к 1900 г. составляла около 40 тыс. чел.

Территории по Амуру вошли в состав Российской империи только в 1858 г. В Благовещенске проживала значительная китайская община, до 500 человек, на восток от города находились 64 китайские деревни с численностью населения до 20 000 чел. китайцев, маньчжуров, дауров. Эта территория за Амуром на восток от Благовещенска площадью 3600 км.2  до сих пор остается спорной между КНР и РФ. В 1907, 1924, 1926, 1991, 2001 гг. договоренность о возвращении этой территории Китаю так и не была достигнута. Договор 2004 г. – «Дополнительное соглашение между КНР и РФ о восточном участке границы" имеет целью полностью решить территориальный вопрос, оставшийся между Китаем и РФ. Пока эта территория остается в составе РФ, власти которой не признают её китайскую легитимность. КНР признает «потерю контроля» над этими территориями «на основе реальности», то есть – «де-факто», а не «де-юре».

В июле 1900 г. все «нерусское» население Благовещенска было изгнано за Амур. При насильственной переправе вплавь через реку шириной до 200 м утонули до 3 000 – 3 5000 человек, переплыли лишь несколько десятков. Один из русских офицеров, принимавших участие в этом зверским убийстве рассказал "выполнение моих приказов сделало меня почти больным, так как казалось, как будто я мог перейти через реку по телам плавающих мертвецов». Отставших – до 200 чел. зарубили топорами. Спаслось около 40-ка китайцев, которых выкупил «ведущий иностранный коммерсант» (в Благовещенске) по цене в 1000 рублей за голову. Эта резня стала причиной ненависти китайских хунхузов к русским в последующем.

При разгроме района «64х деревень» деревень было убито до 2 000 их жителей. Вся собственность была экспроприирована. Долгое время в этих местах «охотились» на кур и свиней, на что местные власти Благовещенска даже выдавали «билеты». Погромы и изгнание китайцев произошли в Иркутске, Нерчинске, Хабаровске, Владивостоке. Таким вот образом Крым Забайкалье и Дальний Восток стали «русскими».

Под давлением российской и международной общественности (к слову, в американской книге 1904 г. об этих событиях использовано определение государственной и национальной принадлежности «московиты»), дело об убийствах китайского населения дошло до российского военного суда в мае 1901 г.  Градоначальник Благовещенска был отстранен от должности и приговорен к трем месяцам лишения свободы. Заместитель начальника полиции, отвечающий за фактическое истребление китайских беженцев был приговорен к трем месяцам лишения свободы. Другие жалобы не были приняты к рассмотрению.

В Китае об этой истории не забывают. В Айгунском музее истории (основан в 1975 г.), посвященном договору Ай Хуэй, имеется специальная экспозиция, в том числе диорама «резня в Благовещенске».

Из жителей Благовещенска была создана дружина добровольной обороны города, в которую вошло до 1 500 чел., из которых около половины –с огнестрельным оружием. Сохранились списки вооружения двух участков обороны города, из семи. Суммарные данные по ним выглядят так.

Оружие военного образца: винтовки Бердана - 50 шт (и 2 карабина), винтовки Крнка – 94 шт. Винтвки Крнка хранились при волостных управах с мобилизации 1895 г., когда были приняты меры к вооружению обывателей. А винтовки Бердана остались после перевооружения войск винтовкам Мосина. Интересно упоминаение двух «игольчаток», возможно – Карле, или Шаспо. Последние, в количестве 10 тыс. были приобретены в 1870 гг. славянским комитетом для вооружения пророссийских повстанцев на Балканах. Приобрел их ген. Фадеев, а нелегальную доставку их по ж. д. через Киев и Одессу организовал молодой Витте, его племянник. Винтовками Шаспо вооружили также отряд Абдуррахман-хана, когда тот в 1879 г. из Ташкента отправился на соискание престола в Кабул.

Оружие иностранного образца: винтовки «Маузер» (обр. 1888 г. –43 шт. (2 карабина), винтовки «Винчестер» - 35 шт. (1 – пятизарядный), пистолеты «Маузер» - 7 шт. (у одного местного жителя два пистолета, у двоих германских подданных по пистолету). По данным начальника 4-го участка (коллежский асессор Молоденков Иван Егорьевич), «винчестерами» добровольцев снабдил Савелий Порфирьевич Дубровский, пермский купец. А Макс Оттович Клосс, германский подданный, снабдил добровольцев 210-ю ружьями и 20 622 патронами. Можно предположить, что винтовки «Маузер» были даны именно им. Не ясно только, из какого магазина. Упоминается, что винтовки неуказанных моделей были взяты из магазина «Нобель и Ко». В Благовещенске имелся также магазин «Кунст и Альберс», об этой сети мы уже рассказывали.

Оружие смешанного происхождения: винтовки Пибоди – 9 шт. Обычно так именовали в России трофейные турецкие винтовки. Они были довольно распространены в Российской империи, в частности на Кавказе (нелегально). Партия этих винтовок была продана российским военным ведомством японскому флоту в 1880 гг. Дробовики – 48 шт. (2- двуствольные), штуцера – 14 шт. (1 экспресс), «револьверы» - 19 шт. 

Вот такая статистика.