НЕЗАМЕТНЫЕ КАТАСТРОФЫ

А. БЕРЕЖНОЙ

Квітень, 2002 рік

Прогуляться погожим весенним днем по днепровским плавням ниже плотины ГЭС - большое удовольствие. Первая яркая зелень, разливы Днепра, недавно залитые поляны цветущих уже под водой одуванчиков, бурные брачные игры рыб - казалось бы, жизнеутверждающая картина..

Но все это отнюдь не умиляет наблюдательного местного жителя, особенно рыболова-любителя, и вот почему.

Движимые вечным инстинктом, косяки рыб поднимаются вверх по Днепру и, естественно, скапливаются у плотин ГЭС. Именно отсюда они и расходятся на близлежащие нерестилища, где можно наблюдать одно из таинств природы.

Заглянем на эти же места рано утром. Более зловещее зрелище представить трудно. Стаи воронья кружатся над вчерашними нерестилищами. Сейчас там практически сухо, лишь кое-где остались небольшие лужи.

Повсюду валяются расклеванные рыбы. Местами их так много, что пресыщенное воронье выклевывает только глаза и внутренности. Люди несут рыбу мешками - они подбирают ее руками, не нужно никаких браконьерских орудий лова. Но самое главное - липкая от икры трава, подсушиваемая легким ветерком. Это миллионы загубленных рыб... На местном жаргоне все это именуется - "спад". Часа через два здесь опять появится вода, и очередные подошедшие косяки рыб начнут метать икру.

"Спад" - это резкое снижение уровня воды в верховьях водохранилища, когда ГЭС прекращает работу. Суточные колебания уровня воды - неизбежные издержки практической работы любой гидроэлектростанции. Но перепады уровня в 0,5-1 м во время массового нереста - это уже не издержки, а экологическое преступление. Ведь очень немногие рыбы мечут икру на глубине более 1 метра. Икра всех остальных обречена на гибель. Очень часто и отнерестившаяся рыба не успевает уйти вместе с водой. Более изощренный способ тотального уничтожения рыбьего поголовья представить трудно.

Безусловно, в лугах, озерцах, канавах и протоках что-то уцелеет. Но это очень незначительный процент, так сказать, "последние очаги сопротивления". Результаты такого варварского режима эксплуатации ГЭС во время нереста видны, как на ладони. Резко снизилась численность рыб практически всех видов. Многие из них - голавль, язь, жерех, чехонь, ерш, щука, подуст - находятся на грани исчезновения. Грустно наблюдать, как местные мальчишки, случайно поймавшие голавлика, оживленно спорят о том, что же за рыба им попалась. Скудными стали уловы любителей. Попадаются в основном окунь, тарань, подлещик да карась. А исконно днепровские рыбы теперь очень редкий трофей.

И вот что обидно: бывает, целую неделю в период нереста поддерживается более или менее постоянный уровень, а в воскресенье ГЭС прекращает работу, и нерестилища остаются без воды. А дни празднования 1 Мая и Победы, приходящиеся обычно на пик нереста, становятся для рыб их последними днями.

Как и повсюду, здесь проводятся весенние двухмесячники по охране нерестящейся рыбы. Наглядная агитация, рейды инспекции - все это, безусловно, нужно, но это ли главное в сложившейся ситуации? Только жесткий контроль за режимом работы ГЭС во время нереста может что-то изменить.

Необходимо точно знать, каким должен быть уровень воды в нерестовый период в определенном году, причем в каждом водоеме днепровского каскада.

Располагая результатами наблюдений за ряд лет, данными о пропускной способности ГЭС и метеопрогнозом об ожидаемом количестве паводковых вод, можно рассчитать оптимальный водный режим и избежать губительных перепадов уровня. Конечно, это сложнее, чем решить задачу о бассейне с двумя трубами, но, надо полагать, и работники соответствующих служб имеют не начальное образование.

В последнее время приходится слышать о целесообразности спуска некоторых водохранилищ, но прошлого назад не вернуть. А разумно распорядиться тем, что сейчас имеем, вполне в наших силах.