Депутат Коновалюк предлагает «замораторить» угодья общественных организаций

В. Нижник

Липень, 2008 рік

Воистину, не лучшие времена настали для охотничьего хозяйства Украины – все, кому не лень, в том числе и те, кому больше нечем заняться, кинулись на спасение родной матушки природы и ее богатств. По примитивности мышления, узости кругозора, соединенных с мизерными знаниями о природе набросились на кого? Понятное дело – на охоту и охотников. И посыпались в Верховную Раду антиохотничьи законопроекты один другого «веселей» и круче. Можно было бы понять подобную заботу о природе и диких животных, если бы она была искренней и основывалась на достоверной информации и глубоких профессиональных охотоведческих и биологических знаниях. А то ведь доходит до анекдотов – законопроекты об охотничьем хозяйстве готовят не то, что охотоведы, их авторы – даже не охотники. И вот, при таком уровне познаний берутся решать топорными методами проблемы государственного масштаба.

Не прошло и полгода, как отклонили законопроект Яценко, который предлагал запретить охоту в Украине навсегда по той причине, что охотники мешают туристам пить водку на берегу речки, как… Как ясным майским утром осенило нардепа Валерия Коновалюка. Нахватавшись кой-какой поверхностной информации об охотничьем хозяйстве страны, почитав сомнительных статеек о варварах охотниках, понял он, что созрел взять на себя тяжкое бремя защитника диких кабанов и зайцев. Нет, сам лично он не собирается гоняться за браконьерами и подкармливать в суровые зимы косуль и зайцев, - он же законоваятель, депутат Верховной Рады Украины. И сваял господин Коновалюк, или скорее всего просто подмахнул – поставил подпись под очередной несусветной аферой, которая ведет охотничью отрасль Украины к развалу, беспределу в угодьях, очередной волне распродажи угодий и того, что в них случайно выживет. И все это под эгидой спасения диких животных. Чтобы вы, уважаемые читатели, в этом убедились сами, дадим слово автору законопроекта с нашими комментариями.

Из пояснительной записки к Законопроекту (регистр. № 2490 от16.05.2008 г.): «В последние годы чрезвычайно остро встала проблема браконьерства, которая ведет к неконтролируемому уничтожению животного мира Украины, который является богатством нашей державы. Сегодня стало очевидно, что действующее законодательство в этой области не эффективно. Охота является разновидностью деятельности, которая может нанести значительный ущерб окружающей природной среде, при этом контроль за ней со стороны природоохранных органов сейчас минимален, охотничьи хозяйства не проходят экологической сертификации, как это принято в развитых странах мира.

Сейчас в Украине наблюдается снижение численности охотничьих животных. За временный мораторий на охоту выступают ведущие научные учреждения Украины и широкая общественность. Только в угодьях Украинского общества охотников и рыболовов с 2002 по 2007 годы численность лося снизилась на 500 голов, оленя благородного – на 700 голов, косули на 13800 голов, кабана – на 2600 голов. Во многих областях Украины до минимальной упала численность зайца. Согласно данным Госкомлесхоза общая численность пушных зверей в Украине снизилась на 128 тысяч голов на 720 тысяч голов пернатой дичи на протяжении последних 5 лет.

Цель данного Закона – запрет охоты в Украине в течении 3,5 лет…»

К цели «данного Закона» декларируемой и скрытой предлагаем вернуться чуть позже, для начала – прокомментируем преамбулу пояснительной записки. Первое. Браконьерство действительно сегодня приобрело повсеместный и масштабный характер. Незаконным путем добывается 70-90% голов копытных животных (в зависимости от видов), около 50% зайца-русака, 15-30% пернатой дичи. Ну, хоть что-то добывается законным путем, что, кстати, позволяет на 80% (порядка 80 миллионов гривен) финансировать охотничью отрасль, в том числе и хоть какую то охрану охотничьего фонда. А что предлагает Коновалюк – закрыть охоту, чтобы все 100% добычи доставались браконьерам, охотничье хозяйство недополучит ежегодно 80 млн. гр., с работы будет уволено порядка 4 тысяч егерей и 500 охотоведов, большая часть из которых автоматически перейдут в лагерь браконьеров?! Кто и за какие средства будет охранять угодья, а ведь браконьерство усилится еще больше? Вы скажете – государство, государственная инспекция. Но ведь со слов того же Коновалюка: «контроль за охотой со стороны природоохранных органов сейчас минимален», не хватает ни людских, ни технических ресурсов. Так необходимо создать новую государственную инспекцию, заметите вы, или усилить существующую. Погодите, не горячитесь. Цитирую последний абзац пояснительной записки к законопроекту Коновалюка: «Принятие Закона Украины «О моратории на охоту (до 2012 года)» не требует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины и внесения изменений в другие законодательные акты Украины».

Дополнительных расходов не требует?! Господин Коновалюк, кого вы обманываете: себя, Верховную Раду, украинский народ? А может Вас дурят те, кто подсунул на подпись сей законопроект? Или вот перлы – «охотничьи хозяйства не проходят экологической сертификации». Простите, а что это – «экологическая сертификация», в чем она заключается? Может – справка от какого либо самозваного «Экоцентра», или Бог еще знает, от каких прохиндеев – так званых «ученых-экологов» с дипломами индийских сект? Ведь уже есть проект охотустройства угодий, разработанный профильными квалифицированными специалистами с участием государственных экологических служб, чего еще надо? Еще одной бумажки, за которую, понятное дело, надо будет раскошелиться? Еще один рычаг давления на охотпользователя?

И главное – как влияет отсутствие экологический сертификации хозяйств на уровень браконьерства? Да никак! Браконьеры никаких сертификатов и лицензий не спрашивают и не признают! Так кому нужна экологическая сертификация? На этот вопрос отвечает сам Коновалюк в своем законопроекте – определив отсутствие оной как значительный недостаток в работе охотничьей отрасли, он не предложил ни коим образом этот недостаток устранить, в статьях предлагаемого Закона о введении экологической сертификации ни слова. Вот те раз – вот вам недостаток, но устранять его не следует.

И еще несколько слов о ведущих научных учреждениях и широкой общественности, которые выступают за мораторий. О каких ведущих ученых упоминает Коновалюк, о физиках, математиках или астрономах? Мне не известен ни один разбирающийся в охотоведении ученый, который бы выступал за роспуск егерской службы и развал охотничьего хозяйства в Украине. Бабки на лавочках у подъездов – это широкая общественность для Коновалюка? Где выступает эта «широкая общественность» и где публикуются упомянутые Коновалюком «ведущие ученые». Откуда вообще черпали информацию авторы законопроекта?

О данных, которыми оперирует Коновалюк. Где он их взял? Ведь нигде не указан их источник. Никакого обвального снижения численности основных видов охотничьих животных, прежде всего копытных видов, в целом по Украине за указанный период 2002 – 2007 годов не произошло. Так, по официальным данным Госкомлесхоза в охотничьих угодьях страны числилось охотничьих видов копытных в целом (без раскладки по видам) составляла: 2001 г – 177301 голов., 2002 г – 179677 гол., 2003 г – 184804 гол., 2004 г – 187630 гол, 2005 г – 195005 гол., 2006 г – 197103 гол., 2007 г – 208009 гол.

Как видите, ни один год снижения общей численности копытных не было, в том числе и по главным видам: Лось: 2002 г – 4377 гол., 2007 г – 4730 гол. (+8%); Олень благородный: 2002 г – 13060, 2007 г. – 14799 (+13%); Косуля: 2002 г – 119455, 2007 г – 131831 (+10%); Кабан: 2002 г – 37390, 2007 г – 48982 (+31%). Также за период 2002-2007 годов несколько увеличилась численность и пятнистого оленя с 2884 голов до 3681 (+28%), лани – с 1616 голов до 3143 (+94%), муфлона – с 422 до 491 (+16%). Где же здесь снижение? Откуда у господина Коновалюка информация о снижении численности копытных?

Следует отметить, что за указанный период действительно снизилась численность зубра, но какое отношение охотничьи хозяйства, тем более УООРовские, имеют к краснокнижному зубру? На него что, охота велась? Да, зубров отстреливали по спец. разрешениям Минприроды с подачи Госкомлесхоза, так с них и спрашивайте за зубров.

За период с 2002 по 2007 год общая численность пушных зверей в угодьях Украины снизилась с 2466457 до 2224740 голов – на 10%, в том числе зайца-русака – с 1878214 до 1659207 – на 12%. Ну и что, в чем катастрофа? Для несведущих охотников сообщаем: ежегодный прирост зайца-русака с учетом всех естественных потерь (по данным ученых и общепринятый в расчетах охотоведов) в среднем по Украине составляет 25% от поголовья, учтенного в январе-феврале, то есть примерно 415 тыс. голов. При том, что в 2007 году официально было добыто 238 тысяч. Это значит, что ежегодный прирост в два с лишним раза выше, чем так званое катастрофическое снижение численности зайца по Коновалюку. Значит: в течении одного года путем ограничения охоты или усиления борьбы с браконьерством на этот вид, даже не закрывая охоту полностью, можно восстановить поголовье зайца потерянное за 5 лет.

Так скажите, Бога ради, зачем для восстановления численности зайца-русака закрывать охоту на копытных, да еще и на 3,5 года? В чьей больной голове рождаются подобные лже-экологические и антинаучные идеи? Не спешите, далее поймете. К теме снижения численности копытных в угодьях УООР – как в цирке клоун жонглирует предметами, так отдельные чиновники Госкомлесхоза бессовестно жонглируют учетными данными. Сейчас поясним. По данным Госкомлесхоза в период с 2001 по 2006 год численность лосей в угодьях УООР сократилась на 445 голов, а в 2007 году начала повышаться. При этом в угодьях «других пользователей», а проще говоря – частных хозяйствах за тот же период численность лося возросла: в период 2002-2004 годов с 621 лося до 1222 голов. То есть, у «частников» за два года лосей стало на 601 голову (на 97 %) больше! Во так воспроизводство, похоже, у «частников» даже быки рожают. При этом, чиновники из Госкомлесхоза как бы забывают упомянуть, что именно за этот период у УООР было отобрано, извините – передано, почти 400 тысяч лучших лесных угодий, заметим – вместе с лосями и другими животными. Подобная ситуация и с другими охотничьими видами. Никто их в УООР не истреблял, их просто передали вместе с лучшими лесными и водно-болотными угодьями. И подтвердить это можно документально и очень легко, вот только в Госкомлесхозе этого не желают.

Как только приостановилась тотальная прихватизация угодий УООР, так показатели численности дичи в уооровских угодьях стали расти. И что же это получается? Десятилетиями за деньги рядовых охотников велось охотничье хозяйство Украины, наращивалось поголовье лосей, оленей, кабанов, а пришли «новые украинцы» на все готовое, отобрали лучшие угодья вместе с дичью, не компенсировав УООРу ни копейки. Стреляют и едят лосей и кабанов чуть ли не круглый год, и цинично насмехаются: мол, где, вы уооровцы, дели 500 лосей? Так же цинично вторят им чиновники Госкомлесхоза с разных трибун? Так вот, отвечаем: Вы, господа чиновники всех мастей, прикрываясь интересами государства, самым бесстыдным образом отобрали у народа тех лосей, оленей, кабанов и прочую ценную дичь и передали (видимо за отдельное «спасибо») различного рода «крутелыкам» и «слугам народа». А теперь, под самым циничным предлогом хотите украинскому крестьянину и работяге и вовсе охоту прикрыть, даже на зайца. И кто взял на себя такую «святую миссию защиты природы», лишить права охоты около 250 тысяч украинских охотников и устроить очередную распродажу высвободившихся УООРовских и прочих общественных угодий? Народный избранник от Партии Регионов – господин Коновалюк! Не верите, что речь идет о дерибане угодий? Читаем законопроект Коновалюка: «Статья 1. Установить до 1 января 2012 года мораторий на охоту – действия определенные абзацем 12 статьи 1 и абзацами 4 и 5 статьи 12 Закона Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» - на всей территории Украины за исключением охотничьих хозяйств, которые находятся в частной собственности в соответствии с законодательством Украины».

Подчеркиваю: «за исключением охотничьих хозяйств, находящихся в частной собственности». Ай да народный депутат! Ай да защитник всех украинских зверей и птиц! Так красиво начал в пояснительной записке – мораторий, мораторий! Какой мораторий?! Вы, работяги и крестьяне, вон из угодий, и права ваши – по боку, и хозяйства ваши развалить, и отобрать! А частная собственность (имеется ввиду – очень частная, потому как, очень крупная) и частные хозяйства – это для Коновалюка святое, это не тронь! И охотиться частникам, потому как они самые культурные охотники, можно будет сколько хош, и де хош, в том числе и в отобранных (заморатореных) УООРовских угодьях.

Как это, ведь мораторий, спросите вы? А очень даже просто! Читаем дальше законопроект №2490: «Статья 2. Охотничьи действия могут осуществляться на всей территории Украины с целью научно-исследовательских работ в рамках биотехнических и других мероприятий, направленных на охрану и воспроизводство охотничьих животных, сохранения и улучшения среды их обитания в соответствии с законодательством Украины и в рамках общегосударственных и местных программ охраны, использования и воспроизводства животного мира».

Каково, а?! Верх цинизма! Закрыть охоту для рядовых охотников, чтобы на территории в более чем 35 миллионов гектар, проводить «охотничьи действия, связанные с научно-исследовательскими» и... прочими расстрелами дичи и, попутно передавать угодья в частную собственность. Только в голове преступника могла зародиться такая идея: ради того, что бы поторговать УООРовскими, военохотовскими и прочими общественными угодьями, ввергнуть страну в экологический беспредел на 3 года. Три с половиной года на 75% территории Украины охоту планируется проводить не по лицензиям и отстрелочным карточкам (за официальную плату), а по неким «дозволам на охотничьи действия» (условно бесплатно – минуя кассу), которые будет выдавать... А кто их будет выдавать, эти дозволы и в каких количествах? Тысячи дозволов в год. И за каждый такой «дозвол на охотничьи действия» - минимум по… Извините – «за спасибо», а за «дозвол» на добычу оленя или лося – можно и по 10-12 «спасибо». Что имеется ввиду под словом «спасибо» - догадайтесь сами. Три с половиной года чиновники, уполномоченные выдавать дозволы и представлять угодьям новых хозяев, будут жировать, а охотничья отрасль Украины будет канать.

Под липовой заботой о животном мире страны и красивым словом «мораторий» кроется банальная попытка деребана охотничьих угодий и попытка отдельных чиновников, имеющих отношение к ресурсам Украины, пожировать на беспределе. А там – хоть трава не расти.

Для полной картины цинизма авторов законопроекта №2490, в завершение процитирую еще строку из оного: «Этот Закон в интересах нынешнего и будущих поколений...»

Интересно: поколения каких слоев населения Украины имеет ввиду депутат Коновалюк (желательно назвать по фамильно). Жаль, нет возможности задать несколько вопросов лично народному депутату Коновалюку, попробую так:

- Представляет ли он, как поведут себя 250 тысяч обделенных вооруженных огнестрельным оружием украинцев, если им откровенно «перекроют кислород» – закроют охоту? Ведь для охотника запретить охоту – все одно, что запретить жить.

- Даже если кто-то из охотников смирится с запретом, куда направится эта масса оружия, ведь продать его официально будет практически невозможно? Такая масса оружия, при условии закрытия охоты никому (кроме бандитов) не нужна.

- Кто возьмется охранять государственный охотничий фонд от обозленного народа?

- Сколько понадобиться сил, средств и лет, чтобы ликвидировать последствия экологического беспредела имени Коновалюка?

- Какая судьба ждет украинские фирмы, занимающиеся производством и торговлей оружием, патронами и охотничьей амуницией? Сколько людей потеряют работу?

- Что будет с охотничьим собаководством в Украине?

И главный вопрос: Вся ли Партия регионов, как господин Коновалюк, так относится к рядовым украинским охотникам – гражданам и потенциальным избирателям?

Владимир Нижник, охотовед