Мой опыт в таксодермии

В. Саламатов

Листопад, 2008 рік

Почти с юношества моим страстным увлечением была (и остается) рыбалка и охота – занятия, связанные с милыми сердцу каждого охотника и рыболова трофеями. Трофеев в нашем деле много. Это и фотографии, и дневники, и разного вида рога, клыки, чучела птиц, зверей… Изготовлением чучел я занимаюсь с 1983 года. Поскольку литературы по этому вопросу мне найти не довелось, то приходилось самому методом проб и ошибок доходить до правильных решений. Сколько было загублено шкур… не упомнить. Поэтому я хочу поделиться со своими товарищами по «оружию» опытом, приобретенным за эти годы. Хочу подчеркнуть, что эти рекомендации ни в коей мере не претендуют на что-то совершенное. Всё – плоды моего личного опыта.

 

И так, изготовление головы косули. Вам достался трофей. Начнем с самой косули. Ещё на охоте с взятой косули надо снять голову со шкурой шеи (желательно подлинней), не допуская разреза шеи спереди – будет нарушен «вид спереди». Нужно также постараться в дороге не «запарить» ее, т.е. не укутывать трофей, иначе из него полезет волос.

Уже дома, как можно скорее нужно снять шкуру с оставшейся головы. Для этого сделайте разрез с затылочной стороны шеи до основания рог. Аккуратно снимите шкуру вместе с ушами так, чтобы осталась она держаться только на основаниях рогов. Теперь мелкой ножовкой (по металлу) сделайте два пропила под рогами навстречу друг другу и отделите рога вместе со шкурой. Далее сдедует операция со шкурой. Очистите ее от прирезей мышц и хрящей, особенно в области ушей. Теперь, не жалея соли, посолите шкуру и плотно заверните ее в целофановый пакет, положив под гнет в какую-нибудь посуду, желательно в прохладное место.

Дальше займемся обработкой черепа. Сначала необходимо удалить из него глаза, мозги и язык вместе с позвонками шеи. Протираем его сухой ветошью, помещаем в целофановый пакет и хорошо обжимаем руками.

Далее следует процедура изготовления бумажной маски. Приготовим для этого макулатуру (я, в основном, пользуюсь обойной бумагой) и крахмальный клейстер концистенции сметаны. Смазывая с обеих сторон небольшие куски смятой бумаги, и отрывая от неё кусочки поменьше, расклеиваем их на поверхность приготовленного нами ранее черепа так, чтобы они перекрывали друг друга. Обклеиваем таким образом 3-4 слоя (удобно пользоваться разноцветной бумагой, чтобы поверхность покрывалась равномерно).

Далее следует просушить наше изделие. Его также можно сушить в духовом шкафу с приоткрытой дверцей. Когда маска затвердеет, отделяем её от черепа. Для этого делаем надрез на нижней челюсти, а также вокруг глазниц – тогда, раздвинув за половинки челюстей маску, череп легко отделится от нее. После этого необходимо закрепить сделанный нами разрез новой порцией клеющей бумаги.

Дальше займёмся изготовлением глаз. В пластилине я выдавливаю стеклянным шариком (лампочкой, плафончиком – в общем формой, приближающейся к размеру глаза животного), выемки для глаз. Потом смешиваю эпоксидную смолу с чёрным лаком, например пековым (это для животных, у которых глаза черные), добавляю отвердитель, тщательно перемешиваю и заливаю в приготовленную форму. Когда глаза затвердеют, шлифую их мелкой шкуркой и полирую войлоком.

После этого креплю их с внутренней стороны в высохшую маску и закрепляю несколькими слоями своим «строительным материалом» - бумагой. Далее заполняю почти до половины носовую область скомканным бумажным материалом, пропитанным клейстером, хорошо уплотняю, чтобы потом в этой высохшей массе можно было вырезать ноздри, рот и крепить губы. После этого следует просушка – несколько дней.

Теперь сформируем шею. Тут нужно потренироваться, постепенно формируя ее нужного наклона, длины, толщины. Скажу только, что это надо делалать постепенным наклеиванием более плотного материала и периодическим просушиванием. Здесь много места для фантазии, а также работы ножу и ножницам. Заканчиваем работу формированием флянца, которым будем крепить в последствии нашу работу к деревянной подставке.

После того, как мы убедились, что маска готова, приступаем к дальнейшей работе со шкурой, которая за то время, что мы возились с макетом, ждала своего времени посыпанная солью. Достаём её, хорошенько промываем несколько раз в тепловатой воде с добавлением моющих средств (стирального порошка, например), несколько раз полощем и помещаем в раствор, который готовится следующим образом:

На 10 литров воды – 600 гр. соли и 150-250 млл. уксусной эссенции. Раствора необходимо приготовить в 2-3 раза больше за объём шкуры. В этом растворе шкура выдерживается при переодическом помешивании через 5-7 часов (в зависимости от жирности шкур). Отслаивание верхнего слоя наиболее нежных участков кожи – сигнал передержки. Вообще-то в нашем случае не обязательно полная выделка шкуры т.к. нас не интересует мягкость высушенной шкуры, даже наоборот, а лишь её консервация.

Дальнейшее действие – кратковременное погружение шкуры в содовый раствор (ложка соды на полведра воды) споласкивание ее в холодной воде, отжим избыточной влаги и выдерживание на сухой, хорошо впитывающей ткани 8-12 часов. Также можно просто обсушить шкуру, протирая ее впитывающей тканью.

Затем берём шёлковую нитку достаточной толщины (чтобы вдевалась в ушко «циганской «иголки) и длинной около 40-50 см и продеваем её вдоль нижней губы от одного уголка к другому так, чтобы с углов свисали примерно равные концы. То же проделываем с верхней губой, только с более длинной ниткой (70-80 см). У высохшей формы головы формируем с помощью ножа ноздри, губы, делаем два сквозных прореза в уголках губ и всю форму покрываем двойным слоем водостойкого лака до его полного высыхания. Это делается для того, чтобы влага шкуры не перешла на маску и не повлияла на её прочность. Теперь натягиваем шкуру на маску. Продеваем концы ниток (двух – справа и двух – слева) навстречу друг другу через отверстия в уголках губ и затягиваем сначала нажние затем верхние губы, располагая узлы впереди морды. Нижние их кончики можно обрезать, а вот из верхних кончиков делаем петлю, за которую в последствии будем вешать всё изделие для просушки. Теперь зашиваем участок разрезанной шеи сзади, начиная от рог, аккуратно расправляем с помощью иглы и рук всю шкуру, фиксируем участки возле глаз булавками, закрепляем положение рог шилом, расчёсываем ворс гребнем или щёткой и вешаем за выше упомянутую петлю на просушку. В этом положении вставляем заранее приготовленные картонные правки для ушей, закрепляя их прищепками (это необходимо для того, чтобы хрящ ушей, высыхая, не деформировался). В процессе сушки контролируем положение всех фрагментов, периодически подправляя возможные деформации.

После окончательной просушки отрезаем по торцу шеи шкуру, и приклеиваем всё изделие на подставку клеем ПВА. Осталось сделать немногое: пековым лаком покрываем глаза, нос с ноздрями.

Ну а в заключении изготовляем подходящую для изделия подставку (медальйон) из дерева и скрепляем все это в единое целое.

 

Изготовляем голову кабана

В принципе, операции с кабаном остаются те же, что и при изготовлении косули, однако отмечу некоторые особенности.

При снятии и выделке шкуры добавляется операция ее обезжиривания. Это значит: после съёма шкуры следует более тщательно удалить с неё прирези мяса и жира, соскоблить остатки подкожного жира. Ножом, действуя от шеи к носу, чтобы не повредить ворс, протереть мездру сухой ветошью затем протереть ее ветошью, смоченной каким-нибудь растворителем, а после засолки более тщательно промыть в водном растворе обезжиривающего средства (подойдут любые современные препараты для мойки посуды).

Еще одной особенностью является крепёж клыков и формирование морды кабана. Конечно, можно из предварительно вываренной челюсти извлечь клыки и вклеить их в муляж... Однако это повлечёт за собой целый ряд проблем, связанных с отклонением от оригинала. Поэтому я поступаю так. После съёма бумажной маски отрезаю ножовкой обе челюсти так, чтобы только надрезать основания нижних клыков. Эти челюсти вывариваю (около 40 минут) до тех пор, пока от них не будут отделяться зубы (но не распадаться сами челюсти, в противном случае придется склеивать все фрагменты). Даю остыть челюстям в бульоне, потом извлекаю клыки, очищаю их от тканей и ставлю сушиться в прохладное место. Всё это делается для того, чтобы избежать дальнейшего растрескивания эмали и самих клыков. С этой же целью после некоторого обсыхания клыков покрываю их бесцветным лаком (или акриловым), также можно нанести на поверхность слой ПВА (залить несколько раз, чередуя с просушками, во внутрь клыков). Челюсти сушим аналогично, при необходимости склеивая фрагменты и стягивая резинкой.

Дальше, пользуясь разрезом маски, вставляем челюсти в ее нутрь, фиксируя их с помощью резинки и нашего «стройматериала» в виде пропитанной крахмалом бумаги. Затем формируем «пятачёк», наращиваем в нужных местах «мясо и жир», глаза крепим так же, как и в случае с косулей. Окончательное положение челюстей фиксируем после вставки-примерки клыков. Последние крепятся в конце всей лепки маски, требующей продолжительной сушки, которая может неблагоприятно повлиять на целостность клыков.

Если клыки представляют ценность как отдельный трофей, вместо них можно изготовить муляж из гипса. Для этого их вставляют в челюсти.

Теперь вытаскиваем шкуру из раствора, споласкиваем и даём ей немного подсохнуть, ускоряя процесс обтиранием сухой ветошью.

Для фиксации шкуры в районе губ делаем следующее. Продеваем по кромке верхних и нижних губ от основания клыков с одной стороны до другой с помощью иглы шёлковую нить, оставляя с обеих сторон концы (по 40-50 см.), итого 4 конца. Привязываем по одной нити у основания губ справа и слева. Теперь привязываем в районе заднего основания клыков у краёв верхних и нижних губ такие же нити –итого получается 10 концов. Эти операции делаем с ещё не надетой на «маску» шкурой.

Порядок надевания шкуры следующий. Надеваем шкуру до основания губ, где проделаны с помощью ножа отверстия (справа и слева). В них продеваем с помощью проволоки с петлёй навстречу друг другу концы нитей у основания губ, стягиваем основания губ и завязываем узел наверху оголённой верхней челюсти (шкура верхней и нижней челюсти задрана, т.е. не надета на «пятачёк»). Теперь надеваем нижнюю губу, стягиваем два конца нитей средины нижней губы (продетые также навстречу друг другу), затем передние нити нижней губы и концы завязываем наверху оголенной верхней челюсти. Затем надеваем шкуру верхней челюсти с «пятачком», аналогично предыдущему стягиваем нити, продетые навстречу друг другу и завязываем узлы впереди между губами. Расправляем шкуру по всей маске, закрепляя её булавками. В ноздри вставляем «пробки» из бумаги. Ставим на просушку. Дальнейшие действия связаны с крепежом – изготовливаем медальйоны, подставки и прочее.