О нагонке гончих

Н. Береговой

Лютий, 2009 рік

На вопрос: «По какому зверю нужно производить нагонку молодой гончей?» почти каждый гончатник ответит – по зайцу. Эта аксиома никогда не подлежала сомнению. О ней писали знаменитые гончатники еще в ХІХ веке. Вот только все они имели дело с зайцем-беляком, который не делает больших кругов, часто западает сразу после первой своей двойки, может путаться буквально под ногами гончих. У нагонщика, поспешившего со своей гончей на предполагаемое место последнего скола и покружившего там, появляется большой шанс вновь побудить успевшего запасть зверя и продолжить гон. Рекомендуется за один выход, пусть и маровато, водить одного зайца 1,5-2 часа, чем иметь за это время несколько ярких работ до первого скола. Вот, по сути и вся теория.

В Украине, где основной зверь – не беляк, а заяц-русак, такой подход к нагонке гончих в подавляющем большинстве случаев ведет в тупик. Ход зайца-русака под гончими резко отличается от беляка. С подъема он идет почти по прямой на большое расстояние. После первой двойки или тройки, сделав скидку, он практически никогда не западает, а продолжает движение до следующей двойки или тройки, и уже там, после очередной скидки, может запасть. Общеизвестно, что гончей, чтобы попасть на первый тупик следов, требуется примерно 6-12 минут гона, в зависимости от ее чутья и паратости. На этом обычно работа молодой гончей и заканчивается. Найти продолжение следа она не может. От большого перевозбуждения начинает действовать еще и физическая усталость, и молодая гончая возвращается к хозяину. Пока нагонщик дойдет до предполагаемого места скола, а это уже несколько километров, след окончательно стынет, и найти его продолжение практически невозможно. С каждым таким выходом на нагонку даже хорошая врожденная вязкость у гончей начинает теряться. Прекращать преследование зайца при попадании на его первую двойку или тройку настолько начинает входить в привычку молодой гончей, что после такой нагонки она уже бросает не только заячий след, но и лисий, при малейших трудностях в преследовании. Гончая становится не гонцом, а отгонялой.

Очень редко молодым гончим с хорошим врожденным чутьем и вязкостью все же удается буквально с первых выходов разобраться в путанице заячьих следов. Это будущие мастера. В общей массе гончих их единицы. Эксперт Всесоюзной категории по гончим Р. Шиян еще в 80-х годах прошлого столетия писал: «Молодая гончая осваивает такую науку не сразу, и иногда на нее не хватает и всей ее жизни». За 30 лет работы с гончими я могу утверждать, что более чем для 90 % собак эта работа им не под силу. Они уходят из жизни, так и не освоив в совершенстве науку распутывания заячьих хитростей.

Как же все-таки не испортить молодую гончую при нагонке, как предоставить ей возможность в полной мере проявить все свои лучшие врожденные качества? По какому зверю лучше вести нагонку молодой гончей и в какое время суток? Если при первых десяти работах вашей гончей по зайцу-русаку она ни разу самостоятельно не смогла распутать его первую двойку или тройку или, другими словами, ее гон не превышал 20 мин., советую временно прекратить ее нагонку по этому зверю. Знайте, что вы являетесь владельцем не собачьего вундеркинда, а обыкновенной рядовой гончей, и вам нужно хорошо потрудиться, чтобы с нее получился приличный работник. Необходимо смело переходить на нагонку по лисице. След ее более пахучий, а ход проще. Преследовать рыжую плутовку собаке легче. Гончая усвоит себе, что след зверя сразу не обрывается и нужно искать его продолжение. Как следствие, начинает прочно закрепляться врожденная вязкость. Когда уже регулярно гон по лисице будет продолжаться не менее часа, то это и будет сигналом к переходу на нагонку по зайцу-русаку. Если гончая не может держать на гону лисицу указанное время и после полного курса нагонки (а это 50 выходов после первой отдачи голоса на гону), то она, как писали старые гончатники, пригодна только на «лайковый» завод. Хорошего работника из нее никогда не будет, тем более по зайцу-русаку.

Ошибочно и мнение, что нагонку молодой гончей нужно проводить в утренние часы в угодьях, где много зайца. Для молодой гончей очень сложно распутать свежую жировку зверя, найти выходной след на дневку, по нему стечь, дальше распутать двойку или тройку перед скидкой на лежку и поднять русака. Такая работа для гончей любого возраста считается высшим пилотажем. Для молодой гончей – это непосильная работа. Попав на место жировки зайца и хорошо слыша его запах, молодая гончая будет метаться со стороны в сторону, но, не имея достаточного опыта, она бессильна найти выходной след и побудить зверя. В большинстве случаев такая нагонка приводит к выработке у молодой гончей излишней слабоголосости, привычке к длительному копанию на жирах и как следствию уменьшению ее добычливости, из-за лишней потере времени на подъем зверя.

Нагонку на первых порах нужно проводить в обеденное время, когда жировые следы зайца-русака остынут. Только после уверенной работы гончей по свежему следу только что поднятого русака, с распутыванием всех заячьих хитростей, время нагонки можно перенести на утренние часы.

Вывод: нагонку молодой гончей рекомендую начинать по лисице и только после хорошей и стабильной работы ее по этому зверю нужно переходить ко второчу, более сложному этапу нагонки по зайцу-русаку. В противном случае вы рискуете в конце нагонки получить гончую, работающую до первого скола, как по зайцу, так и по лисице.