Качество и живучесть ствола нарезного оружия

В. Артеменко

Липень, 2009 рік

Современные нарезные стволы изготовляют из высококачественной ствольной стали. Лучшие из сортов такой стали, например австрийская Bohler Super Blitz или Bohler Rasant имеют прочность (временное сопротивление) на разрыв 1100-1200 N/mm2. Для сравнения, ствольная сталь фирмы Крупп, употреблявшаяся в винтовках «Маузер» 98 (содержание углерода 0,66 %) имеет прочость на разрыв 78 кг/мм2 и удлиннение после разрыва 10 %, что в целом соответствует советской ствольной стали 50А. Обычно ствольная сталь поступает от производителя (Bohler, Krupp) в прутках, а заготовки под стволы малых калибров – как трубы с точно выдержанным наружным и внутренним диаметром.

Производители стволов используют различные технологии, относящиеся к трем смежным поколениям: дорнирование, ковка на оправке, эродирование. Так, фирма Lothar Walther, предлагающая стволы около 100 калибров от 4 мм М20 и .17 Rem. до 12,5х70 и .577 по-прежнему использует технологию дорнирования. Данная технология вошла в повсеместное употребление, в том числе в СССР, еще в 1930 гг.

После порезки и нормализации заготовки сверлят, затем развертывают и притирают до чистоты поверхности 1/2000 мм. Дальше, инструмент – дорн продавливают сквозь канал ствола с силой около 80000 ньютонов. В результате образуются нарезы с необходимыми параметрами (число, глубина, шаг). Так как обработке подвергается лишь внутреняя повехность заготовки, то возникающие в процессе дорнирования напряжения относительно невелики. Для их устранеия заготовки еще раз нормализуют в вакуумной печи в азотной среде. Заготовки стволов обычно реализуют без патронников. По желанию заказчика, производитель нарезает патронник и резьбу под муфту ствола, придает наружной поверхности ствола нужные очертания.

Несколько иные технологии изготовления стволов применяет фирма Steyer-Mannlicher, также славящаяся качеством своего высокоточного оружия. Нарезная часть канала ствола изготавливается ковкой на оправке. Именно такую технологию, очевидно, имели ввиду читатели, задавшие вопрос о “холодной ковке”. Характерным внешним признаком классического ствола производства Steyr является витой след кузнечной работы. Используемые при этом приемы позволяют добиться конического сечения канала ствола, плавно и незначительно уменьшающегося от патронника к дульному срезу. Считается, что такой ствол отличается несколько меньшим рассеиванием и большей живучестью, чем стволы с цилиндрическим сечением, так как замедляется износ дульной части ствола, о чем ниже. Ковка, как и последующая термическая обработка также имеют целью снять внутренние напряжения в стволе, негативно влияющие на отклонение СТП при его нагреве. В отсутствии напряжений в готовом стволе и состоит фактическая основа рекламных заявлений о преимуществах тех или иных технологий.

Если говорить об изделиях ведущих ствольных торговых марок, таких как Lothar Walther, Heym или Steyr-Mannlicher, то независимо от способа изготовления можно быть вполне уверенным в базовом качестве ствола, его соответствии нормам CIP в том, что касается испытания давлением при выстреле и истинных размеров канала ствола.

Дефектом, негативно влияющим на рассеивание ствола, обычным в нарезных стволах массового производства, является несоосность канала ствола и патронника. Причиной чему – технологичность (дешевизна) производства. Если оружейный мастер изготавливает патронник из заготовки ствола вручную разверткой от полутора до двух часов, то в поточном производстве данная операция длится всего 40 секунд.

Обнаружить такой дефект не сложно. Следует взять калиберный патрон, закоптить пулю и ввести в патронник. Если следы нарезов отпечатаются несколько односторонне, а вы претендуете на высокоточное оружие – ствол можете выбросить.

При покупке любого нарезного оружия в первую очередь следует осмотреть дульный срез ствола. Оружие с поврежденным дульным срезом не будет иметь хороший бой. Для осмотра ставим оружие вертикально и при боковом освещении начинаем осматривать дульный срез сквозь лупу на предмет обнаружения забоин и растерстостей. Воронкообразное углубление на дульном срезе, маскирующее их удаление, недопустимо. Иное дело, что дульный срез, во избежание повреждений, как правило, ступенчато заглублен.

Вообще, покупка даже высокоточного ствола в специализированной фирме это лотерея. Для осмотра канала ствола требуется эндоскоп, а такой дефект, как дегрессивный шаг нарезки – переход к более длинному шагу, особенно в ближней к дульному срезу части ствола, вообще на глаз не различим. В США инструментальная проверка канала ствола стоит 300 долларов, столько же, сколько и сам качественный ствол. Серитификат производителя может прилагаться, но кто ему верит, даже в США, и куда деваются стволы второго-четвертого выбора…

Как долго служит ствол? В стандартных охотничьих калибрах, таких как .308 или .30-06, где используются прогрессивно горящие пороха, не вызывающие большого разгара канала ствола, его живучесть простирается до 10000 выстрелов без заметного увеличения рассетивания. Тем не менее, ствол в процессе стрельбы подлежит износу.

Такой износ заметен в высокоточном оружии по растущему статистическому показателю рассеивания. Износу подвержены преимущественно переходной конус – та часть канала ствола, где пуля входит в нарезы и дульный срез – там, где пуля покидает канал ствола. Медленно но верно переходной конус выгорает под действием пламени и пороховых газов. Характерная сетка разгара хорошо заметна в переходном конусе изношенного ствола с хромированным каналом. Как следствие разгара растет так называемая глубина посадки. Патрон, введенный в патронник уже не упирается пулей в нарезы и при выстреле пуля приобретает свободный ход до врезания в нарезы. В высокоточном оружии принято измерять переходной конус после каждых 500 выстрелов. После такого же количества выстрелов некоторые американские стрелки-спортсмены в дисциплине bench-rest даже укорачивают ствол на 5мм, устраняя таким нехитрым приемом износ его дульной части.

В советском карабине обр. 1944 г. дульный срез изнашивался после нескольких сот выстрелов пулями в стальной плакированной оболочке. Пользователь может измерить состояние дульной части ствола калиберным патроном, введя пулю со стороны дула. Ее ведущая часть не должна проходить.

Дульный срез легко изнашивается даже в процессе чистки. Его легко повредить металлическим «ершиком», или шомполом, если не соблюдать аккуратность. Прежде в немецкой армии в ходу были даже покрышки на дульный срез, сквозь которые пропускали шомпол. Согласно инструкции об осмотре оружия в воинских частях снайперская винтовка обр. 1891/30 гг. с растертым дульным срезом, когда калибр входил в дуло более чем на 4 мм, подлежала ремонту с заменой ствола, фактически списанию (теперь такими торгуют). Укорачивать стволы снайперских винтовок, подобно американским винтовкам для bench-rest было запрещено. Обычные винтовки обр. 1891/30 и карабины обр. 1938 и 1944 гг. «восстанавливали» если не укорачиванием ствола, то рассверливанием дульного среза. Такое «оружие» ничего не стоит.

Следствием всех вышеописанных дефектов: несоосности канала ствола и патронника; разгара переходного конуса; растертости дульной части ствола, а также дефектов затвора, которые мы рассматривали в предыдущем номере (речь шла о причинах одностороннего налегания патрона в патроннике), является возникновение при выстреле высокочастотных колебаний ствола, негативно влияющих на рассеивание.