Нечего изобретать велосипед

В. Нижник

Квітень, 2010 рік

Думаю, нет смысла убеждать наших читателей, а тем более охотоведов в том, что численность серой вороны у нас представляет серьезную угрозу пернатой дичи и даже некоторым видам мелких зверей. И все же, сдается мне, что всей полноты этой угрозы начинающие охотники и вновь испеченные охотпользователи, увлеченные кабанами и оленями, до конца не представляют. А угроза эта такова, что серые вороны сегодня у нас уничтожают яиц и птенцов различной пернатой дичи столько, что все вместе, даже моторизованные, браконьеры вороне в и в подметки не годятся. Когда мы портим нервы сельскому охотнику за то, что он не там или ни тем способом добыл единственного за сезон крыжня, серая ворона к открытию охоты на пернатых, без всяких отстрелок и разрешений на оружие, без уплаты членских взносов, уже успела провести свой сезон охоты.

С умилением, в который раз, читаю в нашей охотничьей прессе о шведском опыте истребления серой вороны, о специальных призах и золотых значках, и даже предложении – употреблять тех самых серых ворон в пищу, чтобы появился хоть какой-то стимул их отстреливать. К слову сказать, впервые мне довелось прочитать о том самом шведском опыте лет двадцать тому назад в журнале «Охота и охотничье хозяйство». И что, прижился у нас шведский опыт? Да мы не то чтобы их опыт унаследовали, мы свой мало-мальски оправданный и тот растеряли.

Нарываясь на неприятность, осмелюсь высказать предположение, что ежегодные наши сводки по отстрелу серой вороны, большей частью – липа. К примеру, проверяем очередное охотничье хозяйство – четыре егеря за сезон отстреляли 150 ворон (по учетному журналу) при этом, а ни патронов, а ни комплектующих – не получали. Задаем вопрос директору: чьими патронами егеря стреляли ворон? Отвечают: своими патронами, у нас егеря энтузиасты – последнюю рубаху отдадут, к тому же, так ворон ненавидят! Вы поверили? Вот и я так же. При чем, почти прекратили борьбу с серой хищницей не только уооровские хозяйства, частники с ней даже и не начинали бороться. Поверьте, знаю, о чем пишу.

Ну и какой выход? Однозначно: пока не приживется у наших охотников шведская культура природопользования, вернуться к нашему, старому, доброму, оправданному экономически. В основе любых методов регулирования численности вредных хищных животных лежит экономическая целесообразность. Лиса – тому яркий пример. Пока стоимость сырой лисьей шкурки доходила до 100-120 советских рублей (с учетом коэффициентов пересчета будет 1000-1200 гривен на нынешние) проблем с регулированием численности лисы не было! Охотники сами все регулировали. Как только стоимость сырой шкуры лисы упала до 25-30 гривен, она стала неинтересна профессионалам, и стреляют ее кто от нечего делать, кто по старой привычке, но не регулярно.

И так, первое, без помощи охотников, силами только егерской службы с серой вороной в угодьях нам не справиться. Это будут отдельно взятые, фрагментарные потуги, или масштабные затраты сил и средств по отдельно взятым хозяйствам, которые будут нивелироваться уже на следующий год заселением птиц с соседних территорий. Почему силами охотников экономически целесообразно? Потому, что почти каждый охотничий день на пернатую дичь или пушного зверя, в угодьях каждого среднестатистического хозяйства находится десятки охотников, и каждая ворона, в поисках пищи, как минимум раз налетает на охотника на расстояние выстрела. И что стоит охотнику отстрелять такую ворону? Наша, пусть даже и скудная статистика показывает, что егерская служба затрачивает на отстрел одной серой вороны (не сидящей на гнезде) 2-3 выстрела (без учета других расходов), охотники затрачивают 3-5 выстрелов и никаких тебе транспортных и прочих расходов. И вот, расходы егерской службы на отстрел 5-8 серых ворон, а это хороший средний показатель отстрела за день, составляют: зарплата егерей с налогами – 250-300 грн., топливо для автомобиля – 50-100 грн., патроны – 40-80 грн., амортизация машины и др. расходы. Обходится отстрел 1 серой вороны егерской службой (не на гнездах) – 45-100 грн. При чем, после того, как около половины ворон отстреляно, каждую последующую отстреливать все тяжелее и дороже. Могу смело утверждать, что себестоимость истребления последних доходит до 150 и более гривен. Ради одной-двух серых ворон егеря объезжают всевозможные закоулки в угодьях и тратят целый день. А охотники, попутно охоте на уток или зайцев, то есть, в принципе без затрат времен и топлива, пусть даже с пятого выстрела берут одну ворону – 20 грн. При чем, ни в каком самом укромном уголочке ни одна ворона не спрячется (конечно, кроме воспроизводственных участков). Но, заметите вы, такой охотник, выстрелом по вороне может спугнуть настоящую дичь, на которую охотился, а может даже испортить охоту товарищам. Да, вы правы, именно такая логика и побеждает, и жалеет охотник патрон, утешая себя некоей целесообразностью. А кто все же не пропускает ворон, стреляет, выглядит перед товарищами, как недотепа в тире, готовый стрелять по всем, что пролетает мимо. Но в проигрыше ли он? Ведь какой старицей вернется в будущем сбитая серая разбойница.

Коль скоро мы выяснили, что силами рядовых охотников истреблять ворон попутно на охоте на другую дичь выгоднее и проще, как нам заинтересовать охотников заниматься отстрелом ворон. Пусть я буду выглядеть архаичным, но опыт прошлых лет, когда за каждую сбитую ворону (сданные лапки) охотнику компенсировали патроны, я считаю наиболее приемлемым и экономически целесообразным для круглогодичного отстрела серых ворон. Нет, мне также как и всем хорошо известны манипуляции с лапками, приписками, воронами с городских свалок и прочей нашей «национальной кухней», которая на корню может погубить любое самое хорошее начинание. Но сколько мы с вами будем ориентироваться на пройдох и махинаторов? При хорошем контроле, а сегодня пользователи научились считать каждую копейку, вернуться к старому проверенному возможно и следует. То есть, для пользователя угодьями экономически намного выгоднее возвращать 4-5 патронов за каждую отстрелянную в его угодьях серую ворону, нежели бросить все егерские силы на истребление ворон.

К тому же, не следует забывать о настоящих первичных коллективах охотников, которые действительно болеют за свои территории и дичь на них, действительно занимаются биотехнией и готовы при определенном содействии охотхозяйства отстреливать ворон. Но что для этого нужно? Еще раз припомним старое, доброе, проверенное и несправедливо забытое. Весной 1998 и 1999 года, когда я работал директором В-Дубечанского ОРХ Киевской облорганизации УООР, мы получали разрешения на отстрел серой вороны в период с 15 марта по 15 апреля бригадами охотников (так и называлось мероприятие – месячник отстрела серой вороны). За исключением того, что не совсем верно определены сроки отстрела, мероприятие абсолютно со всех позиций себя оправдывало. Я не зря по тексту выше выделял истребление серых ворон на гнездах, потому как наиболее эффективного варианта борьбы с этим вредителем силами охотхозяйства и методом отстрела – не вижу!

Хотя удачному проведению такого отстрела предшествует кропотливая работа по картированию вороньих гнезд в течение всего года, а в особенности – непосредственно перед гнездовым периодом, труд этот себя оправдывает с лихвой. Порой, удается одним выстрелом уничтожить и ворону и всю ее кладку, или же сбить в полете слетевшую с гнезда ворону-самку, а кладка погибает сама собой. И не беда, что по недосмотру расстреливается пустое гнездо, или при неосторожном подходе стрелка ворона успевает помахать крыльями, а под расстрел попадает только кладка – это 5-7 будущих разбойниц.

Наша статистика показывает, что каждый третий выстрел уничтожает целую кладку, а с каждого пятого подхода к гнезду удается истребить ворону-самку. Вот только добираться до этих гнезд приходится не легко, порой по весенним разливам или на лодках. Но овчинка выделки стоит.

В рамках одной статьи нет возможности поделиться опытом и всеми хитростями: как находить гнезда, как отслеживать ворон, как подкрадываться к гнездам или наоборот подходить в открытую – мол, нет никакого дела до вашего гнезда (а ворона птица понятливая и наблюдательная), какими патронами стрелять, и даже время суток и погода имеют значение в этом деле. Использовали мы даже подсадных раненых серых ворон для привлечения их собратьев – так же достаточно эффективно, но, это не имеет отношения к методу отстрела на гнездах.

А потому считаю архинеобходимым вернуться к опыту проведения месячников отстрела серой вороны (с 10 апреля по 10 мая для северных областей) бригадами охотников по разрешениям, выписанным на должностных лиц хозяйств. Почему по разрешениям, и почему бригадами охотников, спросите вы, разве не может эту работу проделать егерская служба сама – в рамках своих должностных обязанностей? А за чей счет?

Из личного опыта 1998-1999 годов отмечу: апрель-май – межсезонье, после копытных и зайчика прошло уже три месяца, до открытия на утку еще ждать три месяца, охотники соскучились по природе и выстрелу и готовы на своем транспорте, на своем бензине и со своими патронами. К тому же не все из жаждущих – конченные головорезы, готовые проливать чью угодно кровь. Как в былые времена, так и сейчас достаточно дисциплинированных охотников, способных держать себя в рамках. А потому, привлечение к мероприятиям охотников, желающих поучаствовать в отстрелах хищников: волков, лисиц, серых ворон – это всегда колоссальное экономическое подспорье для любого хозяйства, экономия значительных средств. И не надо бояться, что кто-то по чем-то не том выстрелит и ориентироваться в работе на безбашенных беспредельщиков – так вообще в хозяйства никого не пускать, так что ли! Другое дело, что апрель-май месяцы тишины в угодьях, когда дичь приводит потомство, и беспокоить ее лишний раз не гоже. Но, охотпользователь всегда может разграничить угодья, где действительно следует соблюдать тишину любой ценой, а где 2-3 выстрела не строят никакой погоды, к тому же, какой смысл в тех приплодах, если их почти целиком уничтожает серая ворона? Не лучше ли побеспокоить выстрелом лысуху или утку, но сохранить их кладку, нежели радоваться тишине и разорению?

И я ни в коем разе не призываю устроить повсеместно стрельбы в угодьях, только ради того, чтобы в апреле-мае застоявшиеся молодцы прочистили ружья и потренировали глаз. Месячник отстрела серой вороны должен проводиться не ради, и не для охотников, а лишь с использованием их сил и средств, выборочно по угодьям, избирательно по контингенту, и с обязательной предварительной разведкой и подготовкой.

Уважаемые охотники, помните: каждая отстрелянная в угодьях серая ворона – это десятки спасенных вами птенцов ценных, а порой и исчезающих видов птиц, в том числе и охотничьих видов, несколько зайчат и еще много другой мелкой живности. Если каждый из вас, замечу – не перетруждаясь, истребит 2-3 серые разбойницы за сезон, можете смело утверждать, что вы сохранили мелкой дичи больше, чем добыли! И это самая эффективная биотехния, как я в то искренне верую. Ну а когда численность серой вороны в наших угодьях достигнет разумных пределов, и ущерб от нее будет не так заметен, мы ее и подкармливать согласны.