ИЖ-26. Три сходные модели

Вальтер Вольф

Квітень, 2010 рік

Рассказывая об ИЖ-26 для точности и последовательности повествования необходимо обязательно упомянуть о промежуточной модели ИЖ-57. Ведь именно с нее началось появление ИЖ-26. Уверен, что многие ее и в глаза не видели. Да и не мудрено, так как выпускалось оно всего лишь год.

Сегодня многие «оружееведы» утверждают, что появление модели ИЖ-26 это дальнейшая разработка ИЖ-54. Здесь я должен с ними не согласиться. ИЖ-54 имело проушину с отверстием в казенной части для прохождения болта Гринера. А ИЖ-26, в отличие от ИЖ-54, не имело указанной проушины, а всего лишь малый крюк для захождения верхней малой запорной планки. ИЖ-57 было снабжено именно таким малым крюком, поэтому калибр у него был только 16. А вот ИЖ-26 выпускались только 12 калибра. К тому же, внутренняя начинка ИЖ-57 была очень похожа на ИЖ-54 и на ИЖ-26.

Теперь все по порядку. С 1957 года в след за выпускающимся ИЖ-54 Ижевский завод стал выпускать модель ИЖ-57. Это также была двустволка с горизонтально спаренными стволами и тройным запиранием, с «начинкой» (механизмом) вплоть до идентичности с ИЖ-54. (Хотя некоторые размеры деталей стали несколько меньше – короче). Модель ИЖ-57 имела более тонкую и обтекаемую затворную коробку с тыльной части щитка и более выступающую по бокам ствольных трубок прицельную планку. Кстати, на сменившей ее в 1958 году ИЖ-58 (первых образцов 16 к) это тоже присутствовало. Взведение курков в ИЖ-57 производилось при открывании стволов рычагами взведения. Указатели взведения курков расположены сверху подобно ИЖ-54, впоследствии ИЖ-26. Предохранитель ружья автоматический, запирающий одновременно спусковые крючки и шептала. Кнопка предохранителя расположена на хвостовике колодки. Плавный спуск курков возможен. Ложа прямой, полупистолетной и пистолетной формы. Цевье с защелкой рычажного типа. Курки возвратные, отдельно от бойков.

За всю свою оружейную практику, я встречал ИЖ-57 только два раза. По качеству изготовления при беглом взгляде эту модель некоторые путают с иномаркой. Особенно мне запомнилась последнее ружье. Наружная часть его колодки была покрыта хромом. Очень красивые сцены охот на пернатую дичь покрывали колодку с обеих сторон. При этом гравировка очень четкая с тенями, подобна меркелевской. И лишь наличие осей на курках и шепталах указывают на ижевское происхождение. Щиток колодки небольшой в сравнении с ИЖ-54, но точно подобран к 16 калибру. Брандтрубки с бойками ввинчены со стороны щитка и зафиксированы одним винтом на каждую (как в ИЖ-54 с 1957 г). Приклад изготовлен из темного ореха с очень красивой текстурой. Правда насечка на пистолетной шейке очень уж походила на Тульскую модель ТОЗ-66 (штучных вариантов). Каналы стволов хромированы. Несколько непривычна прицельная планка, накладывающаяся на ствольные трубки по бокам около 5 мм. Ствольные трубки добротно спаянные и обладали хорошим боем.

К огромному сожалению теперь таких ружей практически не осталось. Очень мало их было выпущено. А те, что сбереглись, уже побывали в руках «мастеров» – осевые пробки разорваны, шлицы винтов тоже, винты сильно перекручены. Так что былая красота втоптана в грязь. Но, несмотря на это ИЖ-57 все еще смотрится довольно элегантно как ИЖ-54 и ИЖ-26 о котором и пойдет дальше речь.

ИЖ-26 выпускалось с 1969 года по 1975 год. И хоть во всех справочниках и говорилось, что оно разработано на базе ИЖ-54 но по верхнему запиранию оно все же ближе к ИЖ-54. От ИЖ-54 эта модель унаследовала массивную затворную колодку с «цветной калкой» (или без нее). Поэтому колодка иногда покрывалась налетом ржавчины, особенно на нижней личине. Было это также двуствольное бескурковое ружье. Его стволы отъемные расположены в горизонтальной плоскости. Ствольные трубки, запрессованные в казенную муфту. Стволы добротно спаянные, каналы и патронники хромированы. Запирание стволов тройное – на два нижних крюка, рамкой Перде (причем эта рамка один к одному подходила от ИЖ-54) и за малый крюк, расположенный на казенной муфте над экстрактором. Причем, до сих пор существует мнение, что такое запирание рационально, так как торец щитка колодки не разрезается и не ослабляется. Хотя я лично никогда не видел разрывов в указанном месте. Хотя приносили мне на ремонт ИЖ-54 у которых крюки на казенной муфте были потянуты влево от тройной навески пороха. Но трещин на колодке не было. Колодка ИЖ-26 цементировалась, хотя имела незначительную твердость. Малая запорная планка была связана непосредственно с ключом отпирания. Эта схема очень удобна и проста и очень жаль, что о ней впоследствии забыли. (Кстати, на Меркеле точно такое же запирание, но оно двустороннее).

Однако не все детали были взаимозаменяемые с предыдущими моделями. Так, рычаги взводов курков были длиннее, чем у ИЖ-54. Курки имели предохранительные взвода, резко отличающиеся от ИЖ-54, хотя их конфигурация и вкладыши для отбоя оставались прежними. Шептала тоже оставались прежними. В случае надобности их легко было переставить с ИЖ-54 на ИЖ-26. Изменились и пластинки подкладки под сигнальные штифты. Здесь они стали длиннее, и от ИЖ-54 уже не подходили. До 1970 г. ИЖ-26 было снабжено экстрактором, который, унаследовав прочность от ИЖ-54, позволял выдвигать даже поддутые гильзы. А вот бойки, к сожалению, остались прежними, их никто не доработал, и они часто ломались. Брандтрубки имея по 5 ниток резьбы тоже были склонны к расшатыванию. Не доработал завод и боковых пробок закручивающих осевой болт и достаточно было открутить их один раз и уже один виток очень мелкой резьбы отставал от пробки. Несоизмеримо сделали и фланец-упор на пробке. Он крайне глубок и своей глубиной (совершенно не нужной) не позволяет нарезать более полноценную резьбу как на брандтрубке.

Выработка оси появилась лишь при длительной эксплуатации, либо при непомерных зарядах. Все-таки три точки запирания намного надежнее, чем одна. Это не ТОЗ-34 или ИЖ-27. При трех точках запирания рывок при выстреле равномерно распределяется по крюкам и нагрузка на ось не значительна.

Из неисправностей, которые мне приходилось устранять в этой модели, лопнувшие боевые пружины. Это случалось не часто, но все же бывало. Конечно, сложно было установить, от чего она лопнула, ведь до того как ружье попадало ко мне его самостоятельно разбирали, а при неправильной постановке, особенно если сдавить петлевой загиб, то и вполне исправная пружина лопнет сама по себе.

Значительное отличие от модели ИЖ-54 имели и поводки указателей взведения курков. Это пластинчатые детали, что подкладывались под сигнальные штифты. В ИЖ-26 они уже более длинного размера и от ИЖ-54 не подходили. Для чего я сравниваю эти детали? Да потому, что от ИЖ-54 модель ИЖ-26 уже имела существенные отличия. Цевье имело подобную защелку, как и на ИЖ-54, но формой уже было больше типа «бобровый хвост». Приклад остался тот же, но по врезке, особенно верхней части, уже отличался. Вообще, пистолетной формы приклад был удобен, да и само ружье, благодаря своим формам и среднему весу было прикладисто и удобно при быстрой стрельбе.

В таком виде, казалось, ИЖ-26 могло существовать еще долго. Но в 1970 году одновременно с существующей моделью появляется и модель ИЖ-26Е, с эжекторным механизмом. Тогда на головы владельцев ИЖ-26Е посыпались мытарства и мучения. Проблема была в том, что если спустить курки и отделить цевье для разборки, то оно отскочит в полном смысле слова и поставить его назад будет не так-то просто. Это происходило потому, что устанавливая цевье на место охотнику необходимо сжать две пластинчатые пружины (подобных по прочности и размерах к боевым). Эти пружины расположены в цевье и подпирают два ударника, что наносят удары по эжекторам. Конечно, можно предварительно взвести ударники, упирая их в древесину. Но не всегда такое дерево бывает под рукой. К тому же, в то время охотники снаряжали патроны сами и гильзы, особенно латунные, берегли. К тому же, и папковые гильзы того времени имели как минимум 8 слоев бумаги и служили долго. А когда в 1974 году появились пластмассовые гильзы, тогда уже все повально стали отключать эжекторный механизм. Оказалось это не так то просто сделать. Вынуть пружины ударников ничего не давало. Если проворачивая (западал) один из ударников, то невозможно было пристегнуть цевье. Тогда пошло массовое уродование механизмов цевья. Чего только не делали. И сваривали вместе ударники и глушили их заклепыванием. Но и это не спасало. Так, при открывании эжектора очень слабо выдвигались наружу, и извлечь гильзы было невозможно.

Много можно навести примеров варварских приемов, но чтобы не утомлять читателя скажу следующее. Отключить механизм эжектора вполне возможно. Но при этом, разбирая механизм важно не потерять ролики, что одеты на длинную ось в цевье. Без них курки не взведешь. А при удалении ударников ролики нужно изготавливать (точить на токарном станке) длиннее почти на всю длину прорези в упоре цевья и калить до 48 НRС единиц. Следует не забывать, что эжектор выдвигает нанаружу съемный выступ над осевым болтом. (Такая деталь сейчас выдвигает гильзы на ИЖ-43, ИЖ-58МАЕ.) От высоты и внутреннего угла зависит выдвигание эжекторов, которые должны работать как экстрактор. Ударники цевья только выбрасывают гильзы, нанося удары по половинкам эжектора и приспособить их в качестве эксцентрика без переделки просто не возможно. К тому же нижние зацепы ударников не позволяют взвести курки на боевой взвод. Так что отключение эжекторов с последующей переделкой на экстрактор должен производить настоящий оружейный мастер, а не дядя вася с кочегарки.

Еще хотелось бы упомянуть об одной немаловажной особенности разборки ИЖ-26Е. Когда вы отделите нижнюю личину, обратите внимание на рычаги взводов курков. На их плоскостях вы увидите по маленькой пружинке (почти, такие как для бойков), что вставленные в глухие отверстия рычагов взвода. Без этих пружинок курки также взводиться не будут. Не теряйте их и своевременно устанавливайте на место при сборке ружья. В моделях без эжекторного механизма этих пружинок нет. Да они и не нужны здесь вовсе. Это в эжекторном варианте они необходимы для своевременного согласования с нижними выступами ударников.

Несмотря на то, что в 1975 году выпуск ИЖ-26 прекратился, их еще довольно часто можно встретить в пользовании у охотников. Правда они уже сильно подуродованы и уже не в таком виде как бы хотелось видеть, но все же существуют. На то время это было не тяжелое ружье. Но сейчас все почему-то считают его тяжелым. Со своим тройным запиранием ИЖ-26 можно было бы уверенно проектировать и под патрон Магнум. Конечно, из-за низкой технологичности ИЖ-26 не могло конкурировать с ИЖ-58 у которого рычаги взвода были осями боевых пружин. Но кто хоть раз стрелял из него, тот знает, что бой у этого ружья хороший, почти не отличим от ИЖ-54.

Еще одна интересная черта присуща ИЖ-26 любой модели. Это подпружиненный первый спусковой крючок (правого ствола). Такие новшества присущи лишь бельгийским, немецким и французским моделям, где спусковой крючок разрезан, и сама гашетка, качаясь на оси подпружинена. Для чего это сделано? В случае короткого приклада или неполного прижатия приклада к плечу первая фаланга указательного пальца стрелка не будет разбита. Хоть спусковой крючок и своей задней кромкой ударит по пальцу, но пружинка, вставленная впереди спуска, погасит удар. Такое введение полезно. Так как иногда многие стрелки жалуются, что из-за короткой ложи сильно страдают пальцы. А по отношению к ИЖ-26 нареканий не было никогда.

Вообще же найти ИЖ-26 в хорошем состоянии сегодня практически невозможно. Почти все ружья что мне попадались на глаза либо сильно запущены прежними владельцами и стволы покрыты раковинами, либо кто-то уже вскрывал ружье, изуродовав винты, и поклепав торцы осей курка и шептала. Тем же кому посчастливится найти эту модель в безупречном состоянии я должен сказать, что сейчас в Ижевске уже никто не сотворит такой модели. ИЖ-26, ИЖ-57 да и ИЖ-54 это ружья, которые при бережном уходе и нормальных зарядах пороха прослужат многим поколениям охотников, поражая своим хорошим боем и безотказностью механизма.