Законотворили, законотворили и назаконотворили

В. Нижник

Червень, 2010 рік

Начиная с 2004 года, когда Верховная Рада приняла откровенно вредительский Закон о запрете весенней охоты в Украине, я ни чуть уже не сомневался в том, что наши депутаты-охотники лично себя в правовом поле Украины не видят. Законы они принимают, как я то понимаю, для рядовых украинских охотников. А сами они и весной, и осенью охотятся по своим «законам», и хозяйства их живут и работают по отдельным неписаным законам, что чрезвычайно убедительно продемонстрировал депутат Лозинский в своей охотничьей вотчине. Это для народа весеннюю охоту на гуся и селезня запретили, а для тех, кто штампует Законы она и сегодня проводится, правда не по отстрелочным карточкам, а по различным «разрешениям» или вовсе без всяких дозволов, лишь в сопровождении…

Затем последовал такой же, откровенно антиохотничий Закон «О защите животных от жестокого обращения», в котором никаких действительных и жизнеспособных рычагов по защите животных от жестокости и в помине не заложено, зато жирной красной чертой антиохотничья линия. И опять вопрос: как депутаты охотники могли голосовать за антиохотничий закон, который к тому же таит в себе основы развала охотничьего собаководства? Они что, охотничьих собак не держат? Держат! Так за что же голосуют? Простите, запамятовал – наши депутаты и их собаки живут по другим законам.

Нет места перечислять полный ряд антиохотничьих законопроектов, которые, кстати, подавали не только откровенные «борейки» и «голубы», и от которых с таким трудом и мобилизацией всех сил приходилось отбиваться специалистам и руководителям охотничьей отрасли и все же на одном Законопроекте остановлюсь, по той причине, что он ускользнул от внимания широкой охотничьей общественности, а был настолько реален и угрожающ для охотничьего собаководства и охоты. Процитирую лишь несколько строк из Законопроекта депутатов Голуба и Зайца «О внесении изменений в Закон Украины «О защите животных от жестокого обращения», кстати, принятого ВР 11 февраля 2010 года №1871-VІ и остановленного Президентом: «…жестокое обращение с животными – натравливание одних животных на других…, …запрещается использование животных в соревнованиях по стрельбе (конец варминтингу в Украине), …запрещается регулирование численности диких млекопитающих, птиц, за исключением мышевидных грызунов, во время их размножения и воспитания потомства жестокими методами…, на гнездах (вспомним о серой вороне), уничтожения детенышей…, Запрещается использование притравочных станций для натаски охотничьих собак с использованием живых животных в качестве приманки».

И за такой закон проголосовали депутаты охотники! Ну, конечно, им же по этим законам не жить и не охотиться. Спасибо, оперативно сработали службы Госкомлесхоза и спецы из других ведомств, и бредятину удалось в последний момент остановить – Президент наложил вето. Надолго ли? Наверняка следует ближайшее время ожидать второй попытки «защитников животных» кончить охотничьих собак в стране.

И вот, не успели мы искренне порадоваться за наши победы в борьбе с «внутренними» и «внешними друзьями» за изменения в Законе «Об охотничьем хозяйстве и охоте», которые пробили с Божьей и депутатской помощью на последнем – третьем заходе, как гром среди ясного неба прозвучал вопрос с Черниговщины: а чего это вы, там, в столице начудили?... Как могли такое проморгать – в шести хозяйствах полностью, и еще некоторых территориях 2-х соседних хозяйств, расположенных на территории регионального ландшафтного парка «Межречинский» закрывается всякая охота! Да, да, уважаемые киевские и черниговские охотники, на знаменитых Сорокошичах, Косачевке, Окуниново, Вершине и еще многих менее известных местах всякая охота с 21 января 2010 года закрывается!

Далее последовали аналогичные сообщения с Крыма, Донецкой, Запорожской, Киевской, Николаевской, Полтавской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черкасской областей. Причина? Согласно принятым 21.01.2010 г. Верховной Радой Украины изменениям в Законе «О природно-заповедном фонде Украины» всякая охота на территориях и объектах ПЗФ запрещается.

Сразу же отмечу, к нам, во Всеукраинский совет УООР, указанный законопроект на экспертизу не поступал, и его принятие было полной неожиданностью. И, добавлю, я лично, и многие мои коллеги, после появления указанного Закона сразу и не уловили подвоха. Да какого подвоха, и как красиво подложенной свиньи! Да кому!

Для примера: сразу шесть новых частных охотничьих хозяйств общей площадью более 100 тысяч гектаров в один день стали охотничьими банкротами. Для справки: бывшее охотхозяйство «Межречье» имело лимит добычи в 2009 году: 8 оленей, 60 косуль и 270 кабанов, (да некоторые области не имели такого лимита, как одно «Межречье»). А какие утиные охоты на Киевском водохранилище в одночасье стали историей. Далее знаменитый «Трахтымырив» не откроет охоту в 2010 году (лимиты 2009 года были: 21+15 косули и 85+65 кабанов). «Азово-Сивашский» (лимит в 2009 году: 130 оленей и 250 ланей), и многие, многие другие охотничьи хозяйства по Украине, в том числе и принадлежащие охотникам депутатам ВР. Что называется, дозаконотворили – в собственных хозяйствах, в которые вбухали кучу денег, сами же и закрыли охоту!

Нужно отметить, что предполагаемые убытки, если не полный развал, которые понесут охотничьи хозяйства, в результате запрета охоты на территориях ПЗФ, не может сегодня предположить ни один специалист. К примеру, после того, как охотники Каменец-Подольской и Чемеровецкой районных организаций УООР (вместе порядка 1500 человек), угодья которых (общей площадью почти 166 тис. га) входят в национальный природный парк «Подольские Товтры», узнали о запрете охоты в их районах, прекратили платить взносы. Две районные организации начали разваливаться. Хозяйства остались без финансирования, без охраны и волки и лисы чувствуют себя под надежной охраной и творят, что хотят. Год такой неразберихи и угодья превратятся в заповедник для волков и гуляйполе для браконьеров.

Можно и далее приводить примеры предстоящего развала как охотничьих клубов и организаций, так и охотничьих хозяйств, а вместе с ними и объектов ПЗФ, потому как в большинстве своем эти объекты находятся в прямой зависимости от охоты и охотников.

Так у каких специалистов, каких ведомств был на экспертизе новый вариант Закона о ПЗФ? Как могло произойти такое, что лишь через несколько недель (а опубликован он был 16 февраля 2010, когда вето Президента наложить уже было невозможно), при внимательном чтении уже принятого Закона, до многих «дошло», какую каку приняла ВР! И вообще, что это за подпольное законотворчество, когда никто, ни депутаты, ни специалисты отрасли, ни государственные чиновники, в большинстве своем не понимают, что принимается Верховной Радой?

Справедливости ради отмечу, что более казуистического Закона, чем новый – о ПЗФ, в области охотничьего хозяйства и охраны природы, мне ранее читать не доводилось. И это не только потому, что любой Закон, направленный на изменение редакции действующего, даже специалисту тяжел для чтения, а рядовому охотоведу и подавно. К примеру, как вы воспримите формулировку Закона о внесении изменений в Закон о природно-заповедном фонде типа: «Абзац четвертый части первой статьи 16 после слов «охота, рыболовство» дополнить словом «туризм». Вам такая формулировка о чем то говорит? Плохо это или хорошо? Может речь идет об охотничье-рыболовном туризме? Голосовать за такое предложение депутату или нет?

А вот еще завуалированные подвохи: «В части первой статьи 21: в абзаце третьем слова «и промысловая добыча охотничьих животных» заменить словом «охота», или «Часть вторую статьи 40 после слова «объектов» дополнить словом «охота». О чем речь, об охотничьих объектах?

Можно ли было предположить, что именно эти невзрачные, на первый взгляд поправочки, положат конец охоте на сотнях тысяч гектаров угодий в Украине? Конечно, нет. Вот и голосовали депутаты, не понимая, за что голосуют. Но и это еще не все. Даже обновленный Закон о ПЗФ, то есть в полной обновленной редакции, представляет собой не слабый лабиринт казуистики для непосвященного. Посудите сами, если вы хотите разобраться в Законе «Об охотничьем хозяйстве и охоте» и выяснить: разрешен ли тот или иной метод охоты, вы потратите на это не более 3-4 минут, и внятно, к примеру, в статье 20 Закона четко об этом прочитаете, без консультаций со специалистом.

А для того, чтобы разобраться разрешена ли охота согласно новой редакции Закона о ПЗФ, к примеру, в региональных ландшафтных парках Украины, понадобилось более 2-х часов и четырехкратное прочтение более половины статей Закона о ПЗФ. Вопрос, как депутат, с первого прочтения, без разъяснения специалиста, мог разобраться, за что он голосует?

Я ни в коем случае не собираюсь оправдывать депутатов ВР в допущенной нелепости, любой из них перед голосованием мог задать вопрос о том, какие инстанции и экспертизы прошел предлагаемый законопроект. Если не прошел экспертизы в той или иной инстанции и заинтересованных структурах (для нашего случая Госкомлесхоз и охототделы самых обществ охотников), то без всяких голосований отправлять такой законопроект… куда глаза глядят. Да, размечтались мы. Это ж в цивилизованных странах так работают парламенты, а мы…

Следует отметить, что окончательная точка в вопросе об охоте на территориях ПЗФ не поставлена. Сегодня, когда пользователям угодий, расположенным в границах ПЗФ, дошло какой удар по ним нанесен (кстати – наши охотники еще не все знают, что их ждет в этом сезоне), собирают все силы и поднимают вопрос об отмене на законодательном уровне нововведений по ПЗФ.

Правда кое-кто сложил руки и смирился с потерями, а наиболее «умные» ждут, чтобы за их права поборолся кто-то, а они, в общей компании, не приложив никаких усилий, дождались поблажек. Уважаемые пользователи угодий, уважаемые охотники малоимущие и что-то имеющие, может достаточно делить нам интересы на уооровские, лесхозовские и «прочие». Пока мы таким образом разбираемся между собой, пока ушлые чиновники разгоняют нас по отдельным хуторам и хуторкам, нас, подчеркиваю – нас всех, имеют… почитай все, кому не лень, и с каждым днем все больше и больше.

Сегодня как никогда ранее стало очевидным, что сидя в своей личной «тмутаракани», даже с полными карманами «зелени», без охотничьего лобби в столице, свои отдельно взятые тмутараканьские права защитить не представляется возможным, тем более на законодательном уровне.