«Вертикалка» №1: Робертсон против Браунинга

А. Артеменко

Червень, 2013 рік

На вопрос, какие ружья лучше: турецкие, или российские, можно отвечать по-разному. Сегодня мы сравним концепции производителей.

Турецкие бокфлинты, сделаны по образцу «Беретты», а ИЖ-27 – «Браунинга». Запирание надвижной планкой подобное, основная разница в шарнире: в «Беретте» использованы полуоси – цапфы, в «Браунинге» – ось. Первое решение было предложено Джоном Робертсоном (1839-1917), совладельцем фирмы «Босс». Этот великий оружейник создал свой «бокфлинт» в 1908 г., а в 1913 г. лондонская компания «Джеймс Вудвард и сыновья» развила идею Робертсона, взяв патент на вертикалку, у которой передние боковые (околоствольные) крюки имели полуокружные выступы и опирались на две полуоси (цапфы) на внутренней поверхности коробки. Такое решение, перенятое «Береттой» в 1933-1934 гг. и используется в турецких ружьях. Его преимущество состоит в несколько меньшей – на 6-7 мм, высоте вертикального блока стволов и, соответственно, колодки. Также в заметном уменьшении вертикальной составляющей отдачи (субъективно ощутимой «пол скулу» стрелка).

Второе решение было реализовано Джоном Браунингом в его бокфлинте. Работать над ним он начал едва ли не в 1880 гг, хотя задокументированное начало работ датировано 1922 г. После смерти конструктора, работу над его детищем продолжил сын – Вал Браунинг, именно он завершил знаменитый односпусковой инерционный спусковой механизм (1939). В 1931 г. ружье «В25» пошло в серийное производство, а до 1940 г. было выпущено 12000 ружей. Это был первый массовый бокфлинт среднего класса, доступный по цене.

В том, что касается запирания, решение Браунинга состояло в использовании двойного подствольного крюка разрезного вдоль. Подобное решение использовал и Робертсон, только его передний крюк налегал не на ось под нижним стволом, а на полуоси по сторонам от нижнего ствола. Отличалось и запирание, у Робертсона – двурогой рамкой, у Браунинга – надвижной планкой. Нижний ствол В25 изготовляли совместно с крюками, что упрощало производство при тогдашних технологиях, а также создавало гладкие ровные боковые поверхности, удобные для налегания в колодке. Блок стволов соединяется с колодкой крюками, передний опирается на поперечную шарнирную ось, задний — на упор в колодке. Оба крюка выходят наружу на нижней поверхности колодки. При запирании широкая планка-задвижка входит в паз в заднем подствольном крюке. Передний крюк у Браунинга был разрезным из-за конструктивных особенностей цевья.

Здесь следует кратко упомянуть также о бокфлинтах «Меркель». В 1920 гг. этой фирмой была разработана конструкция бокфлинта с двумя подствольными крюками. Передний высокий крюк своей удлиненной задней поверхностью отжимал рамку запирания при закрывании ружья, он также проходил колодку насквозь. Именно это решение было позаимствовано создателями ружей модельного ряда ИЖ-59 – ИЖ-12. Достаточно взглянуть на фото, чтобы признать в ИЖ12 упрощенный В25 с передним подствольным крюком «меркеля».

Ружья ИЖ-12 выпускали серийно с 1962 по 1974 год. За этот период завод произвел около 312 тыс. ружей, из них 129 тыс. пошли на экспорт. В 1969-1975 гг. было изготовлено также около 220 тыс. ИЖ-26, около трети из которых – на экспорт. В те годы СССР активно продавал ружья массового изготовления по самой невысокой валютной цене, как сегодня турецкие производители. Стране, до появления нефтедолларов, была нужна валюта. Основной сбыт ружей шел в Европу – через «Франконию» и в Азию. В СССР экспортные ружья считались престижными, хотя на внутреннем рынке продавали в основном отбракованные. Для сравнения, только «Фабрик Националь» до 1975 г. произвела 450000 ружей В25, не считая японских клонов. Тогда, ИЖ-12 в какой-то мере могла конкурировать с прочими клонами на рынке.

К настоящему времени произведено около 1,6 млн. ружей ИЖ-27. Сегодня, ружья «Байкал», даже в Пакистане – одном из основных рынков сбыта российского оружия, «пользуются давней репутацией прочного и надежного бедняка, ружья класса Б». МР27 предлагаются в одном ценовом классе с хорошими турецкими (вроде «Хатсан») – по 50000 рупий/580 дол. США.

Давайте рассмотрим запирание турецкого ружья («Хатсан») и российского МР27 подробнее. В нижней части ружей имеются два подствольных крюка. В ИЖ-27, (как и в ИЖ-12) передний крюк имеет ширину 14 мм, он налегает на осевой болт диаметром 8 мм. В «Хатсане» общая ширина двойного переднего крюка – 16 мм. Ширина заднего крюка в пазе под запорную планку в ИЖ-27 21 мм, в «Хатсане» 30 мм. Паз в ИЖ-27 несколько толще – 5 мм. Колодка ИЖ-12 изготовлена из низкоуглеродистой стали (Ст. 15). Ее главное достоинство - легкость механической обработки. Для сравнения, в «горизонталках» ИЖ-58 для колодок использовали сталь 50А. В условиях массового производства колодка оставалась мягкой, когда на ИЖ-27 ее поверхности попробовали подкалить до примерно до 37 НRС, но это усложнило работу граверов и от такого решения отказались. Впрочем, колодка довольно прочная, когда делали ИЖ-27 «магнум» толщина стенок колодки осталась прежней. О материале колодки современных ИЖ-27 судить не берусь, пусть нас рассудят те, кому приходилось ее обрабатывать. Колодки турецких ружей изготовлены из стали типа 4140: содержание углерода 0,38-0,43 %, хрома 0,8 – 1,1 %, марганца 0,75 – 1 %, кремния 0,15 – 0,35 %, молибдена 0,15-0,25 %.

Следует пояснить пресловутое понятие «надежности», которое так интересует наших читателей. «Надежность» бывает двоякая: направленная на усиление узла запирания при разрушении оружия и способствующая увеличению ресурса запирания. В СССР, после присоединения к CIP (ПМК) пробу готового оружия (изделия) стали производить двумя патронами на ствол (трубку). Утверждают, будто в США (SAAMI) ружья ИЖ-27 «Магнум» испытывали патроном с давлением 1757 кгс/см2... «и ни увеличения размеров, ни раздутия, ни разрыва...», что в принципе возможно. Такая проба направлена на выявление дефектов, например трещин. А вот в Турции, согласно действующих технических норм, проба ружей не обязательна.

Теперь, о ресурсе эксплуатации. Продольный шат стволов негативно влияет на живучесть. Конструктивно, ружья с двумя подствольными крюками положено делать с таким расчётом, чтобы задний крюк своей передней поверхностью прилегал к опорной поверхности коробки. Этим достигается разгрузка переднего крюка и соответственно шарнирного болта, предотвращается т.н. "вытягивание" стволов из коробки в момент выстрела, наконец, увеличивается живучесть всей затворной системы. Такая опора на задний крюк хорошо сделана, например в «горизонталке» ИЖ-49 – последнем массовом ружье, в котором эту поверхность пригоняли.

Компетентно судить о том, насколько хорошо это решение исполнено в современных ружьях низшего ценового класса сложно. По ТУ процент прилегания был оговорен довольно большой, около 60 %. В 1970 г. и позже, зарплата на ИЖмех составляла всего лишь 13 % от оптовой цены изделия. Наиболее трудоемкие (дорогие) операции на сборке – подгонка стволов к колодке, в ИЖ-27, также – сборка односпускового УСМ. Эта операция, первоначально – ввиду малочисленности таких изделий, не была раздроблена на мелкие переходы. На ИЖ-27 (и особенно на ИЖ-43) проблему составляла пригонка рычага запирания – наклон угла крюка, если пологий – трудно открыть (надо удлинять рычаг…), если крутой – угроза самораскрытия ружья при выстреле (особенно, если за цевье не удерживать…).

В СССР «охотничьи ружья, изготовленные в соответствии с технической документацией, имели гарантированный ресурс: одноствольные 13000, двуствольные 15000 выстрелов». Все эти величины были установлены на глаз - с запасом. До реального расстрела стреляли редко. Так, известно ружье ИЖ-26, которое в 1960 гг. проходило комплексное испытание на живучесть, из него было сделано 10000 выстрелов в разных климатических условиях. После испытания ружье имело шат стволов, ось переднего ствола провернули на 180 град., а хром в стволах начал выгорать за патронником и в чоках. В процессе эксплуатации типичными поломками были: сколы хрома, нарушения оксидировки, проблемы с дульными насадками. В ИЖ-27-1С ломались спусковой крючок и перехватыватель, в основном, от ошибок в эксплуатации. В 1990 гг. эти детали стали делать массивнее и такие случаи прекратились. Случалось – «вылетала» кнопка предохранителя, после замены – установки шайбы, эти случаи также прекратились. В ИЖ-27 и сегодня, случается расклепываются бойки, шептала эжектора – если плохо пригнаны. Смещение накола (на капсюле) допускается до 0.5 мм (по осям), в этих пределах практически оно безвредно.

Проблему бойков отмечают и пакистанские пользователи. Замена бойков в МР-27, довольно обсуждаемая тема на пакистанском сайте, как, впрочем и на отечественных. Поэтому, имеет смысл ее обсудить. Попросту, чем чаще и больше вхолостую щелкать, тем вероятнее сломается боек. Поскольку время удара (торможения бойка) очень мало, напряжения в зоне перехода диаметров достигают очень больших величин и боек просто разрывается. Это происходит не с первого раза, вследствии большего количества нагрузок «усталостная прочность» детали становится намного меньше обычной прочности на растяжение. Прежде, в комплект зип спортивной версии ИЖ-27 входили бойки и их пружины, расчитанные на 3,5 тыс. выстрелов каждый. Затем (по требованию спорткомитета) зип убрали и «увеличили живучесть деталей». После долгих испытаний эту проблему решили утончив переходную часть, то есть значительно увеличив радиус перехода диаметров - попросту "растянули" опасную зону, распределив опасные напряжения на больший объем и соответственно снизив их.

Прошло уже лет 15-20, но из-за «трудностей планирования производства» часть бойков ИЖ-27 до сих пор выпускают старой формы. Неудачность формы старых бойков заключается в резких изменениях диаметров. Все углы должны иметь радиусы перехода, и чем больше радиус, тем его проще обработать (отшлифовать). Также важно отсутствие поперечных рисок от обработки (концентраторов напряжений), чем меньше эти риски, тем меньше вероятность поломки.

В турецких ружьях качество деталей механизма зависит от способа производства. В одних фирмах, таких как «Хатсан» используют свои – контролируемого качества. В других, как «Хуглу» - мелкие детали поставляют субподрядчики, и качество их может оказаться самым плачевным. Такие случаи в нашей газете обсуждались не раз, поэтому мы запросили наших турецких коллег и получили любезный ответ о рейтинге турецких фирм, который и использовали в написании статей о «бокфлинтах» и «полуавтоматах».