Могут ли священники и монахи охотиться?

С. Чаплыгин

Жовтень, 2013 рік

С этим вопросом в редакцию наши читатели обращались не раз. Разъяснение его имеется в церковном праве. В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь считает правильную охоту богоугодным делом, а вопрос охоты для духовных лиц специально рассматривает «Номоканон» - это сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI-VII веках в Византии.

Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (1273 год. Киев/1274 г. Владимир) — основного источника церковного права в средневековой Руси-Украине. Последнее издание «Кормчей книги» было сделано в 1816 г. С этого года вместо нее издается «Книга правил» - сборник единых канонов (правил) для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и поместных соборах, которые отмене не подлежат.

«Номоканон» при Большом Требнике, 135-е правило гласит: «Священник ловец, или птицоятель, да есть празден три месяца». Чтобы понять это правило следует обратиться к толкованию его. Феодор Вальсамон (около 1140 г – после 1199 г) — византийский канонист, патриарх Антиохийский (1193-1199) пишет в толковании на 24-е правило VI Вселенского собора: «Ибо если всякое конское ристание – как то, какое совершается в древности (состязания колесниц были азартным видом спорта), так и бывающее ныне, по мнению многих, запрещается также как и все зрелища и псовая охота (травля зверей в цирке); то иной будет вынужден сказать, что никогда ничего такого не должны делать ни царь, ни другой кто; что должна прекратиться и псовая охота на зайцев, дабы и миряне, посещающие конские ристалища и зрелища, и занимающиеся охотою, не подверглись отлучению, что неуместно.

Итак, посему ристалища и зрелища и охота должны быть разделяемы, как сказано, на два вида: на совершенно недозволительные, на которые недозволительно ходить не только клирикам, но и мирянам под страхом отлучения (в современной жизни это, например – собачьи бои) и на дозволительные, какие и совершаются ныне (т.е. не запрещенные ныне действующими законами) на которые не только миряне, но и клирики могут ходить без осуждения».

Матфей Властарь (византийский канонист, иеромонах из Солуни, выпустил «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах» (Алфавитная Синтагма, 1335 г), умер ок. 1360 г) пишет в «Синтагме» глава 1. «О зрелищах»: «А звериными зрелищами правило называет не охоту с собаками, или как-нибудь иначе; ибо это дело, а не зрелище».

Известно определение Святейшего синода середины 19 ст. – клирикам Аляскинской епархии добывать себе пропитание охотой.

В Церкви латинского обряда священнослужителям также не запрещено охотиться. В прошлом, члены духовно-рыцарских орденов возлагали на себя дополнительные обеты. Так, тамплиеры (храмовники) в Святой земле могли охотиться только на львов, как хищных зверей, опасных для паломников.

В Церкви латинского обряда покровителем охотников и лесников является святой Губерт. Святитель неразделённой церкви (канонизированный до раскола 1054 г) Губерт также почитается и в Церкви греческого обряда. Он был старшим сыном и наследником Бертрана, Короля Аквитании, родился предположительно в 656-658 г. Молодым Хуберт был послан отцом ко двору Феодориха III в Париж, где его обаяние и манеры привели к представлению ему должности при дворе. Как и все дворяне его времени, он пристрастился к охоте. Промыслом Божиим, его жена умерла при рождении ребенка, и Хуберт удалился в лесные Арденны и целиком предался охоте. И в этот момент произошло его преображение и обращение к святой христианской вере. В Страстную Пятницу, когда все верующие устремляются на службы, Хуберт собрался проливать кровь на охоте. И когда он преследовал красивого и внушительного оленя и целился ему в сердце, животное двинулось, и по церковному преданию, между рогов оленя он увидел распятие Христа и услышал голос: "Хуберт, если ты не обратишься к Богу, и не возвысишься святой жизнью, то скоро за грех прелюбодеяния последуешь в ад". Хуберт сошел с коня, распростерся на голой земле и сказал: "Боже, что Ты прикажешь мне делать?" И услышал ответ: "Иди и покажись епископу Ламберту, и он научит тебя". Хуберт проповедовал Святое Евангелие среди язычников Арденнских лесов. День его памяти отмечается на Западе 3 ноября (16 ноября по юлианскому календарю).

В РПЦ МП покровителем охотников и рыболовов является святой мученик Трифон. Происходил он из селения Кампсад близ города Апамеи в Малой Азии и жил во второй четверти III в. Во время правления императора Декия - свирепого гонителя христиан - Св. Трифон за отказ поклониться идолам подвергся тяжким мучениям и, стойко претерпев страдания, был усечен мечом, увенчавшись нетленным мученическим венцом от Бога.

Святой мученик Трифон всегда пользовался почитанием в Москве, где в Напрудной выстроен храм в его честь. Существует предание, связанное с историей этого храма. Однажды на охоте у царя Иоанна Грозного по оплошности сокольника боярина Трифона Патрикеева улетел любимый кречет. Разгневанный царь приказал сокольнику в три дня найти его, в противном случае грозя смертной казнью. Измученный бесплодными трехдневными поисками, Патрикеев остановился около Марьиной рощи (в Напрудной слободе) и заснул. Перед этим он усердно молился о помощи своему небесному покровителю - Св.Трифону. Во сне ему явился юноша на белом коне и с царским кречетом на руке, которого он отдал Патрикееву. По пробуждении же сокольничий действительно увидел, что рядом с ним сидит пропавший кречет. В благодарность Богу и Св.Трифону Патрикеев первоначально построил на этом месте часовню, а затем, при содействии самого Иоанна Грозного, каменный храм в честь мученика. В память об этом чудесном событии на русских иконах Св.Трифон обычно изображается с кречетом на руке.